Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей. Произведения литературы дают образцы русской литературной речи.

Ознакомление детей раннего возраста с художественной литературой проходит как на специальных занятиях по развитию речи, так и вне занятий. Об организации занятий с детьми первой младшей группы писали многие авторы: В.В. Гербова, Л.И. Гурович, Е.С. Демина и др. Подробно об этом пишет К.Л.Печора.

К.Л. Печора отмечает, что младшие дошкольники любят заниматься, но произвольное внимание и память у них несовершенны. Ребенок с трудом сосредоточивается на том, что ему не интересно, что его не удивило, не принесло радости. [4].

В трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.

Е.А. Флерина называла характерной чертой такого восприятия единство "чувствующего" и "мыслящего" [7;342].

О.И. Никифорова выделяла в развитии восприятия художественной литературы 3 стадии:

1)    непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе - работа воображения);

2)    понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление);

3)    влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание)[2].

Исчерпывающую оценку сказки дал К.Д. Ушинский, он писал: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса. Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» [6; 27].

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

О.С. Ушакова предлагает определенную последовательность ознакомления младших дошкольников со сказкой.

Рассказывание сказки и одновременное рассматривание иллюстраций.

1.      Показ настольного кукольного театра с одновременным рассказыванием.

2.      Игра-инсценировка по сказке.

3.      Игра-драматизация по мотивам сказки. [5; 133].

Сказки детям предпочтительно рассказывать, а не читать по книге - это усиливает эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, способствует лучшему понимания основного смысла сказки. Когда воспитатель смотрит на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.

Л.Н. Павлова отмечала, что многозначность и многогранность тематики сказок требуют от педагога не только умения владеть некоторыми художественными навыками исполнения, но и душевной щедрости, полноты чувств. Воспитатель должен привнести в занятие элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Именно поэтому можно утверждать: полноценное овладение методикой фольклорных занятий – это вершина педагогического мастерства. [3;21]

На занятия по рассказыванию сказок распространяются общие дидактические принципы.

Во-первых, это принцип активности и посильной самостоятельности. Его суть - активное соучастие и сотворчество педагога и ребенка. На занятиях необходимо создать все условия, чтобы у малышей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым. Педагог должен вызвать у ребенка чувство сопереживания с действиями персонажа. Необходимо активное, действенное соучастие ребенка. Педагог предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу развертывающихся в тексте действий.

Другой важнейший принцип ознакомления детей с русскими народными сказками - принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоциональности изложения педагог поддерживает внимание детей. Дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога, особым образом реагируя на его голос, мимику, настроение, жесты. Эти проявления легко копируются; поэтому для малышей они выполняют информационную роль.

Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми младшего дошкольного возраста принцип наглядности, т.е. используемые наглядные средства: игрушки, картинки, пособия и т.п.), с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Осуществляя принцип наглядности, можно пользоваться различными приемами:

·   Прием инсценирования произведения, который синхронно сочетается с рассказыванием, что помогает соединить во времени зрительные и слуховые стимулы.

·   Прием действенного соучастия рассчитан на активное вхождение детей в развертывающееся перед их глазами действие. Этот принцип помогает ребенку стать соучастником событий, о которых идет речь.

·   Динамический акцент на фрагментах текста, сочетающийся с показом игрушки, ее перемещением, приведением в движение разных частей игрушки.

·   Прием усиления зрительных впечатлений рассчитан на поддержание ориентировочной активности наглядными средствами: изменением (или в самой игрушке или ее местоположения), исчезновением или внезапным появлением в несколько видоизмененном виде. Л.И.Гурович и др. отмечают, что каждое занятие по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с художественной литературой, в том числе и со сказкой, должно быть структурно выдержано, иметь логику преподнесения материала, включать этапы освоения.

В начале занятия необходимо подготовить детей к восприятию текста. Это могут быть звукоподражания (Как крякает уточка?); беседа (Кто по водичке умеет плавать?); рассматривание картинок и др.

Подготовив детей к восприятию, воспитатель выразительно читает или рассказывает текст. Эта часть занятия важна и ответственна – здесь происходит первая встреча ребенка с художественным произведением.

Следующий этап – беседа о прочитанном. Первое восприятие вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, повышает интерес к изображенным событиям и героям, но вместе с тем бывает иногда неполным, поверхностным. Задача воспитателя – в процессе беседы после чтения или рассказывания уточнить, углубить первоначальное восприятие и понимание текста.

Следующая часть занятия должна возвратить ребенка непосредственно к тексту художественного произведения. Нужно, чтобы в памяти детей остался сама сказка,  а не беседа «по поводу», хотя продолжительность последней может иногда превышать время чтения. Поэтому целесообразно заканчивать занятие повторным чтением или рассказыванием произведения [1].

Таким образом, методика знакомства детей раннего возраста с художественной литературой (потешками, сказками, стихами) отличается своеобразием. Занятия предусматривают не только слушание ребенком произведений, но и его участие в действии-игре, в общении с исполнителем и персонажем.

Народные сказки радуют малышей своим удивительным благозвучием, мелодичностью, содержанием, близким быту и интересам ребенка. Они незаметно для малыша открывают ему и настойчиво внедряют в его сознание важнейшие и вечные духовные ценности – любовь к окружающим, доброжелательность, доброту, трудолюбие и многое другое.

Успешность работы  в выборе  методов и приемов будет зависеть  от уровня профессиональной компетенции педагога, его умелости и даже творческой одаренности.



Список литературы

1.      Гурович Л.М. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада/ Изд.3-е испр.доп.-СПб.: Изд.«Детство-Пресс»,2004.- 128 с

2.      О.И.Никифорова Исследования по психологии художественного творчества/ Московский Университет- 1978

3.      Павлова Л.Н. Фольклор для маленьких.// Дошкольное воспитание №10, 1990;

4.      Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. - М.: Владос, 2007. - 176с

5.      Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с художественной литературой. – – М.: ТЦ Сфера.2009. – 176с

6.      Ушинский К.Д.Родное слово –Новосибирск,1994.-128с.

7.      Флерина Е.А. Живое слово в дошкольных учреждениях. М.-1993-91с.