Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ФАРМАЦЕВТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Авторы:
Город:
Астана
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

В новых социально-экономических условиях значительно возросли требования к профессиональной компетенции, гибкости, способности к творчеству будущих специалистов.

Сегодня ценится способность применять знания и умения для решения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной профессиональной деятельности.

Сущность данного подхода заключается в  развитии у студентов  способности самостоятельно решать познавательные, коммуникативные, организационные, нравственные и иные проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования полученных знаний.

Технологии обучения нового поколения сегодня должны формировать системное видение профессиональной деятельности, обеспечивать будущему специалисту самостоятельную ориентировку в новых явлениях избранной им сферы деятельности, создавая условия для творчества.

Перспективными являются профессионально-ориентированные образовательные технологии, которые позволяют организовать учебный процесс с учетом профессиональной специализации, а также с ориентацией на личность обучающегося, интересы, склонности и способности.

В настоящее время преподавателям необходимо делать ставку на творческое осмысление студентами учебного материала, связь учебного материала с жизнью, практикой. Только в этом случае получаемые студентами знания материализуются, повышается к ним интерес, существенно возрастает их значение и студенты способны применять получаемые знания на практике.

В современной педагогике высшей школы происходит постепенная замена традиционных форм обучения, основанных на пассивном усвоении знаний, на новые, в основу которых положен принцип формирования «человека мыслящего», способного к творчеству, самосовершенствованию.

Выбор наиболее эффективных методов и средств, для какого-либо конкретного учебного занятия представляется одним из важных моментов процесса обучения. Анализируя методы и средства обучения, необходимо учитывать их постоянное совершенствование. При использовании методов и средств важно учитывать то обстоятельство, что одни и те же методы или средства могут быть эффективными при одних условиях и совершенно неприемлемыми при других.

Для активизации учебной деятельности студентов работа преподавателя должна быть направлена на разработку и применение профессионально-направленных методов, новых форм организации учебного процесса, методов, приемов и средств обучения, а также контроля результатов, способствующих повышению интереса к обучению и познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения при получении образования.

Основополагающей задачей современной высшей школы является повышение уровня подготовки специалистов и решение этой задачи, как представляется, надо начинать с первого курса.

Преподаватель в настоящее время должен направить действия студентов на самостоятельное освоение знаний, сделать свой урок интересным, насыщенным и занимательным.

Обучение должно быть направлено на разностороннее развитие личности студента, профессиональную направленность, направленность на активное и творческое освоение химических дисциплин посредством вовлечения студентов в проектную, учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность, обеспечение мотивации посредством создания личностно-комфортных условий в процессе обучения, внедрения в традиционную систему обучения методов и технологий проблемного обучения.

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность студентов по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение предметными знаниями, умениями, навыками и развитие творческих способностей.

Проблемное обучение – тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки [1].

Проблемные ситуации обычно классифицируются по различным критериям: по направленности на поиск новых знаний или способов действия, на выявление возможности применения известных знаний и способов в новых условиях и т.д.; по уровню проблемности в зависимости от того, насколько остро выражены противоречия; по дисциплинам и предметам, в которых допустимо применение тех или иных проблемных ситуаций и так далее.

В содержание курса должны входить материалы, которые имеют прямое отношение к практической фармации. Во всех фармацевтических учебных заведениях должны использоваться аудиовизуальные средства.

Большинство ученых полагают, что развитие творческих способностей обучающихся невозможно без

использования проблемного обучения. Творческие способности реализуются через проблемную деятельность, проблемное обучение остается актуальным в условиях современной высшей школы. Каждому преподавателю хочется, чтобы на уроках обучающиеся не сидели со скучающими взглядами, а стремились узнавать что-то новое, рассуждали, спорили, сами делали выводы и приходили к новым открытиям.

Как правило, преподаватель считает, что для этого обучающийся должен внимательно слушать, учить параграфы, решать задачи, упражнения. Мы ожидаем активной деятельности обучающихся на занятии, а вместо этого получаем пассивную деятельность, зазубривание материала и, в итоге, полное непонимание предмета и его значения. Решение проблемы находится в использовании соответствующих технологий.

Использование проблемных ситуаций на уроках химии для будущих специалистов позволяет так организовать процесс усвоения основных понятий, законов, что эти знания становятся в дальнейшем инструментом познания, а не набором сложных непонятных слов [2].

Проблемная ситуация – это психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека, если он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними знакомыми ему способами и должен найти новый. Тут возникает потребность активно мыслить, и, главное, ответить на вопрос «почему». Потребность рождает мотив, побуждающий человека думать и действовать. В этом суть проблемного обучения.

При проведении практических занятий по курсу неорганическая химия для студентов первого курса по специальности «Фармация» мы использовали проблемно-ориентированное обучение.

При изучении некоторых тем, в частности темы «Теория растворов. Коллигативные свойства растворов неэлектролитов», мы использовали элементы проблемных ситуаций, максимально ориентировали в будущей профессии обучаемых. Были сформированы вопросы проблемного характера. Например: 1. Когда в кровяное русло, мышечную ткань, спинномозговой канал и т. д. с терапевтическими целями вводят растворы необходимо помнить о том, чтобы эта процедура не привела к «осмотическому конфликту»? Применение каких растворов не приводит к ―осмотическому конфликту‖?

2. В медицине для очищения ран от гноя используют марлевые повязки, смоченные раствором определенной концентрации. Какой раствор используют для этих целей?

Использование текстов и задач профессионального направления не только углубляет уровень фармацевтического образования молодежи, но и служит тем материалом, который способствует становлению профессиональных и личностных качеств будущих специалистов, способствует повышению уровня обученности студентов, создает условия для активного самостоятельного овладения знаниями, умениями и навыками, развивает нестандартный стиль мышления.

При изучении химических дисциплин, с первого курса будущий фармацевт должен быть готов к изучению специальных дисциплин, требующих химической подготовки, а также способность использовать свои химические знания, умения, ценностные отношения для разрешения различного рода практических и теоретических проблем и задач, возникающих в будущей профессиональной деятельности.

 

Список литературы

1.      Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система (на материале обучения иностранным языкам): Книга 2. –М.: МНПИ, 2000.

2.      Кузнецова Н.Е. Волкова (Герус) С.А. Формирование обобщенных умений на основе алгоритмизации и компьютеризации обучения // Химия в школе, №5, 2002. – с. 16-20. – 0,75 п.л.