17 мая 2016г.
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования является одной из самых актуальных проблем современного образования. Решение данной проблемы связано с поиском наиболее эффективных способов и средств обучения, форм организации занятий с целью наиболее полной реализации творческого потенциала младших школьников, и развития их творческих способностей в системе дополнительного образования.
Преобразования, происходящие в современных условиях, в социально-экономической, культурно- нравственной, художественно-творческой среде, определяют новое понимание личности ребенка. Личности, социально-адаптированной, способной к активным и творческим преобразованиям окружающей действительности, в любом виде деятельности, поиску оптимальных, оригинальных решений на поставленные задачи. В связи с этим происходит переориентация целей образовательной и воспитательной деятельности.
В процессе воспитания и образования главное значение приобретают задачи, не только передачи исторически сложившегося общечеловеческого опыта, развития социально значимых знаний, умений и навыков, но и формирование таких личностных качеств как инициатива, способность мыслить, стремление к творческому поиску. Творческий подход к любому виду деятельности входит в категорию главных ценностей, формированию и развитию, которого, должен быть посвящен учебный процесс, как в школе, так и в системе дополнительного образования. Здесь закладываются основы специальной грамоты и мастерства, раскрываются широкие возможности творчества и для педагога, и для обучающихся на самых ранних этапах их развития.
Учащиеся младших классов по своим возрастным проявлениям удивительно динамичны. Особенно ярко это проявляется в изобразительной деятельности, в ходе которой могут использоваться самые различные художественные материалы. Занятия изобразительной деятельностью рассматриваются как одно из важнейших средств развития личности ребенка, способствующее формированию эстетического понимания окружающего мира, развитию творческого мышления, художественно-образного видения.
Многие ученые Б.Г. Ананьев, А.В. Бакушинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Е.И. Игнатьев и другие отмечают, что именно в этот период наилучшим образом проявляется творческая активность, что в значительной мере определяется формированием личности ребенка. Учащиеся совершенствуют двигательные навыки, направленные на освоение различных видов деятельности, развивают новые качества познавательных процессов, овладение мыслительными операциями, необходимыми для познания реальности. Приобщаются к новым категориям ценностей и оценок, собственно созданного, значимого для них продукта в сравнении с потреблением, находят индивидуальный стиль деятельности, так как включаются в учебную деятельность. В новых условиях у ребенка, начинают особенно ярко выражаться его природные задатки, индивидуальные особенности в типологических свойствах нервной системы. Характерным для данного возраста является реактивность, чувствительность ко всему яркому, новому, необычному что, так или иначе, вызывает эмоциональный отклик.
Выработка навыков в любом из видов изобразительного искусства содержит в себе большое развивающее начало. Особое место имеют занятия над объемными формами (скульптура, мягкая игрушка или объемное макетирование, как в системе общеобразовательной школы, так и в системе дополнительного образования). По своей природе очень лаконичные, вся их сила воздействия на зрителя определяется пластикой масс, пространственной динамикой, удачным подбором и использованием соответствующего материала.
Формирование двигательных навыков и умений, составляющих практическую сторону в процессе изготовления мягкой игрушки, носят основополагающий характер. Закономерности их развития и формирования те же, что и у любых других двигательных навыков. Поэтому формирование практических навыков и умений будет успешным лишь в том случае, если педагог будет учитывать физиологические и психологические особенности младших школьников, условия, пути и средства их образования.
Проблемы развития моторики ребенка издавна привлекали исследователей, так как это необходимо для любой деятельности, особенно в художественно-творческой. Как показывают исследования, движения составляют основу формирования представлений о форме, величине, пространстве и т.д.
Для развития моторики ребенка большое значение имеет формирование нервно-мышечного аппарата. Особенно важным для развития психики ребенка является овладение движением рук. Развитие движений руки во многом зависит от овладения различными материалами и инструментами. Например, знание свойства материалов, структуру и фактуру; умение использовать рабочие инструменты, ножницы, линейку и т.д.; умение выполнять несложные операции, вырезать из бумаги необходимую форму, соединять детали изделия при помощи различных способов и многое другое.
