Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

Современный этап развития системы российского школьного образования характеризуется внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

Главной задачей школы является создание условий для качественного обучения. В  «Концепции модернизации российского образования»  зафиксировано положение о том, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования [2].

Согласно ФГОС ООО [1], основу метапредметных образовательных результатов составляют универсальные учебные действия (УУД). Значение термина «универсальные учебные действия» определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Умение учиться, т.е., способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта определяется уровнем развития у ученика универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия делятся на четыре вида:

-   личностные УУД;

-   познавательные УУД;

-   регулятивные УУД;

-   коммуникативные УУД.

Главным условием формирования данных действий является формирование у обучающихся информационной компетенции – умения учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения каких- либо поставленных задач.

Информатика как наука и как учебный предмет играет очень важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий. Действия, формируемые на уроках информатики, могут быть использованы при изучении других предметов. Таким образом, мы можем сказать, что информатика имеет большую метапредметную направленность, чем остальные дисциплины школьного курса. Наряду с этим, информатика обладает своими специфическими особенностями, которые коренным образом отличают ее от других предметов.

Во-первых, это наличие специального технического оснащения, во-вторых, у учащихся есть и свое индивидуальное рабочее место, и доступ к общим ресурсам, в-третьих, именно на уроках информатики значительную роль играет самостоятельная работа, в результате которой у учащихся и формируются необходимые алгоритмы действий по решению поставленной задачи и созданию собственного продукта.

Роль учителя сводится к тому, что он становится помощником ученика в овладении универсальными учебными действиями, создает условия для развития, а не только для овладения знаниями по данному предмету. В основе этого лежит системно-деятельностный подход, согласно которому знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности.

В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» развивается целый ряд универсальных учебных действий. Учащиеся, осваивая новые информационные технологии, работая с ними, осваивают и сами универсальные учебные действия. Остановимся более подробно на том, как же можно успешно сформировать универсальные учебные действия на уроке информатики с помощью современных средств ИКТ.

Формирование личностных УУД происходит не только на самих уроках информатики, но и во внеурочной деятельности учащихся. Они предполагают, что учащийся должен уметь создавать вокруг себя комфортную здоровьесберегающую среду путем знания правил техники безопасности при работе за компьютером, адекватного оценивания вреда и пользы от данной работы, умения рационально распределять свои силы и время.

На уроке информатики компьютер - это инструмент самопознания и самореализации. Учащиеся могут пройти онлайн-тестирование, использовать различные тренажеры, проходить различные квесты. Также, учащиеся могут создать собственный сайт, свою презентацию или иной продукт, тем самым реализуя свой потенциал личности.

Во внеурочной деятельности личностные УУД формируются при самостоятельном выборе литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.

Способность действовать в собственных интересах и получать признание в определенной области формируется через участие в предметных олимпиадах и конкурсах, а с помощью определенных, значимых результатов деятельности можно получить уважение в коллективе.

Формирование регулятивных УУД на уроках информатики обеспечивает организацию учащимися своей же учебной деятельности. Данные действия представлены в более общем виде и на уроках информатики каких-то отличительных особенностей формируемых регулятивных УУД практически не наблюдается. Например, данные УУД могут быть успешно сформированы в процессе разработки алгоритмов решения задач с использованием компьютера:

•    анализа реальной ситуации и определения целей деятельности;

•    организации деятельности, направленной на реализацию этой цели;

•    анализа и коррекции результатов этой деятельности.

Формирование познавательных УУД на уроке информатики подразумевает, что учащийся овладеет такими умениями как способность осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности. Например, спланировать деятельность по разработке своего продукта, владеть технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием, решением проектных задач. Также познавательные УУД подразумевают умения выдвигать свои гипотезы, ставить проблемные вопросы к изучаемому материалу, анализировать входные данные и планируемый результат. Ярким примером формирования данных умений может послужить решение задач с помощью компьютерного моделирования, постановка компьютерного эксперимента.

Также в рамках познавательных УУД учащиеся овладевают навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применения методов статистики и теории вероятностей. Ярким примером этого может послужить практикум по изучению архитектуры компьютера, моделирование работы логических схем.

Неотъемлемым компонентом познавательных УУД является то, что дети работают со справочной литературой, инструкциями, анализируют и тем самым получают новые знания и применяют их на практике при решении нужной задачи. Оформить результаты своей познавательной деятельности учащиеся должны на высоком уровне, используя подходящие средства информационных технологий, например, с помощью мультимедийных презентаций и видеороликов. Учащиеся должны создавать целостную картину мира на основе собственного опыта.

Формирование коммуникативных УУД происходит в процессе выполнения практических заданий, направленных на работу в паре или группой учащихся.

Для уроков информатики характерны следующие виды коммуникативной деятельности:

Владение формами устной речи - монолог, диалог, умение задать вопрос, привести доказательства при устном ответе, дискуссии или при защите проекта.

Ведение диалога "человек" - "техническая система" - понимание принципов построения интерфейса, коммуникация с диалоговыми окнами, настройка параметров рабочей среды.

Умение грамотно представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста – это может быть электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации.

Владение телекоммуникационными технологиями для организации общения с удаленными собеседниками, понимание возможностей различных видов коммуникаций.

Умение работать в группе, искать и находить компромиссы значительно способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики.

Это может быть работа над совместным проектом, взаимодействие в Интернет, технология клиент-сервер, совместная работа с приложениями. Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов

- существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками.

Успешное овладение УУД ведет учащихся к формированию способности самостоятельно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.

Необходимо не стихийное, а очень продуманное, целенаправленное формирование универсальных учебных действий с заранее заданными свойствами, такими как осознанность, разумность, высокий уровень обобщения и готовность применения в различных предметных областях, критичность, освоенность. Таким образом, основная педагогическая задача заключается в том, чтобы организовать благоприятные условия для успешного формирования учебных действий на уроке информатики.



Список литературы

1.      Государственные образовательные стандарты второго поколения. http://www.w3.org

2.      Скрипкина, Ю.В. Уроки информатики в школе. [Электронный ресурс] / Ю.В. Скрипкина // Интернет- журнал "Эйдос". - 2009.

3.      Шишкина, Л.П. Инновационный опыт. Организация деятельности учащихся на уроках информатики. [Электронный ресурс] 2009.

4.      www.open-klass.ru. Сообщество «Учитель-менеджер», проект «Формирование универсальных учебных действий».