Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАСТЕНИЙ ДОМИНАНТОВ ЛЕСНОГО ФИТОЦЕНОЗА В КУРСЕ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Авторы:
Город:
Арзамас , Нижегородская область
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

Учебный предмет Биологии является неотъемлемой составной частью естественнонаучного цикла обучения в образовательном учреждении. Биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивает усвоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Согласно действующему федеральному компоненту государственного образовательного стандарта на изучение биологии в 9-ых классах отводиться в объеме 2-ух часов в неделю. В 9 классе обучающиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученный данный биологический материал становиться основой для рассмотрения и изучения вопросов экологии организма, популяции, вида, биоценоза, биогеоценоза и биосферы [2].

При изучении раздела «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии» по рабочей программе разработанной авторским коллективом под руководством Н.И. Сонина рассматривается тема «Биогеоценозы и биоценозы». В рамках данной темы возможно изучение растений доминантов лесных фитоценозов на примере участка леса, расположенного вблизи образовательного учреждения. Это можно сделать на экскурсии в рамках внеклассной работы с учащимися. Для изучения растений доминантов на экскурсии учащихся необходимо заранее познакомить с методикой исследования. Одной из доступных методик изучения растений доминантов для учащихся является геоботаническое описание участка лесного биоценоза. Геоботаническое описание представляет собой регистрацию состава и численности видов выбранного фитоценоза [1]. Перед экскурсией ребята должны разбиться на группы: первая группа будет печатать бланки описаний, вторая группа берет определители растений, а третья группа фотографов готовит фотоаппараты.

Геоботаническое описание необходимо проводить по следующему плану:

1.     Выбор участка фитоценоза для описания. Выбор места описания проводиться на основе однородности растительности. Так же необходимо учитывать безопасность участка с точки зрения экспозиции (крутизна склона, наличие многих поваленных деревьев могут вызвать травмирование учащихся).

2.     Закладка пробных площадок. Удобнее закладывать квадратные пробные площадки площадью 10х10 м или 25х25 м. Для этого необходимо взять колышки и веревки соответствующей длины.

3.     Описание места (пробной площадки). Описание необходимо проводить на заранее подготовленных

бланках, которые отражают в себе дату проведения, авторов, описание места расположения выбранной площадки, типа леса. Затем идет собственно описание видового состава. Для более удобного составления геоботанического описания участка леса необходимо описывать отдельно каждый ярус. Так для лесного фитоценоза можно выделить ярус А – древесный, В – кустарниковый, С – травяной покров, D – лесная подстилка. Каждый ярус будет характеризоваться своими видами. На этом этапе учитель помогает учащимся определять растения. Фотокорреспонденты фотографируют все виды.

Для определения доминирующих видов каждого яруса лесного фитоценоза используется шкала обилия Браун-Бланке [1], которая указывает процентное покрытие не превышающее 100%. Шкала включает в себя следующие обозначения:

r – покрытие незначительное, вид встречается чрезвычайно редко;

+ - покрытие незначительное, вид встречается редко;

1     – покрытие невелико, но особей вида встречается много или покрытие большое, но особей вида разрежены;

2 – проективное покрытие 5-25%, число особей вида велико;

3 – проективное покрытие 25-50%, число встречающихся особей вида любое; 4 - проективное покрытие 50-75%, число встречающихся особей вида любое;

5 – проективное покрытие более 75%, число встречающихся особей вида любое.

4.     Выводы. На основании полученных результатов описания места (пробной площадки). Учащиеся делают выводы о наиболее часто встречающихся видах растений относительно каждого яруса, определяя их доминантность над другими видами фитоценоза. Этот пункт можно выполнять в стационарных условиях школы. По результатам экскурсии ребятам можно предложить сделать отчет и презентацию, а так же выступить на неделе биологии или науки.

Таким образом, переходя от этапа к этапу экскурсии, школьники познакомятся с методикой определения растений доминантов лесного биоценоза каждого яруса.

 

Список литературы

1.     Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Соломец А.И. Современная наука о растительности: Учебник. М.: Логос, 2001. – 264 с.

2.     Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы / Сост. И.Б. Морзунова - М: Дрофа, 2011 г. – 256 с.