Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Белгородская область
ВУЗ:
Дата:
21 апреля 2019г.

Происходящие в последние годы изменения в практике отечественного образования направлены в первую очередь на достижение нового, современного качества образования. Новое качество предполагает приоритет духовно-нравственного развития личности, обеспечения ее готовности к успешной социальной адаптации, жизненному самоопределению. Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как самосознание, самоосуществление, самоактуализация, самореализация. При этом самореализация, как правило, связывается с трудовой деятельностью, проявляется «через увлеченность значимой работой» (А. Маслоу). А значит, профессиональное самоопределение также является одной из важнейших задач обучения и воспитания школьников.

Самоопределение личности – это осознание самого себя, смысла своего существования, собственных возможностей, стремлений и ограничений, своего места в социуме и назначения в жизни. При социальном самоопределении происходит выбор видов социальной деятельности и своего участия в ней. Социальное самоопределение – это выбор собственной позиции в проблемных ситуациях, возникающих в обществе, исходя из потребностей, идеалов, убеждений личности, и в соответствии с субъективными оценками происходящего.

К сожалению, в настоящее время профориентация в системе Российского образования не занимает ведущие позиции, в то время как вопрос выбора будущей профессии является для молодых людей приоритетным, поскольку это вопрос как их собственного пути, так и развития экономического и кадрового потенциала всей страны.

Практика показывает, что российские школьники, за редким исключением, до окончания школы о будущей профессии не задумываются, к обучению в межшкольных учебно-производственных комбинатах относятся отрицательно или индифферентно, более или менее конкретное представление имеют о 10-20 профессиях. По окончании школы они чаще выбирают профессию, руководствуясь мнением родителей, соображениями престижа и финансовой выгоды, нежели её востребованностью на рынке труда. Еще реже они задумываются о собственной профпригодности, так как в системе работы по профориентации отсутствуют саморефлексия, самоорганизация и самооценка полученных навыков. Пока действия учащегося оцениваются только преподавателем, ему нет необходимости самому оценивать, насколько его способности, интересы, темперамент соответствуют определенной сфере деятельности.

Наиболее популярным инструментом профессиональной диагностики до сих пор является тестирование как метод профориентации. Тест требует от проходящего его человека минимум усилий, а результат, несмотря на свою ограниченность и неточность, быстрый и довольно конкретный. Плохо то, что прошедшие тестирование чаще всего не получают представления о том, что из себя представляет та или иная профессия и не понимают, в каком направлении им двигаться дальше.

Для успешного профессионального самоопределения выпускников средних общеобразовательных учебных заведений необходима психологическая и педагогическая поддержка. Решение данной проблемы становится одним из приоритетных направлений в работе современного учителя. Перед ним стоит нелегкая задача: не только оказание помощи ученикам в определении профессионального будущего, но и развитие у них способности к самоанализу – изучению себя, собственной личности и самовоспитанию – осознанию ответственности, формированию гражданской позиции. Для реализации этих задач необходимо создание новой модели школы, где используются такие формы и методы работы, которые способствуют увеличению доли самостоятельности учащихся, где творческая деятельность должна быть необходимой составляющей современного образования.

Одним из самых известных к настоящему времени методов личностно-ориентированного обучения является метод проектов или проектная деятельность. Она направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, предполагает постановку проблемы, сбор и обработку информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов. Работа над проектом способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Учебно-познавательный проект – это четко организованное, целенаправленное изучение определенной системы знаний, основанное на конкретных требованиях к качеству результатов самостоятельного поиска решения проблемы учащимся. Главное требование – проект должен быть посильным для выполнения. Конечным его результатом является письменный отчет определенного объема.

Проектная деятельность является личностно и практикоориентированной, что соответствует современной Концепции образования. Разработка проекта обязательно предполагает самоопределение и ответственность за свои действия. Проектная технология подразумевает сотрудничество и сотворчество учащихся и педагога, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе, делает процесс получения знаний осмысленным и целесообразным. Решение проблемных задач в ходе работы над проектом – это способ развития и становления личности ребенка, его социализации, готовности на выходе из школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Еще одним направлением в российском образовании, ориентированным на развитие самоопределения учащихся, является исследовательская деятельность. Цель исследовательской деятельности в образовании – приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний.

Исследовательская деятельность эффективна на всех этапах образовательного процесса. В дошкольном образовании и начальной школе она выступает как средство развития познавательного интереса и становление мотивации к учебной деятельности. В основной школе способствует развитию у учащихся способности самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности, применяя элементы исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана. В старшей школе содействует формированию исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения.

Несомненным достоинством данного метода является то, что позиция исследователя подразумевает рефлексию по отношению к себе как субъекту деятельности и к самой деятельности на всех ее этапах. Приобретая навыки самоанализа, самопознания в ходе исследовательской деятельности, ученик далее начинает использовать их и в других сферах собственной жизни, осознавая их ценность и пользу.

Кроме технологий сотрудничества, для успешного личностного и профессионального самоопределения необходима кооперация между образовательными организациями и всеми остальными, в которых молодые люди смогут получать разнообразный околопрофессиональный опыт.

Каждого выпускника ожидает профессиональная деятельность, которая потребует от него активности, гибкости мышления, способности к постоянному обучению, адаптации в социальной и профессиональной сфере и т.д. А значит, формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть современные ключевые компетенции обучающихся, должна, прежде всего, общеобразовательная школа. Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, направлен не только на овладение знаниями и умением свои знания применить. Он является отражением осознанной потребности общества в подготовке личности, способной успешно определить, в какой области наилучшим образом реализовать свои знания и умения.



Список литературы

 

1.        Бедов А. Н. Проектный подход в процессе активизации профессионального самоопределения подростков: автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2012.

2.        Игнатович, Е.С. Психологические ориентиры в профессиональном самоопределении / Е.С. Игнатович // Народная асвета. – 2007. - №8

3.        Кибакин,     С.     В.     Управление     процессом    педагогической     поддержки     профессионального самоопределения старшеклассников: дис. канд. пед. наук – Москва, 2002

4.        Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2007

5.        Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Национальный книжный центр, 2015

6.        Пряжников Н.С. Психология элитарности. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000

7.        Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. – М.: МГППИ, 1999