17 мая 2016г.
Становление таких личностных характеристик выпускника школы, как любознательность, целеустремлённость, владение основами умения учиться, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать, на которые ориентирует федеральный государственый образовательный стандарт (ФГОС ООО 2010), предполагает наличие у обучающихся познавательной самостоятельности [1]. Изменение целей образования влечёт за собой преобразование содержания, средств и методов обучения, требует пересмотра всего учебно-методического комплекса, в том числе и входящих в его состав рабочих тетрадей для школьников [2, с.4].
Современные исследователи, при изучении проблем создания и использования рабочих тетрадей на уроках математики, выделили следующие условия: специфическое воздействие рабочей тетради на решение проблемы дифференциации и индивидуализации процесса обучения, а так же разработка системы заданий рабочих тетрадей.
Противоречие между необходимостью развития познавательной деятельности у школьников и недостаточной разработанностью рабочих тетрадей, способствующих развитию познавательной самостоятельности в процессе обучения математике, определило проблему, которая состоит в поиске путей совершенствования такого средства обучения математике, как рабочие тетради.
Прежде всего, рабочая тетрадь – это пособие для работы непосредственно с содержащимся в нём материалом по соответствующему разделу изучаемого предмета; применяется для закрепления темы с целью увеличения объёма практической деятельности и разнообразия содержания, форм работы, а также видов деятельности обучающихся [3].
Деятельность учителя не ограничивается только созданием рабочих тетрадей. Необходимо продумывать само содержание тетради, какие задания будут в ней содержаться, на формирование каких умений и навыков они будут направлены.
Рабочие тетради по математике могут использоваться на любом уроке: будь то урок открытия новых знаний, комбинированный урок или урок общеметодологической направленности.
В основном, в общеобразовательных учреждениях используют такой вид рабочих тетрадей, как контролирующий. Это связано с тем, что теоретический материал, который учителю необходимо рассказать ученику, представлен в учебной литературе. Но иногда встречаются и тетради смешанного вида, которые помимо различных заданий включают в себя интересные факты, даты, краткие биографии учёных, информация о которых в учебниках по математике зачастую отсутствует, так же тетради смешанного вида могут содержать справочный материал.
Например, включение справочного материала в содержание рабочей тетради по теме «Тригонометрия» позволит на практике закрепить и отработать основные тригонометрические формулы. Наличие на форзацах рабочей тетради основных формул и свойств позволит ученикам в случае необходимости подсмотреть нужную формулу, не теряя много времени на её поиски в книге.
Так же при изучении темы «Тригонометрия» в рабочую тетрадь могут быть включены задания с использованием Табл.1.:
Таблица 1
x
|
0
|
π
6
|
π
4
|
π
3
|
π
2
|
2π 3
|
3π 4
|
5π 6
|
π
|
cos x
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
sin x
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Такого рода задания учитель может применять на уроках развивающего контроля; в качестве устного опроса в начале урока; а также при проведении математического диктанта или устной контрольной работы.
Нельзя не отметить тот факт, что задания с использованием таблиц можно видоизменять. Например, значения, полученные в таблице можно расставить на окружности.
Задания с заполнением таблиц удобно использовать при решении текстовых задач. Можно предложить обучающимся выполнить творческое задание (такой тип заданий лучше задавать для домашнего выполнения, например при подготовке к контрольной работе).
Например, дана Табл.2:
Таблица 2
|
Скорость
|
Расстояние
|
Время
|
Всадник
|
|
|
|
Велосипедист
|
|
|
|
А задание заключается в том, что таблицу необходимо заполнить данными и придумать задачу, которая имела бы решение. Такие задания развивают творческий потенциал, смекалку, логическое и математическое мышление.
Если рабочая тетрадь включает в себя задания по геометрии, то тут никак не обойтись без рисунков (чертежей). Рисунки помогают визуализировать информацию, которая предоставляется в задании. Задания, в которых уже дан чертёж, можно предлагать для решения ученикам, успеваемость которых ниже, чем остальных. Так же задания с готовым рисунком можно использовать при изучении нового материала (при этом решать задачу может весь класс совместно с учителем).
При работе с графиками функций в рабочей тетради могут присутствовать задания с заготовками графиков функций или шаблоны с системой координат. Такие задания позволят сэкономить время на построении чертежей.
В содержание рабочих тетрадей по математике могут быть включены различные рубрики. Такая рубрика как «Задачи повышенной сложности» или «Занимательные задачи» поможет стимулировать учеников, которым материал, представленный в учебниках и задачниках, даётся легко.
Рубрика «олимпиадные задачи» поможет подготавливать обучающихся к олимпиадам, формировать навыки самостоятельной деятельности.
Решением занимательных задач математики и олимпиадных заданий с использованием рабочей тетради можно заниматься на элективных и факультативных курсах. Также ученики могут выполнять такие задания самостоятельно.
Рубрика «Готовимся к ЕГЭ» или «Готовимся к ОГЭ» посвящается заданиям для подготовки к итоговым аттестациям в 9-х и 11-х классах. Решение таких заданий можно включать в учебный процесс на уроках математики непосредственно перед государственными итоговыми аттестациями.
Примеры заданий, представленные выше, прежде всего, направлены на отработку и закрепление теоретических знаний на практике. Но, нельзя не отметить тот факт, что при выполнении таких заданий у обучающихся не только формируются навыки самостоятельности, но и заостряется интеллект, развивается целеустремлённость, сила воли, а также формируется умение применять полученные знания в новых, нестандартных ситуациях. В процессе обучения математике учитель может использовать рабочие тетради не только в печатном варианте, но и в электронном.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)
2. Болотова А.И. Рабочая тетрадь как средство развития познавательной самостоятельности при обучении математике младших школьников: автореф. дис. на соискание учёной степени кандидата педагогических наук: 13.00.02/Болотова А.И.; Москва, Московский городской педагогический университет. – М.,2012. – 24с.
3. Соломенцева А.М., Неудахина Н.А. Рабочая тетрадь как средство организации самостоятельной работы студентов/А.Н. Неудахина, А.М. Соломенцева//3-я Всероссийская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Наука и молодёжь». Секция «Информационные технологии». Подсекция «Инженерная педагогика»./Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: изд-во АлтГТУ,2006.-33с.