Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОРГАНИЗАЦИИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

На сегодняшний день мы наблюдаем школу, которая, стремительно меняясь, старается попасть в ногу со временем и удовлетворить запросы общества. Общество же запрашивает человека, не только имеющего определенный багаж знаний, но способного применить этот багаж в разных сферах своей жизни; человека, способного обучаться, переучиваться, саморазвиваться и развивать жизнь вокруг себя. В данных условиях задачей школьного образования является не только передача знаний в рамках конкретных учебных предметов, а вооружение обучающегося такими универсальными умениями и способностями, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться вместе со стремительно меняющимся обществом и быть востребованным в этом обществе. На необходимость решения обозначенной задачи и ориентирует федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Решение данной задачи напрямую связано с формированием и развитием метапредметных умений обучающихся средствами различных предметных областей. К метапредметным умениям относят умения, которые дают человеку возможность интегрирования всех имеющихся знаний в любую область человеческой жизнедеятельности, формируют способность к правильной организации своей деятельности для получения наивысшего желаемого результата. Обеспечить реализацию выделенной образовательной задачи должна, в том числе, и математика - как один из основных содержательных компонентов любой образовательной программы.

Для того чтобы человек имел перспективу развития, ему необходимо с малых лет учиться определять свои цели и ориентиры, учиться правильно организовывать свою деятельность, планировать время, осуществлять постоянный самоконтроль и самоанализ, и только благодаря этим качествам человек сможет успешно организовать любую работу.

Существует две формы самоконтроля: внутренняя (автоматическая) и внешняя (осознаваемая). В том возрасте, когда человек обучается в школе, полное формирование умения к организации своей деятельности невозможно в силу психологических характеристик, поэтому задачей образовательного учреждения на данном жизненном этапе является формирование элементов способности к самоорганизации.

Чтобы научиться осуществлять контроль своей деятельности, учащимся необходимо:

·       уметь принимать контроль со стороны учителя как главного помощника;

·       уметь ставить цели и выделять задачи;

·       уметь планировать свою деятельность, ориентированную на достижение сформулированной цели и реализовывать деятельность по составленному плану;

·       уметь наблюдать и анализировать свою деятельность и ее результаты;

·       уметь давать оценку своей деятельности и ее результатам;

·       уметь определять причины успеха и неудач;

·       уметь корректировать свою деятельность и прогнозировать ее результат;

·       уметь анализировать и оценивать деятельность товарищей.

Формированию выделенных умений способствуют следующие типы заданий, которые весьма успешно могут применяться на уроках математики:

·       самопроверка работы;

·       проверка работы товарища;

·       самостоятельное конструирование заданий определенного типа;

·       решение заданий различными способами;

·       выполнение заданий по алгоритму;

·       выполнение заданий по образцу;

·       выполнение заданий с помощью наводящих вопросов;

·       формулировка целей и задач деятельности при выполнении конкретного задания;

·       формулировка выводов;

·       выполнение заданий на время;

·       составление плана решения задания.

Данные задания могут являться основой для конструирования на основе предметного материала метапредметных задач, решение которых ориентировано на формирование конкретных метапредметных умений и/или действий. Такие задач отличаются от тех, которые ориентированы только на предметный результат, уже по своему лексическому оформлению. В текстовой формулировке метапредметных задач явно указывается, какой метапредметный продукт будет являться результатом решения [2].

Приведем примеры таких задач.

1)    Опишите план выполнения следующего задания: «Подставьте вместо М многочлен, чтобы получилось тождество: М – (4ав – 18в2) = а2 – 7ав + 12в2».

2)          Выберите из предложенных критериев те, которые нужно учитывать при оценивании решения следующей задачи: «Моторная лодка плыла 3ч по озеру. Пройденный путь составил 96 км. Найдите собственную скорость лодки, если скорость течения реки 2 км/ч».

Критерии:

Верно ли, составлено уравнение? Верно ли, решено уравнение? Правильно ли, сформулирован ответ?

Верно ли, проведены преобразования? Верно ли, составлена обратная задача? Верно ли, составлена краткая запись?

Верно ли, составлена графическая модель условия?

3)   Оцените предложенное решение задания в соответствии с предложенными критериями, обосновав свой выбор:

Задание: «Разложите многочлен х8 + х4 + 1 на множители».

Решение: х8 + 2х4 – х4 + 1 = (х8 + 2х4 + 1) – х4 = (х4 + 1)2 – х4 = (х4 + 1)( х4 + 1) – х4.

Критерии оценивания задания:

Таблица 1

 

Содержание критерия

баллы

Представлено верное решение. Получен верный

ответ.

 

2

Решение не доведено до конца, но представленные

шаги выполнены верно.

 

1

Допущена ошибка при применении формул

сокращенного умножения

 

0

 

4)   Выполните вычисления по следующему плану:

1. Перемножить числа 36 и 27.

2. Сложить 814 с результатом выполнения пункта 1.

3. Разделить 2052 на 38.

4. Вычесть из 101 результат выполнения пункта 3.

5. Разделить результат выполнения пункта 2 на результат выполнения пункта 4.

Ключевым звеном в проведении контроля над действиями является ориентир на образец, идеал. Образец действия должен быть хорошо усвоен, прежде, чем он может быть использован в самоконтроле. То есть, чтобы сформировать навыки самоорганизации у обучающихся, необходимо сначала обеспечить усвоение образца действия, это значит, надо создать у учащихся опыт, связанный с этим образцом. Более того, процесс развития самоорганизации школьников базируется на переходе от готовых образцов к составным и их сочетаниям при постепенном проведении контролируемого действия. Чтобы обучающиеся приобретали навыки самоорганизации, необходимо, чтобы действие с его операторно-предметным составом было представлено достаточно развернуто, а его состав разработан совместно учителем и обучающимся. Тогда образцы действий предстанут перед учащимися не как взятые извне (случайные), а как необходимые, обязательные и опробованные на собственном опыте [1]. Здесь полезно предлагать следующие формулировки заданий: «Решите задачу, оформив решение по образцу», «Сравните свое решение с предлагаемым образцом», «Оформите решение задачи так, чтобы оно служило образцом для вашего одноклассника» и т.д.

Успешность современного человека напрямую зависит от умения организовать свою деятельность. И для того, чтобы уже во взрослой жизни человек умел правильно организовать и реализовать свои планы, закладывать основу самоорганизации нужно со школы, в чем обязательно может помочь математика.

 

Список литературы

1.     Маслова Е.А. Способы формирования умений самоконтроля и самоорганизации учащихся на уроках английского языка. [Электронный ресурс].URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy- yazyk/library/2014/10/14/sposoby-formirovaniya-umeniy (дата обращения 15.03.2016).

2.     Тумашева О.В., Рукосуева Е.Г. Какие задачи решать на уроках математики в аспекте требований ФГОС? // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 1(35). С. 31 – 34