Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 апреля 2018г.

B настоящее время во многих европейских странах, в том числе и в России, в качестве одной из важных стратегических задач развития системы профессионального образования рассматривается инклюзия. Сегодня в изменяющихся социально-экономических условиях важно активизировать поиск эффективных путей социализации молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так как они составляют особую социальную группу, испытывая в силу имеющихся особенностей значительные трудности в организации своей учебной, коммуникативной, профессиональной деятельности.

Необходимость инклюзии продиктована сменой парадигм в сфере образования от «знаниeвыx» к компетентностным, идеей гуманизации общества и образования, реализацией принципа равных возможностей в образовании для всех и др.

Инклюзивное образование в западной и отечественной педагогике определяется как универсальный, педагогически эффективный процесс обучения и воспитания молодежи с ОВЗ в образовательной системе, в рамках которой осуществляются различные виды адаптации, нацеленные на активное участие обучающихся в жизнедеятельности студенческого сообщества, расширение их социально-познавательного потенциала [2, с.10].

Сегодня в России повышение доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ осуществляется на основе создания многоуровневой сети ресурсных учебно- методических центров (РУМЦ) в вузах. Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ Российского государственного социального университета создан в 2016 году и данная модель РУМЦ РГСУ успешно прошла апробацию. Основные направления деятельности РУМЦ РГСУ:

·          профориентационная работа;

·          адаптация инвалидов и лиц с ОВЗ к обучению в вузе;

·          сопровождение процесса обучения;

·          социальная и психологическая реабилитация;

·          первичная профессиональная адаптация лиц с инвалидностью и ОВЗ;

·          содействие трудоустройству.

Неотъемлемой составляющей инклюзивного образования является инклюзивное воспитание, которое можно определить как целенаправленную социализацию молодежи с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивной среды на основе принципов гуманистического воспитания. Определяющим документом по организации воспитательной работы в РГСУ является Концепция воспитательной работы с обучающимися, в соответствии с которой ведется систематизированный и целенаправленный воспитательный процесс. Специальный раздел Концепции посвящен инклюзивному воспитанию обучающихся с ОВЗ.

Система воспитательной деятельности охватывает основные направления воспитания, которые позволяют студентам-инвалидам реализовать себя в современных условиях, cформировать гражданскую зрелость, воспитать трудолюбие, нравственные и профессиональные качества личности и быть востребованным со стороны государства и общества. Данная система является частью процесса социализации и профессиональной реабилитации студентов с ограниченными возможностями физического здоровья, который протекает под определенным социальным и педагогическим контролем.

Одной из приоритетных задач в реализации инклюзивного подхода в системе образования является формирование инклюзивной культуры у всех участников образовательного процесса.

В ходе анализа, проведенного западными исследователями, был сделан вывод о том, что инклюзивная культура является показателем уровня общей культуры вуза, способствует созданию инклюзивного сообщества, принимающего и разделяющего ценности друг друга, и проведению единой инклюзивной политики, что обеспечивает возможность успешного совместного проектирования перспективного плана развития университета и требует организации системы внутреннего и внешнего управления инклюзивным образованием. Основой такого сообщества является широкое и согласованное профессиональное сотрудничество между всеми участниками данного процесса, направленное на стимулирование развития каждого обучающегося и его достижений. Таким образом, инклюзивная культура является фундаментом для создания высококачественной внутривузовской модели управления инклюзивным образованием[5, с.17].

В Концепции воспитательной работы с обучающимися РГСУ раскрыты механизмы, способствующие формированию инклюзивной культуры университетской корпорации:

ü   содействие социально-психологической адаптации студентов с ОВЗ к учебно-воспитательному процессу РГСУ;

ü   разнообразие форм и технологий психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ в соответствии с типами и степенью ограничений их возможностей;

ü   создание оптимальных условий для раскрытия индивидуально-личностных особенностей с акцентом на

позитивный личностный ресурс обучающихся с ОВЗ;

ü   раскрытие творческого, физического и познавательного потенциала студентов – лиц с ограниченными возможностями здоровья, их социальная реабилитация через самореализацию и адаптацию в социуме и профессиональной среде;

ü   вовлечение обучающихся с особенностями развития в разнообразные формы познавательной, практической, творческой, социальной деятельности;

ü   изменение ментальности педагогического сообщества, формирование позитивных установок и толерантного отношения у всех участников педагогического взаимодействия к различию обучающихся;

ü   снижение барьеров на пути социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

ü   разработка новых психолого-педагогических технологий в решении образовательных и воспитательных задач;

ü   вовлечение в процесс развития инклюзивного воспитания представителей родительской общественности, общественных организаций и других заинтересованных участников;

ü   создание системы информационного обеспечения комплексной профессиональной, социокультурной и психологической адаптации студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ;

ü   проектирование и разработка технологий мониторинга развития инклюзивных процессов.

ü   Для формирования личностной позиции у молодого человека с ограниченными возможностями здоровья должна быть организована и проведена соответствующая по целям, формам и содержанию воспитательная работа в инклюзивной воспитательной среде.

