Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБ УРОВНЯХ СМЫСЛОВОГО ПОГРУЖЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
15 апреля 2017г.

Смысловое погружение – термин, встречающийся в рамках исследований разработчиков нового психолого-педагогического направления – смысловой дидактики [1; 5]. Е.А. Бодина считает, что смысловое погружение предполагает как понимание глубинного смысла предмета, так и включение личностно- оценочных факторов, позволяющих соотнести восприятие предмета с собственными потребностями, состоянием  духовного  мира  в  целом   [2]. Л.Т. Ткач   отмечает   диалогическую   природу погружения. Погружение в нашем понимании, – пишет Л.Т. Ткач, – это диалог между «Я-педагог» (знаю, могу, владею, умею и, наоборот) и реальной педагогической действительностью, поиск смысла деятельности (зачем, как, что нужно сделать), принятие решения, собственные практические действия, результат, рефлексия [4, с. 117].

Таким образом, можно предполагать, что смысловое погружение – это погружение, непосредственно связанное с личностью обучающегося, с его активностью, его смысловыми действиями. Основываясь на том, что в психолого-педагогических исследованиях в развитии того или иного качества выделяют, как правило, три уровня его сформированности (развития), будем считать, что в смысловом погружении также можно выделить три уровня, соотносящиеся с уровнями развития смысловой сферы: низкий, средний и высокий (глубокий).

Для выявления уровней смыслового погружения в учебном процессе старшеклассников, без детализации его содержательно-динамических характеристик, составим анкету из 16 вопросов с альтернативными ответами. Четыре вопроса направлены на выяснение эмоционального отношения к погружению; один вопрос посвящен взаимодействию учеников и учителя в процессе смыслового погружения, остальные вопросы касаются процессуальной стороны погружения и смысловых действий учащихся. Поскольку речь идет о первичном констатирующем эксперименте, отметим, что количество вопросов, возможно, будет увеличено, а содержание вопросов уточнено и дополнено. Проведем анализ ответов старшеклассников на поставленные вопросы. Нами получены в двух классах практически несовпадающие ответы, потому целесообразно было анализировать содержание ответов в каждом классе отдельно, а затем сформулировать общие выводы.



Альтернативные ответы 10А

Альтернативные ответы 10Б

a

b

c

d

e

f

g

h

1

3

8

4

6

5

4

3

2

5

11

7

9

2

0

0

3

4

10

11

8

0

0

2

4

6

5

2

8

00

6

0

5

8

3

7

12

0

0

5

6

1

6

5

6

5

7

0

7

6

4

4

8

8

3

6

8

3

6

3

3

7

6

0

9

8

7

5

4

7

1

0

10

7

4

6

9

4

3

0

11

3

2

7

11

6

4

0

12

6

3

7

8

6

4

0

13

2

2

2

6

7

10

2

2

14

5

5

6

7

3

6

1

0

15

6

4

7

4

7

3

1

0

16

12

2

6

3

2

8

0

0

a

b

c

d

e

f

g

h

1

7

5

7

5

3

2

2

7

5

8

6

2

3

7

3

7

1

1

2

4

6

5

5

7

3

5

7

6

7

4

4

6

9

3

9

7

7

4

4

6

6

5

8

8

2

5

3

3

5

2

2

9

4

7

3

7

4

3

10

7

5

3

5

5

2

11

2

7

8

5

3

2

12

10

3

5

5

4

3

13

4

1

5

7

4

3

2

2

14

8

5

3

4

4

3

1

15

8

5

6

3

2

1

1

16

10

6

6

4

1

2


 
Рисунок 1 Количественные показатели ответов старшекласснико в на вопросы анкеты
Выберем лишь предпочитаемые большинством старшеклассников ответы. В 10А классе оказалось, что коллектив представлен двумя группами. Группы можно выделить, исходя из максимального количества ответов на один и тот же вопрос и выбор альтернативного варианта: 12, 11, 10, 9 и 8. В группе № 1 (12, 11, и 10  ответов)  чаще  всего фигурируют вопросы 2,  3, 5,  11,  13,16, касающиеся роли  учебного предмета;

выполнения самостоятельной работы; отношения к сдвоенным урокам; роли учителя при погружении; смысла задачи.

