Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

Аннотация.

В статье рассматривается понятие «композиционные способности», роль композиционных способностей в процессе творческого развития личности, а также пути их формирования предлагаемые в современной художественной педагогике.

Ключевые слова.

Изобразительное искусство, композиция, композиционные способности, композиционно-творческие способности, художественное образование, педагогика изобразительного искусства, художественное творчество, композиция, формирование способностей.

Исследования в области художественной педагогики на разных ступенях образования указывают на основную проблему – разрыв между технической и творческой сторонами, которая пагубно отражается на процессе формирования самостоятельной творчески мыслящей и действующей личности[6]. Высокий уровень развития изобразительных навыков зачастую не подкрепляется творческой составляющей, когда художественная деятельность сводится к оттачиванию мастерства передачи формы, световоздушной среды, цветовой нюансировки – формальным сторонам изобразительного искусства. Данное противоречие и пути его решения описаны в работах С.А. Никитенкова, А.И. Лобанова, В.В. Седых, С.А. Гавриляченко и др.

Устранение обозначенной проблемы, по мнению большинства исследователей и практиков в области педагогики изобразительного искусства, возможно, если будет соблюдаться подход к преподаванию через композиционную деятельность, а дисциплины изобразительного цикла будут ориентированы на решение не только технологических и ремесленных и формальных задач, но и композиционно-творческих[6]. Закономерно встает вопрос: могут ли обучающиеся справится с этими задачами? Это вопрос об уровне сформированности и развития способностей в области композиционного творчества и возможных направлениях на пути формирования композиционных способностей. Суть природы способностей раскрывают в своих исследованиях отечественные психологи С.Л. Рубинштейн, В.Н. Теплов, В.Д. Шадриков и др.

Б. М. Теплов отмечал, что способности являются индивидуально-психологическими особенностями личности, наличие которых определяет отличие  одного индивида от другого. Они определяют  успешность реализации тех или иных видов деятельности, однако не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Способности в первую очередь обусловливают наиболее краткие пути освоения новых видов деятельности или формирования новых приемов и способов в рамках какой-либо конкретной деятельности. В. Д. Шадриков определяет способности как «свойства психологических функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и своеобразии усвоения и реализации той ли иной деятельности» [5, с.476]. В. В. Корешков выделяет одно из важнейших условий гармонического развития личности: правильное оценивание, использование и реализацию в нужном направлении способностей каждого конкретного индивида [2].

Композиционные способности — это свойства и данные, необходимые для  занятия композиционной деятельностью: сочинения композиции или ее полноценного художественного восприятия. Композиционные способности, как и прочие, не являются врожденными свойствами человеческой психики, а результат развития личности. Способности базируются на врожденных задатках, которые являются лишь необходимыми предпосылками для формирования той или иной способности, вместе с тем, формирование способностей зависит от всего пути развития личности [7]. В ходе исторического развития, по мере того, как изменяя природу, человек познавал ее, формировались и развивались композиционные способности вместе с развитием композиции в области изобразительного, декоративно-прикладного искусств, архитектуры. Стремление к организации предметно-пространственной среды, обусловленное изначально потребностью выживания индивида в агрессивных условиях первобытного общества, стимулировало формирование направленной композиционной деятельности в различных областях жизни человека и общества. Рассматривая изобразительное искусство, исследователи также делают вывод, что композиционные способности формируются в процессе целенаправленной деятельности: через совокупность действий направленных на сочинение и реализацию полноценного художественного произведения, конечной целью которого является передача определенного пласта информации от художника к зрителю.

Теория визуального восприятия помогает понять язык изобразительного искусства, который дает возможность художнику выразить свое мировоззрение посредством художественного творчества и донести его до зрителя в виде художественного образа. Композиционная деятельность строится на законах зрительного восприятия, понимается и как процесс и как результат деятельности, а также является инструментом формирования программы восприятия содержательно-смысловых аспектов произведения посредством применения тех или иных приемов гармонизации. Составление, связывание, сложение, соединение элементов композиции позволяет достичь наибольшей выразительности, доступности для восприятия смыслов скрытых за визуальным рядом.

В течение многих веков развития теории и практики изобразительного искусства были сформулированы следующие законы композиции, вытекающие из объективных закономерностей зрительного восприятия: закон целостности, закон контрастов, закон новизны, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу, закон жизненности, закон воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости. Также, выделяют средства гармонизации композиции: ритм и метр, симметрия и асимметрия, композиционная тектоника, контраст, нюанс, тождество, пропорционирование, масштабность, светотень, цвет. В зависимости от вида изобразительного искусства те или иные композиционные средства доминируют, а другие могут нивелироваться или вообще не применяться.

