Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ЦОР ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Авторы:
Город:
Калуга
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

Цифровые образовательные ресурсы, поступающие в средние школы, представлены на электронном носителе, чаще всего, оптическом диске. Образовательные учреждения оплачивают подключение к электронным библиотекам. Доступ к отдельным видам и целым коллекциям ЦОР также предоставляет электронные ресурсы Интернета. Поэтому в учебном процессе учитель химии и учащиеся имеют возможность обращаться к различным источникам ЦОР, содержание и способ представления информации в которых также разнообразен. С целями достижения целей образования и решения учителем дидактических задач учащимися могут рассматриваться и изучаться многообразные вопросы, имеющие познавательное и практическое значение в жизни человека. При этом широкие возможности и огромный выбор ЦОР предполагают критический подход к оцениванию их содержания.

Большинство ЦОР содержат ошибки различного характера. Например, виртуальная химическая лаборатория и другие программы, моделирующие промышленные и природные процессы, незаменимы для решения химических задач в случаях небезопасных веществ, в том числе, очистки органических веществ от примесей, исследования свойств ряда других веществ. Мультимедийные обучающие комплексы «1С: Образовательная коллекция» для 8-11 классов содержат разделы «Качественный анализ органических веществ», «Качественный анализ неорганических веществ». В них в форме таблицы обозначены определяемые вещества и реактивы. Однако данная таблица уже заполнена: показаны все возможные комбинации и результаты испытаний проб веществ. Ученик трудно ориентироваться в многочисленных разноцветных ответах, поскольку нарушено правило наглядности в отношении количества демонстрируемых объектов. В то же время при изучении ароматических углеводородов, которые являются токсичными, едкими, легковоспламеняющимися веществами, возможно проведение практической работы при помощи названной виртуальной лаборатории [1]. Поэтому на этапе отбора ЦОР, способствующих формированию умений выполнять химический эксперимент, необходимо грамотно оценивать их в отношении методики и технических вопросов применения. Приведѐм критерии качества, которые учителю химии важно учитывать при использовании ЦОР на этапе организации школьного химического эксперимента.

Одним из важных критериев отбора ЦОР в образовательном процессе, которые требуется учитывать учителю химии, является длительность работы с данным видом ЦОР. Ограничения санитарно-гигиеническими нормами, рамками урока или занятия системы дополнительного образования учитель соотносит с дидактическим эффектом его применения. По продолжительности демонстрации ЦОР варьируют в широких пределах, например, фильмы по химии  – от нескольких минут до нескольких часов. Так, ролик, который учитель химии может найти при помощи поискового сервера YouTobe, посвящѐнный свойствам наноматериалов «Наноструктура» [2] длится менее минуты (30 с), а фильм по алхимии «Тайны древности. Магия алхимии» [3] – около 45 минут. Оба учебных фильма могут быть использованы в обучении химии . Например, часть фильма об алхимических исследованиях можно применить для мотивирования учащихся на уроке химии при изучении способов выделения и очистки веществ в 8 классе или на занятии в системе дополнительного образования как  перед изучением данной  темы по школьной учебной  программе, так  и  после. Учебные фильмы рекламного характера также могут представлять методический интерес, поскольку при обучении школьников их можно применять для формирования умений критически оценивать информацию и получать необходимые сведения из приведѐнных данных, в том числе при формировании у учащихся умений выполнять химический эксперимент.

В качестве критерия предпочтения данному виду ЦОР отметим возможность сочетания реального эксперимента с мысленным и виртуальным, что позволяет реализовать дидактический принцип связи теории с практикой. Например, при познании учащимися нового, совершенствовании и применении знаний на практике, контроле знаний и умений обучающихся важно использование учебных фильмов и видеозаписей химических опытов, которые учитель не может демонстрировать реально по причине их сложности, длительности или опасности. Так, применение видеозаписи химического опыта эффективно на этапе совершенствовании знаний и их использовании на практике, являясь наглядной опорой и подсказкой при выборе учащимися оборудования и реактивов, требующихся для его реального выполнения. На основе компьютерного опыта обучающиеся определяют особенности приѐмов сборки прибора, установки, помещения в них реактивов, нагревания, а также определяют, какие особые правила техники безопасности требуется соблюдать. При работе с видеозаписью химического опыта по получению кислорода из оксида ртути школьнику предлагается критически оценить его содержание с целью выявить другой, более рациональный способ получения кислорода, исходя из реактивов, имеющихся в распоряжении ученика. В данном случае учитель может создать проблемную ситуацию: как получить кислород в лаборатории?