В группе № 2 (9 и 8 ответов) в большей степени представлены вопросы 1, 2, 3,4,5, 6,7,9, 12,16, что указывает на увеличение числа ответов и, соответственно, повышенный интерес старшеклассников к их постановке. Речь идет об условиях, при которых выполняются домашние задания; об отношении к учебному предмету, если он не нравится; об эмоциях, обусловленных выполнение учебных заданий. В 10Б классе фигурируют вопросы 2, 3, 7,11, 12,16, касающиеся также учебного предмета, самостоятельной работы и ее выполнения, смысла в задаче и роли учителя при погружении.

Выясним наиболее совпадающие в двух классах ответы на вопросы. В результате сравнения повторяющихся вопросов выводим, что для старшеклассников в большей степени значим учебный предмет, выполнение самостоятельной работы, понимание смысла учебного предмета, интерес к сдвоенным урокам и роль учителя в процессе погружения. Все, что связано с эмоциями, отношением к процессу погружения, смысловых действий, не имеет для старшеклассников никакого значения. Мы наблюдаем сохранение тенденции, направленной на формализацию процесса обучения: имеется некое содержание, требуется выполнить самостоятельную работу.

Проведем анализ содержания ответов старшеклассников и выясним, возможно, наши первичные выводы неправомерны. В 10А классе в гр. № 1 диапазон от 33% до 40% респондентов можно рассматривать как большинство старшеклассников. 40% считают, что при погружении роль учителя сводится лишь к тому, что он чем-то занят, т.к. все время пишет; сдвоенные уроки (пары) это для них первоначальное напряжение из-за достижения какого-то результата. 37% старшеклассников полагают, что учебный предмет нужен для понимания его смысла и для выполнения самостоятельной работы (задачи, проекта) они сначала спрашивают учителя, что ему хотелось бы получить в конце деятельности. 33% уверены, что «придать смысл» задаче означает информацию «обо мне», а также понимание смысла задачи– это формальная процедура.

В 10 А классе в гр. № 2 диапазон от 27% до 30% опрошенных также мы рассматриваем как значимое число. 30% человек утверждают, что учебный предмет не представляет для них никакого интереса; они понимают, что «извлечь смысл» из задачи (проекта) означает осознать необходимость преодоления чего-либо. 27% человек считают, что сдвоенные уроки (пары) это «пытка» и, если им не нравится учебный предмет, они не станут на нем «циклиться». Если они учат уроки, то, как правило, слушая музыку; когда решили задачу, то вздыхают с облегчением, что не нужно больше решать; что чужой смысл задачи (упражнения) - для них не понятен; совсем не понимают, зачем открывать смысл. О роли учителя не хотят вслух рассуждать.

В 10 Б классе 41% затрудняется ответить, что они делают при выполнении самостоятельной работы. 37% полагают, что смысл задачи мне открывается неожиданно, чаще под утро, а роль учителя состоит в том, чтобы быть занятым своими делами. 33% уверены, что целый день изучать один учебный предмет – это означает постепенное открытие смысла и в то же время спрашивают, будет ли во время погружения минуты отдыха в виде уроков физкультуры. 30% утверждают, что учебный предмет помогает преодолеть лень, затрудняются в ответе о роли чужих смыслов для них лично; и уверены, что «придать смысл» задаче – это то же, что выучить формулировку, чтобы сдать экзамен.

Основные выводы. В ответах наблюдается противоречивая картина. Для старшеклассники учебный предмет и учебная задача разные понятия: если хоть какой-то смысл они могут отыскать в учебном предмете, то в задаче смысл может быть связан или не связан с личностью. Сдвоенные уроки для них не воспринимаются как момент погружения для извлечения смысла учебной задачи, скорее, это трата времени, отнимающая много нервных сил. Они чувствуют свою зависимость, вернее конечный результат обучения связывают с учителем, потому возлагают большие надежды в самом начале учебной деятельности на учителя, а он не оправдывает их ожидания. Другая группа старшеклассников 10А класса вообще относится к процессу обучения с «необыкновенной легкостью», если не сказать, что как такового процесса для них не существует. Преобладает в основном негативная эмоция. О каком погружении и смысловых действиях может идти речь? В 10Б также фиксируем противоречивые ответы. Однако лейтмотив в этой противоречивости ярко выражен в том, что весь процесс обучения, суть погружения в смысл учебного предмета заключено в том, чтобы сдать экзамены.

Таким образом, в исследуемой выборке старшеклассников на начальном этапе экспериментальной работы можно зафиксировать низкий уровень смыслового погружения, преобладание эгоцентрических смыслов в их ответах свидетельствует о низком уровне развития смысловой сферы.