Творчество начинается с познания (анализа, сравнения, синтеза). Учащиеся овладевают важными творческими операциями: изменения, преобразования, комбинаторики. Выполнение любого действия характерно сочетанием познания овладения практическими навыками, и способностью к целевой установке, и, безусловно, проявлению эмоционального интереса к конечному результату, что способствует формированию начальной фазы творчества.
Рассматривая вопросы развития творческих способностей, мы опирались на психолого-педагогические научные работы Н.С. Боголюбова, Л.Б. Ермолаева-Томиной, С.Е. Игнатьева, Т.С. Комаровой, В.С. Кузина, Н.Н. Ростовцева и многих других. Они отмечают, что изобразительная деятельность и художественный труд являются благоприятными для развития основных компонентов творческих способностей: интеллектуальной инициативы, поисковой, преобразующей активности и направленности на самосовершенствование и совершенствование окружающего мира человека.
Само понятие развитие творческих способностей включает в себя представление о постепенном росте, обогащении и расширении художественно - творческих возможностей детей, а отсюда и средств образной выразительности их готовых изделий.
Важное место в системе формирования творческих способностей младших школьников имеют исторические корни изучаемых видов деятельности: художественная обработка керамики, текстиля, металла, стекла и мн.др.
В результате исследований в различных направлениях внеклассной и внешкольной работы в области изобразительного искусства, мы можем констатировать, что необходимо активнее внедрять современные технологии и материалы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Так же просматривать новые пути и подходы к наиболее оптимальному выполнению, в этом возрасте, сложных технологических операций. И, безусловно, больше внимания уделять созданию своего собственного художественного образа.
В результате предварительного знакомства с теорией вопроса, анализа методов преподавания, анализа практических работ учащихся можно предположить, что, развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста будет наиболее эффективным, если в основе занятий будут:
1. учитываться специфика возрастных и индивидуальных особенностей;
2. предусматриваться подключение сознания и собственной поисковой активности, способствующих преодолению стереотипов репродуктивного характера обучения;
3. использоваться различные методические приемы, способствующие облегчению выполнения сложных технологических операций в процессе создания своего собственного художественного образа;
4. учитываться правила использования основных инструментов и материалов в ходе формирования практических знаний, умений и навыков.
Список литературы
1. Ананьев, Б.Г. О системе возрастной психологии / Б.Г. Ананьев. – М.: Вопросы психологии № 5, - 1957. – С.161
2. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание опыт исследования на материале пространственных искусств / А.В. Бакцушинский. – М.: Новая Москва, - 1925. – 240с.
3. Боголюбов, Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке / Н.С. Боголюбов. – М.: Просвещение, - 1986.– 128с., ил.
4. Ермолаева-Томина, Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований) /Л.Б. Ермалаева-Томина. – М.: Вопросы психологии № 5, - 1957. – С. 166-176.
5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т. I. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, - 1982.
6. Гальперин, П.Я. Физиологические особенности детей / П.Я. Гальперин. – М.: Просвещение, - 1965. – 243с.
7. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей/ Е.И. Игнатьев. Изд. 2-е, дополненное. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, - 1961. – 223с.
8. Игнатьев, С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью (в условиях кружковой работы): автореферат диссертации канд. пед. наук / С.Е. Игнатьев. – М., - 1982. – 16 с.
9. Игнатьева, А.В. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на примере изготовления мягкой игрушки: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / А.В. Игнатьева. – М., 1998. – 233 с.
10. Комарова, Т.С. Как научить ребенка рисовать / Т.С. Комарова. – М.: Столетие, - 1998. – 141с.
11. Кузин, В.С. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ В.С. Кузин. – М.: АГАР, - 1997. – 304 с., ил.
12. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов художественно- графических факультетов педагогических институтов. - 2-е изд., доп. и перераб./ Н.Н. Ростовцев. – М.: Просвещение, - 1980. – 239с.