Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СЕМАНТИКО-ДЕРИВАЦИОННЫХ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ ВИДА РУССКИХ ГЛАГОЛОВ В ИНОСТРАННОЙ АУДИТОРИИ

Авторы:
Город:
Смоленск
ВУЗ:
Дата:
21 апреля 2019г.

Одной из самых трудно усваиваемых тем в методике преподавания русского языка как иностранного (РКИ) традиционно считается изучение грамматической категории вида глагола. В.В. Виноградов утверждал, что «теория видов русского глагола – один из наиболее трудных, спорных и неразработанных отделов русской грамматики» [3, с. 393]. Доказательством этому может служить и анализ научно-методических исследований и разработок разных лет, как в отечественной [4, 6, 8, 9, 12], так и в зарубежной [1, 7, 13] лингвистики. При этом многие исследователи и методисты связывают необходимость поэтапного и детального изучения вида русских глаголов с организующей функцией данной категории, которая пронизывает всю систему глагольных форм в русском языке и зачастую определяет структурно- семантическое значение всего высказывания. Как отмечает К.А. Соколовская, «иностранцы, изучающие русский язык, иногда думают, что необязательно различать глаголы по видам: ведь и так понятно, какое действие происходит. Но в речи глаголы не только обозначают действие. Совершенный и несовершенный вид дают различные характеристики всей ситуации» [11, c. 5].

Носители языка усваивают категориальные значения и особенности употребления несовершенного (НСВ) и совершенного (СВ) видов глагола в раннем детстве, одновременно с приобретением навыков говорения и мышления на родном языке и формированием соответствующей языковой картины мира. В большинстве языков категория вида отсутствует, в связи с чем иностранцы, изучающие русский язык, не могут от чего-либо оттолкнуться в родном языке. Таким образом, первоначальные трудности, возникающие при изучении грамматической категории вида русских глаголов, неизбежно связаны с определением семантического потенциала совершенного и несовершенного вида. Именно здесь обучающимся и преподавателю должны прийти на помощь структурно-семантические элементы контекста, ситуативная зависимость высказывания и его коммуникативная направленность. Голландский славист А. Барентсен считает, что «необходимо как можно точнее передавать учащимся то общее, что для русского говорящего объединяет разнообразные случаи употребления одного или другого вида» [2, с. 44]. Общефактическое значение, как и конкретно-фактическое значение глаголов, раскрывается только в определенном контексте и в определённой коммуникативной ситуации. Именно поэтому при изучении данной темы необходимо демонстрировать основные функции видов глагола на конкретных примерах и предлагать иностранным слушателям доступное для понимания описание видовых значений с примерами, чётко демонстрирующими разницу между значениями глаголов НСВ и СВ, так как для формирования навыков использования этой грамматической категории важную роль играет умение определять характер ситуации, умение опираться на заданные ориентиры и сигналы, прямо указывающие на употребление того или иного вида. На этом этапе работы особую актуальность приобретает использование средств графической наглядности (рисунков, таблиц, схем). При этом материал в таблицах и схемах для лучшего его усвоения должен группироваться по принципу сопоставления видов и объяснять разницу их употребления. В качестве примера можно предложить следующую таблицу, отражающую сопоставление видовых значений и ориентацию на сигнальные элементы контекста (см. Таблицу 1).

Таблица 1.

 

НСВ

СВ

1) период или повторяемость действия

 

Весь вечер Анна читала новый роман. Мы много раз смотрели этот фильм.

1) начало / конец или однократность действия

Иван очень сильно заболел. Папа написал новую книгу.

2) факт

Вчера студенты писали контрольную работу.

2) результат

Наша группа написала контрольную работу хорошо.

СЛОВА-МАРКЕРЫ

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ:

Каждый (-ую, -ое)                      день,

Целый (-ую, -ое)                         неделю Весь (всю, всё) + ВРЕМЯ       утро

2, 3, 5                                               часа, год

За 2 часа, за 7 недель, за 6 лет и т.д.

К двум часам, к пяти годам и т.д.

