Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФОЛИО – СОВРЕМЕННЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

Очень современным эффективным способом оценки достижений учащихся является языковой портфолио, предложенный авторами системы личностно-ориентированного обучения. Достоинство его в том, что важнейшей его целью является повышение саморефлексии учащихся по отношению к процессам учения, он рассматривается как предпосылка повышения самоответственности ученика по отношению к учению, самостоятельности в организации процесса учения и участия в процессе качества результатов учения. Важно, что оценивается не просто достижение, а в процесс оценивания вовлекается весь пройденный учеником путь обучения. Ученик сам оценивает, как он работал для достижения этих результатов, какие он может выстроить перспективы в своем образовании.

Языковой портфолио включает материалы, представляющие путь изучения русского языка и литературы. Так, например, после изучения определенной темы ученики пишут страничку для своего портфолио о том, что было самым трудным в работе над данной темой, какой урок   запомнился больше всего, какие остались вопросы и что с ними делать в дальнейшем. Так по теме «Глагол» написаны странички портфолио «Самая интересная грамматическая категория глагола», «Самая трудная глагольная орфограмма», «Как бы я откорректировал главу учебника о глаголе», «Что я запишу в орфографический словарик», «Историческая страничка о глаголе в моем восприятии» и т.д. Очень эффективными являются рефлексии–обобщения. Их можно проводить в различных формах: это семинары, конференции, интеллектуальные лингвистические игры, презентации, результаты таких уроков тоже оформляются учащимися в портфолио.

В языковом портфолио ученик выделяет разделы, которые пополняет от класса классу, эти разделы дают возможность самому учащемуся оценить свое продвижение в том или ином направлении. Само содержание этих разделов – это тоже показатель уровня языковой компетенции. Так, например, в 9-м классе сформированы следующие разделы портфолио творчески активных учащихся:

-    Выступления на конференциях различного уровня

-    Сочинения по литературе из серии «Мнения критиков»

-    Этюды из серии «Точка зрения»

-    Публицистические работы из серии «Размышления о жизни»

-    Программы классных конференций по русскому языку и литературе

-    Программы литературных гостиных

-    Сочинения в художественных жанрах

Очень интересным и эффективным является тематический языковой портфолио. Всем известно, что анализ лирического текста – это один из сложных компонентов литературной компетенции учащихся. И хотя в современной педагогической практике есть различные методики обучения этому виду анализа, он по—прежнему остается самым сложным. Нами разработана система формирования навыков анализа лирического произведения с опорой на языковой портфолио. Это так называемый «Языковой портфолио анализа лирики». Приведем фрагменты работы по формированию данного типа портфолио в среднем (7 класс) звене.

В курс 7 класса (Программа В.Я. Коровиной) входят произведения следующих авторов: М. Ломоносова, Г. Державина, А. Пушкина, М. Лермонтова, тематические подборки о родной природе (В. Жуковский, А.Толстой, И. Бунин, В Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Данная программа несколько расширена, нами включены еще лирические произведения В. Набокова и Е. Боратынского. Опираясь на данный объем содержания, мы в нашей работе выделяем два направления: 1) обучение анализу лирики (глубина постижения содержания и формы художественного произведения) и 2) обучение созданию собственного текста определенного стиля и жанра.

Работа по формированию навыков анализа строится на дедуктивном методе: от общего к частному, в данном случае на усвоении понятия жанра как главной категории поэтики. Программа 7 класса открывается изучением од Ломоносова и Державина. Опираясь на общую структура жанра, с которой учащиеся знакомы с 5 класса, мы составляем содержание модели жанра оды: композиция, пафос, изобразительно-выразительные средства, поэтические образы. Далее в соответствии с задачей жанра (восхвалить) анализируем все компоненты художественного содержания и формы конкретных произведений. Вначале работа ведется коллективно, затем ученики пробуют самостоятельно проанализировать или какой-то фрагмент оды или по всей оде какую-то область содержания и формы (например, звуковой рисунок или композицию). Очень важно на этом этапе учителю отследить, что ученики усвоили главное в анализе произведения: принцип единства содержания и формы, идею содержательной формы. Учащиеся должны не просто назвать эпитеты, сравнения и метафоры, но обязательно увидеть, понять и объяснить их содержательное, идейное наполнение. Это очень тонкая и кропотливая работа, и навыки должны быть сформированы именно в среднем звене – это залог успеха в создании сочинения-анализа лирики в старших классах. Поэтому в 7 классе мы пишем , за исключением гуманитарно одаренных детей, лишь фрагменты сочинений. Но чтобы написать такой фрагмент, необходимо понять и проанализировать все стихотворение. Просто фрагмент позволяет углубиться во все тонкости художественного текста, а вторая задача – создание собственного текста – остается пока на втором плане

Творчество А.С. Пушкина представлено в 7 классе драматургией и прозой. Продолжая работу над лирикой, мы несколько расширяем программу, включая анализ лирических произведений Пушкина в жанре послания, таким образом сохраняя принцип жанрового подхода. Закрепляем понятие жанра, модели жанра, подчеркивая вновь единство содержания и формы, отрабатываем навыки анализа изобразительно-выразительных средств. Но углубляем понятие пафоса - ведущего настроения. Учащиеся должны прийти к осознанию того, что главное идейное содержание лирического произведения заложено в пафосе. Поэтому в создании портфолио мы учитываем степень продвижения каждого ученика: кто-то работает над композицией, кто-то еще учится анализировать тропы и звуковой рисунок, кто-то тренируется в определении стихотворного размера и  его соотнесенности с пафосом стихотворения, а кто-то уже пытается выстроить целостный анализ, идя от понимания пафоса. Работая по этой теме, можно включить и отзывы товарищей .

