Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ: ПРОБЛЕМЫ, ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

Данная работа посвящена одной из самых острых проблем современной школы – адаптации учащихся к процессу обучения. Все большее количество учителей и семей сталкивается с нежеланием детей выполнять требования программы и порядок прохождения обучения.

Работа не ставит перед собой задачу выявить этапы прохождения процесса адаптации, но мы попытались обозначить направления противостояния данной тенденции.

Прежде всего, необходимо сказать, что речь идет об определенном возрасте детей. Возраст 5-11 классов (10-17 лет) - почти точно совпадает с 5 возрастом по классификации Э. Эриксона. Эриксон определяет его как возраст идентичности и смешения ролей, когда ребенку требуется множество своих проявлений свести в единое целое, определить ценности и приоритеты окружающего мира, установить прочные контакты в социуме, наметить планы на последующую жизнь, разрешить отношения любви - ненависти с родителями, найти любовь в своем поколении [4]. Этот возраст характеризуется напряженностью отношений, как со сверстниками, так и со старшими. По нашим наблюдениям пик напряженности приходится на 14 лет. «Подростковый ум есть по существу ум моратория» - говорит Эриксон, что означает, что основные сложности обучения подростка лежат в области установления контактов, объяснения полезности полученных знаний, постановке адекватных целей и адекватном восприятии реакции на обучение со стороны педагогов и родителей [4]. Опыт показывает, что при адекватном отношении со стороны старших уже к 16 годам уровень кризиса идентичности подростка значительно снижается, он начинает сознательно ставить цели обучения и легко идет на контакты в пространстве обучения.

Другой возрастной особенностью является построение суперидентичности. Не в силах справится с построением собственной идентичности, ребенок приписывает себе определенную групповую принадлежность. Образуются сообщества внутри класса, жестко конкурирующие с другими сообществами, назначающие изолированных членов класса, расправляющиеся с неугодными, воюющие с педагогами. Лицо и влияние этих групп серьезно усугубляется контактами с детьми. Задачи адаптации требуют здесь твердого противостояния заданию и функционированию сообществ как суррогата идентичности, причем упор в этом противостоянии следует делать на генерации и передаче ребенку понимания реальных ценностей, на обращение его к реальной идентичности. Силовые атаки на сообщества, как правило, дают отрицательный эффект - усиливается их внутренняя сплоченность и противостояние выбранным противникам.

Особо стоит обратить внимание на общение с изолированными членами класса. Они нуждаются в поддержке, в помощи в организации контактов со сверстниками. Зачастую педагоги неосторожными действиями не только не помогают ребенку, но искусственно организуют его изоляцию. Так незначительное и непродуманное действие педагога приводит в этом возрасте к значительным проблемам ребенка.

Следующей группой учащихся, с которыми приходиться сталкиваться в работе школы являются дети с девиантным поведением (девиантность здесь подразумевается в понимании Дюргейма, т.е. без клинического диагноза).

Приходится сталкиваться с различными типами акцентуации характера, однако точная диагностика типов не входит в задачу школы, а является скорее клинической задачей. Для школьной работы достаточно подразделения акцентуаций на сегменты по типу поведения в пространстве обучения, а именно на аутичный тип поведения (астенические, шизоидные и т.п. акцентуации) и на гиперактивный тип поведения (гипертимные, циклоидные, неустойчивые и т.п. акцентуации) [4].

Аутичный тип поведения характеризуется замкнутостью, невключенностью в коллектив, неадекватностью реакций на поведение класса и замечания учителя, неожиданными психическими взрывами, необосновыванными страхами. Аутичность поведения может проявляться гораздо более незаметно и иногда выявляется лишь при отказе ученика посещать школу по причине некомфортности обстановки в классе. Такой отказ является несомненным браком в работе школы. Поэтому вопросы адаптации аутичных подростков к школе определяются в первую очередь точным отслеживанием социальных контактов подростков в классе и школе. Основной задачей адаптации аутичного подростка является установление нормального общения с ним педагога и класса. Замечено, что даже незначительное снижение социального напряжения ведет к существенному повышению у подростка интереса к учебе и, как следствие, к успехам в обучении. Аутичность может проявляться не только в отношении класса, но и в отношении педагогов [1].

Итак, аутичный ребенок требует повышенного внимания к его социальной адаптации, к его взаимодействию с окружающими, и основной задачей его адаптации является создание адекватного, внимательного к нему окружения.

Ребенок с гиперактивным поведением отличается неусидчивостью, постоянной подвижностью, агрессивностью, попытками установить неформальное лидерство в классе. Зачастую он просто мешает вести урок. Поэтому гиперактивных школьников часто встречаешь в коридоре, удаленных из учебной аудитории. Очевидно, что проблема такого ученика - слабая включенность в учебный процесс при чрезмерной социальной активности. Поэтому основной задачей адаптации является возвращение ребенка в процесс обучения [3].

Здесь применимы собеседования с ребенком учителя и психолога, привлечение администрации, привлечение родителей к процессу обучения, присутствие родителей на уроке, дополнительные занятия (не только уточняющие учебный материал, но и сковывающие внеучебную активность), индивидуальное обучение. Последнее является достаточно эффективным и более 70% учащихся, пройдя 1-2-х месячное индивидуальное обучение, гораздо сдержаннее ведут себя в классе. Следует помнить, что взаимодействие с гиперактивными учениками должно быть адекватным. Не пропуская без замечаний и наказаний асоциальные поступки ученика, не следует делать их чрезмерными, обвинять ученика во всем, происходящем в классе, особенно поступать под влиянием личных обид, не продумав последствия своих действий.