НАРЕЧИЯ ВРЕМЕНИ:

никогда – иногда – редко

всегда    – обычно – часто много // мало

долго // недолго давно // недавно ещё

наконец

уже

 

Не менее важным в преодолении трудностей, связанных с определением семантического потенциала глаголов НСВ и СВ при обучении русскому языку как иностранному, является поэтапное изучение темы, соответствующее концентрическому принципу построения программ. Так, первоначальное знакомство с данной грамматической категорией возможно уже на начальном этапе изучения РКИ, а более подробное изучение употребления видов глагола в каждом времени и наклонении – на продвинутом. При изучении базового уровня освоения РКИ можно вводить понятие непарных глаголов, то есть глаголов, у которых нет видовой пары. Здесь также наблюдаются некоторые сложности. Иностранные слушатели должны понять, что одновидовые глаголы совершенного вида обозначают стремительность действия, мгновенность действия, его результативность и показывают лишь какой-то момент действия или смену одного состояния другим. В то время как одновидовые глаголы НСВ выражают действия, которые не связаны с результатом или с каким-то одним моментом действия. В самую последнюю очередь вводится понятие двувидовых глаголов, которые в определенном контексте выступают или как глаголы НСВ, или как глаголы СВ.

Трудности, связанные с объяснением способов деривации видовых пар глаголов, во многом обусловлены её многообразием. В связи с этим следует акцентировать внимание обучающихся на деривационно первичной роли основ глаголов НСВ. Во-первых, СВ образуется от НСВ с помощью префиксов, которые не только меняют вид глагола, но и дополняют его значение. Самыми распространенными являются приставки за-; вы-; на-; по-; при-; про-; с-; у-. Для лучшего запоминания можно обратиться к наглядным средствам организации материала и предложить иностранным слушателям заполнить таблицу, отражающую семантико-деривационные особенности образования видовых пар глаголов при помощи префиксов (см. Таблица 2).




Таблица 2.

 

Элементы деривации

Семантические оттенки

Примеры

ПРЕФИКСЫ

ЗА-

«начало действия»

болеть – заболеть

платить – заплатить

 

 

 

 

 

 

 

Во-вторых, возможно образование глаголов СВ с помощью суффиксов. При этом необходимо обращать внимание обучающихся на исключения. Например, на образование глаголов СВ при помощи суффикса -ну- с чередованием в корне (отдыхать ‒ отдохнуть), на образование с чередованием конечной согласной корня (спрашивать – спросить), на образование с чередованием гласной в корне (заканчивать – закончить). Существуют также особые случаи образования видовых пар. Эти пары необходимо предлагать для запоминания. Такие случаи делятся на две группы: 1) супплетивизм основ (глагол другого вида – новое слово), например, говорить – сказать; брать – взять; 2) смешанный способ образования видовых пар, например, покупать – купить; вешать – повесить. Руководствуясь концентрическим принципом изучения материала, на продвинутом этапе также необходимо обратить внимание обучающихся на особенности функционирования суффиксов -ыва- / -ива-, которые способны нейтрализовывать префиксы СВ и возвращать глагол в НСВ (проявление трехступенчатой деривации грамматической категории вида). Для лучшего восприятия и понимания данную информацию целесообразно представлять схематично: НВС + ¬→ СВ + ^ → НСВ (например, читать → перечитать → перечитывать; писать → записать → записывать).

Следовательно, усвоение темы, формирование навыков образования и употребления видовых пар вызывают определённые трудности на уровне семантики и деривации, так как, с одной стороны, в языках, которыми владеет большинство инофонов, категории вида глагола нет, а с другой – способы образования видовых пар в русском языке достаточно разнообразны. Этим также обусловлены поэтапное изучение данной темы в иностранной аудитории и использование наглядной организации визуального материала. В свою очередь система упражнений при изучении грамматической категории вида глагола в русском языке естественным образом должна способствовать преодолению возникающих трудностей и соответствовать стадиям формирования грамматических и речевых навыков инофонов. В связи с этим целесообразно использовать различные типы заданий: от анализа готовых форм и предложений, выбора правильной формы из предложенных до составления конструкций, реализующих основные видовые значения, и творческих заданий, развивающих коммуникативные навыки обучающихся. Вместе с этим система упражнений должна также подчиняться принципу концентричности, при котором целесообразно выстраивать упражнения в соответствии со следующей классификацией: 1) упражнения на понимание; 2) упражнения по отработке – уровень выработки языковых грамматических навыков; 3) упражнения по использованию – уровень выработки речевых и грамматических навыков [10, с. 131]. Следует отметить, что ряд методистов считают необходимым изучать языковые единицы, работая с текстами (как учебными, так и аутентичными), поскольку именно текст является источником всех знаний о языке, о мыслях, о жизни [5, с. 78‒79], что естественным образом способствует развитию когнитивных способностей обучающихся.