Как мы видим, реализация подхода к применению различных видов химического эксперимента связано с учѐтом ряда критериев. К наиболее важным из них можно отнести критерии информативности опыта, максимального применения натурного  эксперимента, а  также  минимальной затраты учителем  и учащимися времени на проведение опыта. На начальных этапах изучения химии в 8 классе демонстрируемый опыт для осознания его химической сути следует осуществлять на качественном уровне в натурном варианте. Повторно эксперимент может быть смоделирован мысленно, дополнен количественными показателями. Автоматическое измерение данных исследуемой системы при помощи датчиковых систем и неоднократная демонстрация электронной версии длительного опыта позволяет экономить время. В то же время в центре должен находиться натурный эксперимент как исходный для получения эмпирических предпосылок дальнейшего преобразования вещества.

Таким образом, содержание критериев отбора ЦОР для организации школьного химического эксперимента зависит от тех целей, которые реализует учитель. Это может быть создание условий для освоения нового, когда необходимым критерием отбора ЦОР является их научный характер, реализация принципа связи химии с другими учебными предметами, отражение исторического подхода, соответствие вопросам, изучаемым по школьной программе, прикладной характер, наглядное представление информации, качественный звук и простой понятный пользователю интерфейс. На этапе же совершенствования и контроля умений выполнять химический опыт построению познавательной деятельности обучающегося, осуществлению элементов проблемного обучения будут способствовать также ЦОР, имеющие нарушения в некоторых из дидактических принципов и сами используемые как объекты для изучения, являющиеся средством создания проблемной ситуации. Примером такого нарушения является работа учащихся с ЦОР, у которого отсутствуют звук или нарушена хронология в расположении информации. Обучающему предлагается исправить или дополнить содержание ресурса или сделать вывод о возможности другого пути решения исследуемой проблемы.

ЦОР, применяемые при обучении школьника выполнять химический эксперимент, можно условно разделить на те, которые непосредственно содержат информацию, касающуюся технических и экспериментальных умений, связанных с выполнением опыта, и те, которые можно применять как вспомогательные на этапе создания ситуации, проверяемой на опыте, т.е. тексты, схемы и т.д. Особую ценность представляют ЦОР, которые включают видеозаписи опытов, анимацию химических процессов, схемы, рисунки установок. Важно, чтобы они были выполнены грамотно и содержали аспекты прикладного характера, поскольку современные образовательные стандарты ориентируют учебный процесс на решение задач, имеющих практическую значимость. В связи с этим при выборе ЦОР среди многообразных источников информации также следует руководствоваться критериями возможности осуществления обратной связи (интерактивности ЦОР), наличия многоуровневой организации учебного материала в электронном издании или ресурсе Интернета, гибкости ресурса (разные варианты действий на выбор ученика при работе с ЦОР), мотивации на изучение химии и воспитательный характер ЦОР.

Таким образом, при выборе ЦОР для организации и проведения реального химического эксперимента на уроке химии и на занятии системы дополнительного образования необходимо руководствоваться как критериями, общими для всех электронных ресурсов, применяемых при обучении химии, так и специфическими.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Калужской области, проект №14-16-40002.



Список литературы

1.      Органическая химия. 10 – 11 классы [Электронный ресурс]: поставляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды» / Образовательная коллекция: 1 С. Лаборатория систем мультимедия. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2003. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

2.      Наноструктура [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=S54N2OWxxpY

3.      Тайны древности. Магия алхимии [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=crRp