Самостоятельная учебно-творческая деятельность обучающихся в процессе освоения законов и средств гармонизации композиции создает основу для формирования их способностей, но без соответствующей организации и руководства этот процесс протекает стихийно, поэтому в процессе обучения любому виду изобразительного искусства существенная роль в формировании композиционных способностей отводится целенаправленному педагогическом воздействию. Педагог должен учитывать, что формирование и развитие композиционных способностей происходит в деятельности, которая стимулируется направленностями личности (потребности, интересы, идеалы, установки). Уровень сформированности психологической потребности в художественно-творческой деятельности влияет на успешность работы будущего художника, формирование, развитие и реализацию творческих способностей [4].

Создание композиции, по своей сути, является процессом индивидуальной духовной работы автора. Это диктует необходимость индивидуального подхода к обучающимся в процессе формирования композиционных способностей.

Большую значимость имеет исследование C.Н.  Данилушкиной, в котором рассмотрены вопросы методологии формирования и развития композиционных способностей у студентов художественно-графических факультетов[1].Автор в своей работе, опираясь на исследования В.Д. Шадрикова, разъясняет, что для создания возможности целенаправленно планировать систему мер педагогического воздействия на формирование и развитие композиционных способностей, обладающих сложной структурой, их нужно систематизировать на основе психических функций и процессов. Было произведено разделение композиционных способностей на группы: реализующие сенсорные функции, реализующие перцептивные функции, реализующие логические и познавательные функции и процессы, реализующие мнемические функции, реализующие процессы воображения, реализующие моторные функции. Эта классификация достаточно условная, поскольку при создании произведения искусства переход одних психических процессов в другие происходит мгновенно и непроизвольно. В учебных целях деятельность, связанная с процессом создания художественного произведения, расчленена на отдельные действия, соответствующие стадиям творческого процесса, выполнение которых активизирует определенные психические функции у обучающегося.

Также, C.Н. Данилушкина акцентирует внимание на использовании проблемных методов в преподавании композиции. Это позволяет провоцировать на занятиях ситуации направленные на поиск нестандартных творческих решений, уход от шаблонности и наработанных приемов, стимулирование познавательно-творческой активности студентов[1]. Моделируя проблемную ситуацию, педагог, вместе с тем должен определять вектор ее решения, целенаправленно активизируя когнитивные и творческие психические функции обучающихся, ставя их перед необходимостью активно анализировать, синтезировать, обобщать и абстрагировать изображение для наиболее емкой передачи образа, переводить на сознательный уровень применение приемов и средств гармонизации композиции.

Таким образом, композиционные способности, которые выступают как фактор для формирования самостоятельной творчески мыслящей и действующей личности, будут формироваться и развиваться, если композиционная деятельность и мыслительные процессы, сопровождающие ее, будут выступать в учебном процессе как организующий вид деятельности в ходе обучения изобразительному искусству, где освоение конкретных изобразительных навыков рассматривается не как самоцель, а как приобретение инструментария для реализации творческих идей. Вместе с тем, основополагающим фактором формирования композиционных способностей является активизация и стимулирование когнитивно-творческой деятельности индивида посредством методов проблемного обучения и выведение на сознательный понятийный уровень приемов и средств, связанных с развитием навыков гармонизации композиции.

 

Список литературы

1.     Данилушкина, С.Н. Развитие творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов на занятиях по композиции: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02/ Данилушкина Светлана Николаевна. – Алматы, 1999 – 216 с.

2.     Корешков, В.В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды: дис. … док.пед. наук : 13.00.02/ Корешков Валерий Викторович. – М., 1994 – 367 с.

3.     Лобанов, А.И. Автореферат диссертации по теме "Формирование композиционных способностей в процессе обучения графической композиции: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Лобанов Артем Иванович. - М., 2007 – 19 с.

4.     Мамонтов, К.В. Формирование художественно-творческих потребностей студентов на занятиях скульптурой: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02/ Мамонтов Константин Вадимович. – М., 2006 - 228 с.

5.     Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь/ Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П.- 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 632 с.

6.     Никитенков, С.А. Композиционное мышление как фактор творческого развития студентов художественно-графического факультета: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Никитенков Сергей Алексеевич. - Липецк, 2000 - 239 с.

7.     Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II.-М.: Педагогика, 1989. - 328 с.

8.     Седых, В.В. Развитие композиционных способностей студентов в процессе освоения художественной керамики: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Седых Вадим Викторович. – М., 2010 – 23 с.