Таким образом, при изучении грамматической категории вида русских глаголов в иностранной аудитории мы можем столкнуться с трудностями, вызванными определением семантического потенциала глаголов НСВ и СВ, так как при объяснении нового материала преподаватель практически лишён возможности опираться на родной язык учащихся или язык-посредник. Это обуславливает необходимость создания чёткой, логичной схемы видовых значений с выделением ориентиров и сигналов, указывающих на разницу этих значений и использование того или иного вида. С другой стороны, трудности могут быть вызваны многообразием способов деривации видовых пар в русском языке, что предполагает их детальное рассмотрение и работу над словообразовательным анализом слова. При решении этих задач в объяснении нового материала существенную помощь оказывают графические средства наглядности: рисунки, схемы, таблицы, способствующие систематизации восприятия и улучшению запоминания. Как показывает анализ основных сложностей, возникающих при изучении грамматической категории вида в иноязычной аудитории, их преодоление становиться возможным по пути следования от семантики глагольного вида к

образованию видовых пар и использованию их в речи, что в свою очередь предполагает создание системы упражнений, учитывающей стадии формирования навыка, начиная с ориентировочной основы и заканчивая выходом в речь.



Список литературы

 

1.   Агрелль С. О способах действия польского глагола // В кн.: Вопросы глагольного вида. – М.: Изд- во иностр. лит., 1962. – С. 35-38.

2.    Барентсен А. Признак «секвентная связь» и видовое противопоставление в русском языке // Типология вида: проблемы, поиски, решения. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. – С. 43-58.

3.   Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове): Учебное пособие для вузов / В.В. Виноградов. – М.: Высшая школа, 1986. – 640 с.

4.   Гловинская М.Я. Семантические типы видовых противопоставлений русского глагола. – М.: АН СССР Инст.рус.яз., 1982. – 155 с.

5.   Золотова Г.А. Русская грамматика на рубеже столетий // Всероссийская конференция «Русский язык на рубеже тысячелетий». 26-27 октября 2000 г. Материалы докладов и сообщений: В 3 т. Т. 1. – СПб., 2001. – С. 78 ‒ 79.

6.    Караванов A.A. Виды русского глагола: значение и употребление. Практическое пособие для иностранцев, изучающих русский язык. ‒ 5-е изд. – Ростов на/Д: Феникс, 2013. – 239 с.

7.    Крекич Й. Педагогическая грамматика русского глагола. Семантика и прагматика. – Szeged:JGYTF Kiado, 1997. – 190 p.

8.   Нечаева А.И. Система обучения иностранных студентов-филологов использованию видов глагола в русской речи: Дисс. д-ра пед. наук. – Уляновск, 1998. – 319 с.

9.      Петрухина Е.В. Русский глагол: категории вида и времени (в контексте современных лингвистических исследований). Учебное пособие. – М.: МГУ, 2009. – 208 с.

10.   Русский язык как иностранный. Методика обучения русскому языку / под ред. И.П. Лысаковой. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 270 с.

11.   Соколовская К.А. Виды глагола в русской речи. – М.: Рус. яз. – Медиа; Дрофа, 2008. – 285 с.

12.    Черткова М.Ю. Грамматическая категория вида в современном русском языке. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. – 171 с.

13.    Ясаи Л. Лекции по глагольному виду. Специальный курс для студентов русистов. – Budapest:Nemzeti Tankonyvkiadó, 1993. – 84 р.