Знакомство с Лермонтовым достаточно расширяется в 7 классе . Мы изучаем большое лиро-эпическое произведение «Песня про купца Калашникова», стихотворения «Молитва», «Ангел» , «Когда волнуется желтеющая нива». Это позволяет намного углубиться в постижение лирического произведения.

Анализ лиро-эпического произведения тоже содержит богатый материал для углубления и расширения представлений учащихся о специфике лирики как рода литературы , ее взаимодействии с эпосом.

Исходя из содержания проделанной работы, можем сделать существенные добавления в портфолио:

-    поэтические образы

-    романтическое мировосприятие

-    пафос

-    философская лирика

-    лиро-эпос

Также дополняются уже созданные главы и разделы. Учителю важно очень внимательно проследить за наполнением портфолио, чтобы он не превратился в механическое накопление разного вида работ, это должна быть индивидуальная оценка изучения темы, ее личностное восприятие. И пусть пока объем портфолио не будет большим – важно качество содержащихся там материалов. После изучения новой темы можно просмотреть свои папочки критически: что-то, может быть, следует убрать или заменить другим, что-то сократить, усовершенствовать – это очень интересная творческая работа, которая привлекает учащихся прежде всего степенью самостоятельности.

Следующие разделы в изучении лирики называются «Край ты мой, родимый край» и «Тихая моя Родина», посвящены они теме родной природы, поэтому здесь работу целесообразно организовать, сосредоточив внимание на тематике лирических произведений. Темы природы, родины, философских раздумий о смысле жизни тесно переплетены в лирике русских поэтов и 19-го, и 20-го века. Необходимо, чтобы ученики усвоили, как развитие темы связано с пафосом, как это настроение передано во всей художественной ткани произведения. Дополнительно можно ввести раздел «Выразительное чтение»,  составить таблицу критериев оценки чтения наизусть. Конечно, здесь уместны различные конкурсы, концерты, результаты которых будут оформлены в портфолио. Интересным видом работы является сопоставление стихотворений с репродукциями картин русских художников той же тематики. Межпредметные связи с уроками ИЗО в школе позволяют проиллюстрировать какие-то из стихотворений. Можно самим создать этюды (и словесные, и живописные) на темы природы : «Гроза», «Вечер», «Утро», Тревожный закат» и т.д. С увлечением учащиеся пишут этюды – пейзажные зарисовки, опираясь на строчки изученных стихотворений: «Сердце радостно дрожит и тает», «И отрекаюсь я от дела злого», «Чем иным тебя прославить, жизнь души?» На заключительном этапе изучения темы очень эффективной будет творческая работа типа сочинения-эссе «Край ты мой любимый». Данный объем работы, глубина осмысления лирических произведений дает богатый материал для портфолио, что-то учащиеся сделают уже самостоятельно, учитель же окажет помощь  тем, кому пока еще трудно, сильным и увлеченным даст советы в организации индивидуальной работы.

Дополнительно, особенно для одаренных детей мы включаем 2-3 стихотворения Е.Боратынского небольшого объема, которые расширяют представления учащихся о философской лирике. Знакомству с Е. Боратынским предшествует посещение музея Боратынского, после которого мы пишем этюд «Знакомство с Боратынским. Мои впечатления». Для углубленного изучения мы берем стихотворения В.Набокова о детстве, подробно анализируем стихотворение «Лестница». Лирика В. Набокова насыщена необычной образностью, поэтому эти уроки обогащают знания учащихся в области поэтических образов. Обращаем внимание, например, на нетрадиционные эпитеты и метафоры: «цветущий и летучий день», «дремучий папоротник счастья моего», «лепетанье хрусталей», «сон речных извилин и сенокоса тонкий мед». Этот материал дает возможность детям, увлеченным поэзией, продвинуться вперед в овладении навыками анализа лирики, что, несомненно, будет и отражено в портфолио: необходимо сделать зримым то, что достигнуто.

Особо следует сказать о проверочных и контрольных работах в процессе изучения всего курса. Это, конечно, должна быть система разноуровневых работ, где учитываются разные способности учащихся и всегда открыты перспективы для творчества. Например, работая над таким распространенным тропом как эпитет, мы проверяем знания и умения по нескольким уровням:

-    знание определения

-    умение найти в тексте

-    умение объяснить содержание эпитета, его смысловое наполнение

-    умение вписать это понимание в контекст прочтения всего стихотворения

-    умение создать свой текст, наполнив его настроением, близким к пафосу анализируемого произведения, вклю чив средства изобразительности, близкие к авторским.

Отмечая в своей контрольной выполненные задания, ученик сам видит и оценивает, на какой уровень онподнялся, над чем ему стоит еще поработать.

Итак, языковой портфолио - это не только эффективный способ оценки достижений учащихся в процессе обучения. Портфолио дает богатые возможности сделать сам процесс обучения интересным, увлекательным, эффективным и главное - личностно значимым для каждого ученика, что, несомненно, является главным условием формирования современной личности, готовой к решению самых сложных общественных задач нашей эпохи.