Особым видом девиантного (на грани делинквентного) поведения является употребление наркотических веществ. Наиболее часто употребляемым наркотическим средством является алкоголь. Алкоголь постоянный употребляют до 17% учащихся. В основном употребляются слабоалкогольные напитки - пиво, джин-тоник и т.п. Естественно, адаптация к школе должна исключать употребление наркотических средств. Против жизни с наркотиками необходимо противопоставить удовольствие жизни без наркотиков.  Успехи в учебе, успех во внеклассной жизни школы - единственный реальный путь от наркотиков. Понятно, что поставить ребенка на этот путь, одна из самых тяжелых задач школы [2,3].

Необходима постоянная, ежедневная работа с ребенком совместно с родителями. Вместе с тем недопустимо слишком мягкое отношение к ребенку, употребляющему наркотические средства. Нельзя допускать учащегося в состоянии опьянения к уроку. Необходимо сообщать о каждом даже незначительном происшествии администрации и родителям. Успешное решение этой задачи требует длительного времени и терпения.

Последнее время воздействие, аналогичное наркотическому, оказывают компьютерные технологии. Ребенок настолько увлечен компьютерными играми, пребыванием в виртуальной реальности, что его перестает интересовать реальный мир и пространство обучения, как его составляющая. Примерно 4% учащихся жалуются на то, что им трудно оторваться от экрана дисплея, чтобы подготовить домашнее задание или просто пойти в школу. В одном случае пришлось на некоторое время перевести учащегося на домашнее обучение, поскольку родителям не удавалось на длительное время оторвать его от компьютера. Борьба с электронным наркотиком аналогична борьбе с химическим. Показать радость реальной жизни, дать возможность ребенку почувствовать успех в жизни. Насильно отлучение от компьютера, как показывает опыт, неэффективно [2,3].

Достаточно часто среди учащихся встречаются дети с хроническими соматическими заболеваниями. Пубертатный период (возраст 12-15 лет) – это пятый критический период формирования и становления иммунной системы организма (относительное уменьшение массы лимфоидной ткани, интенсивная возрастная инволюции тимуса). Повышение секреции половых гормонов, прежде всего андрогенов, ведет к подавлению клеточных механизмов иммунитета при некоторой стимуляции гуморального ответа.

Угрожаемые состояния и заболевания в этот возрастной период: 1) задержка роста под влиянием хронических заболеваний и инфекций, 2) формирование многих хронических соматических болезней, 3) быстрая истощаемость нервных процессов, эмоциональное перенапряжение, 4) рост частоты пограничных состояний и невротических реакций, функциональной патологии, 5) максимальная частота многих детских инфекций, паразитарных заболеваний. Все эти факторы приводят к длительному отсутствию ребенка в школе, тем самым он отстает от одноклассников по темпам обучения. Это только усугубляет существовавший конфликт любого генеза. Нежелание учиться усиливается и обрастает психосоматическими проявлениями. Ребенок умело может легко оправдывать свое нежелание к обучение плохим физическим самочувствием или недугом.

Адаптация таких учащихся к школе зависит от того, насколько точно удается спланировать распределение нагрузки и насколько хорошо сложится отношение школы с родителями и учащимися во время пребывания учащегося на домашнем режиме либо в школьном коллективе. Важно взаимодействие с медицинским работником школы. Успех в обучении - вот главное, что определяет адаптацию учащегося с соматическими заболеваниями.

Наиболее выгодные способы решения школьных конфликтов – это компромисс и сотрудничество. Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части ранее выдвигавшихся требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях понимания оппонентом, что он и соперник обладают равными возможностями; наличия взаимоисключающих интересов; угрозы потерять все [2]. Сотрудничество — наиболее эффективная стратегия поведения в конфликте. Она предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Сотрудничество наиболее эффективно в ситуациях сильной взаимозависимости оппонентов, склонности обоих игнорировать различие во власти, важности решения для обеих сторон, непредубежденности участников. Однако любая иная стратегия (соперничество, конкуренция, уклонение) может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные условия [2]

В конце статьи хотелось бы систематизировать проблемы учащихся и школы в процессе адаптации. Итак, связи учащегося в пространстве обучения можно распределить по четырем основным направлениям (Рисунок 1):




Школа в процессе адаптации должна выработать методы воздействия на связи учащегося. Пространство обучения должно находиться под постоянным контролем школы. Однако школа не должна ставить перед собой тотальных задач: изменить психологию педагога, изменить ситуацию в семье, реформировать ситуацию в классе.

Не говоря уже о том, что внешкольный социум практически недостижим для влияния школы. Необходимо ограничить влияние именно пространством обучения и в этом пространстве постараться установить свои правила и привести эти правила в действие. Этой задаче примерно соответствует следующая схема (Рисунок 3).


Реализация установок этой схемы и является решением задачи адаптации учащегося в пространстве обучения.



Список литературы

1.     Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ.: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1. – 576 с.

2.     Мицкевич, С.Э. использование инновационных методик в системе высшего медицинского образования для обучения навыкам общения и профилактики конфликтов/С.Э. Мицкевич, Е.А. Горева // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 3. Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения. Екатеринбург, 2016. С. 140-142.

3.     Сластёнин, В.А. Педагогика / Сластёнин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е.Н.// учеб. пособие. М.: Академия, 2002–576 с.

4.     Эриксон, Э Детство и общество//Изд. 2-е, переработанное и дополненное/пер. Алексеева А.А. - СПб.: Речь, 2002.- 592 с.