ü   В педагогическом опыте преподавателей РГСУ накоплены различные формы инклюзивной воспитательной работы с обучающимися:

ü   реализация совместных мероприятий и проектов с участием обучающихся с ОВЗ в рамках деятельности Ресурсного учебно-методического центра РГСУ;

ü   организация и проведение культурных, образовательных, научных, спортивных и других мероприятий, концертов, фестивалей, конференций, круглых столов, форумов, семинаров, дебатов и т.д. с участием обучающихся с ОВЗ;

ü   организационно-педагогическое, медицинско-оздоровительное, социальное и психологическое сопровождение образовательного процесса;

ü   развитие волонтерства как формы   социального   сопровождения   инклюзивного   образования обучающихся с ОВЗ в условиях толерантной социокультурной среды университета.

Выбор критериев оценки эффективности воспитательной системы вуза является важнейшим условием её функциональности. Создание критериальной оценочной базы позволяет в последующем методически правильно осуществлять непосредственную оценку эффективности данной работы. В Концепции воспитательной работы РГСУ к критериям эффективности инклюзивной воспитательной системы с обучающимися с ОВЗ отнесены следующие:

ü   показатели уровней социальной готовности обучающихся к интеграции в массовую образовательную среду, включающие эмоциональные, поведенческие и когнитивные проявления в совместной деятельности;

ü   результативность обучения: перспективы по профилю, успеваемость, оценка преподавателями;

ü   активность в учебе и общественной жизни: посещаемость занятий, интерес к НИР, активность во внеучебной жизни вуза, усвоении норм и правил;

ü   включение обучающихся с ОВЗ в студенческий коллектив безотносительно учета их интеллектуальных, физических, сенсорных различий с равными правами для освоения культурных ценностей общества;

ü   уровень инклюзивной культуры университетского сообщества.

Целью воспитания студентов в университете служит формирование и развитие общей, инклюзивной и профессиональной культуры будущих специалистов. Воспитательная работа в вузе нацелена на подготовку высококвалифицированных и компетентных молодых специалистов, готовых к общественной, производственной и культурной деятельности. Инклюзивноe воспитание в университете является способом целенаправленной совместной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их сверстников, направленным на формирование ценностей и ценностных ориентаций, правил общения, нравственных норм и поведенческих стереoтипoв.

Не вызывает сомнений ответственность высшей школы за формирование интеллектуальной и нравственной атмосферы в обществе в целом. Как центры образования, науки и культуры высшие учебные заведения призваны содействовать критическому осмыслению происходящего, оказывать всемирную поддержку исследовательской и гражданской активности студентов, что способствует развитию личности, национально-государственным интересам России.

 

Список литературы

 

1.         Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. с.6-17

2.         Быстрова Л.И. Механизмы реализации молодежной политики в московских вузах (на примере Российского государственного социального университета) // Социальная политика и социология. 2014.№ 2 (103). С. 54-65.

3.         Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Рыбакова А.И. Психология личности: учебное пособие для студентов психолого-педагогических специальностей/направлений подготовки. М.: РУСАЙНС, 2016. 302 с.

4.         Мельник Ю.В. Сравнительный анализ общего инклюзивного образования в странах Запада и России. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Пятигорск, 2012.

5.         Назарова Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения / Н. Назарова // Социальная педагогика. - 2010.- N1. -С. 77-87.

6.         Олтаржевская Л. Е. Адаптивно-воспитательная среда в условиях инклюзивного образования // Социальная политика и социология. - 2011. - № 9. -С. 374-379.)

7.         Рудницкая А.П. Российская молодежь в условиях развития крупных современных мегаполисов: вызовы и тенденции (на примере города Москвы) / Мегаполис - территория инноваций: политика, экономика, культура, репутационный капитал Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией В.И. Камышанова, О.Е. Гришина, М.Г. Анохина. 2014. С. 135-140.

8.         Сигал Н.Г. Современное состояние и тенденции развития инклюзивного образования за рубежом. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Казань, 2016.

9.         Фадеева Л.Д., Рыбакова А.И., Соколовская Л.Д., Быстрова Л.И., Маркина Л.А., Прудникова О.М., Рудницкая А.П., Ходырев А.А. Социальное партнерство и социальная политика в РГСУ // Актуальные вопросы современных общественных наук. Сборник научных трудов по итогам международной научно- практической конференции (11 марта 2017 г.). Екатеринбург, 2017. С. 15-19.

10.    Фадеева Л.Д., Рыбакова А.И., Соколовская Л.Д., Быстрова Л.И., Маркина Л.А., Прудникова О.М., Рудницкая А.П., Ходырев А.А. Социальная политика в Российском государственном социальном университете // Актуальные проблемы и достижения в общественных науках сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2017. С. 19-23.

11. Bonkalo T.I., Rybakova A.I., Bonkalo S.V., Belyakova N.V., Gorohova I.V. Social and psychologicalprovisions for actualization of the professional self-identity of teenagers with disabilities in conditions of the inclusive education // Biosciences Biotechnology Research Asia. 2015. Т. 12. № 3. С. 2525- 2534.