Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПЕЦИФИКА ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИТУАЦИЯХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ

Авторы:
Город:
Архангельск
ВУЗ:
Дата:
15 апреля 2017г.

Начальный период обучения ребенка  – важный этап в его жизни, ведь овладение знаниями и умениями в школе закладывает фундамент для будущего, в это время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, сложность освоения начальных знаний и умений приводит к чрезмерным трудностям в овладении школьной программой.

В школе ребенок встречается со множеством трудностей [1, 3]. Т.Ф. Ефремова рассматривает трудность как «с трудом преодолеваемое препятствие; затруднение, сложность» [2]. Интеллектуальными являются трудности, имеющие отношение к способности человека мыслить, к его умственной, духовной жизни. Интеллектуальное затруднение в рамках учебной деятельности возникает, когда ребенок не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия.

С ситуациями интеллектуальных затруднений дети сталкиваются на каждом шагу, но каждый по- своему с ними справляется: одни отступают от решения задачи, другие – конструктивно преодолевают трудности и получают стимул для дальнейшего развития. Овладение навыками конструктивного поведения в ситуациях интеллектуальных затруднений (под таким поведением мы понимаем поведение, стимулируемое положительными мотивами, направленное на преодоление интеллектуального затруднения человека) делает ребенка готовым к любым интеллектуальным трудностям. Следовательно, актуальной становится задача определения путей и условий формирования у учащихся навыков конструктивного поведения в ситуациях интеллектуальных затруднений. В связи с этим был проведен анализ поведенческих особенностей детей в ситуациях интеллектуальных затруднений в рамках учебной деятельности, в экспериментальной работе приняли участие 42 ученика четвертых классов. Анализ поведения младших школьников в ситуациях интеллектуальных затруднений  проводился   по следующим компонентам:

1. Умение достигать цели собственными силами. 2. Наличие обращений за помощью к другим людям, включенным в данную  ситуацию  или обладающим опытом разрешения подобных проблем. 3. Умение тщательно обдумывать проблему и различные пути ее решения. 4. Способность к самоуправлению, к самоорганизации. 5. Наличие у ребенка учебной мотивации.

Качественный анализ данных по проведенному исследованию показал, что преобладающим уровнем сформированности конструктивного поведения в ситуациях интеллектуальных затруднений по испытуемой выборке является средний. Диагностика уровня учебной мотивации обнаружила, что в целом дети 10-летнего возраста имеют в большинстве своем средний её уровень. Они успешно справляются с учебной деятельностью, на уроках четко выделяют учебные предметы, которые им кажутся более необходимыми и интересными для дальнейшего обучения. При изучении этих предметов дети активны, самостоятельны, ставят цели предстоящей работы с помощью учителя, но не всегда могут сознательно овладевать знаниями, умениями, работать организованно и собранно столько времени, сколько нужно.

Практически все обследованные учащиеся продемонстрировали высокий уровень произвольности. Соответственно, они усваивают правила, предъявляемые в вербальном плане, удерживают их по ходу выполнения заданий, ориентируются на эти правила при возникновении проблем в выполнении задания.

Специфика поведения детей в ситуациях интеллектуальных затруднений выявлялась с помощью наблюдения за составлением ими танграмма. Выяснилось, что большинство детей готовы следовать инструкции, проявляют настойчивость и упорство в достижении цели, самостоятельность в выполнении заданий, готовы, подумав, продолжать интеллектуальную деятельность. Большинство ребят справлялись с заданием самостоятельно, это говорит о развитой способности учеников к анализу и самоанализу действий, выполняемых  по  отношению  к  решению  задачи.  Дети,  у  которых  развито  такое  качество  как самостоятельность, могут управлять своим поведением, проявлять полезную инициативу, настойчивость в достижении цели и результата деятельности. Самостоятельность предполагает умение руководствоваться в действиях представлениями о правилах поведения, что является неотъемлемой частью в конструктивном поведении в ситуациях интеллектуальных затруднений. Руководствуясь данным качеством, ребенок будет с легкостью решать трудности, которые ему встречаются. Половина детей, выполняя задания, выдвигали различные пути решения. Это доказывает, что дети размышляли, как правильно сделать, а если не получалось – не отступали, прикладывали свои силы в выполнении задания, искали новые пути.

Немногие ученики при выполнении заданий задавали вопросы, это может быть связано, с одной стороны, с тем, что им было все понятно, но, с другой стороны, возможно детям было  не интересно выполнять задания, или им было сложно справляться, их целью было только выполнение задания, а о правильности дети не задумывались. Половина детей имеют способности к самоорганизации и самоуправлению, соответственно, они легко осуществляют поиск информации и могут творчески решать различные задачи. Данные дети могут построить внутренний план действий, поставить цель и достичь ее.

Результаты данной методики позволили определить группу детей, испытывающих трудности в процессе составления танграмма. При выполнении заданий они не проявляли инициативы и положительных эмоций, при столкновении с трудностью не использовали такую стратегию поведения, как обращение за помощью, редко использовали оригинальные способы решения, и такой способ как тщательное обдумывание проблемы и различных путей выполнения задания. Их специфические особенности были таковы: средняя и низкая скорость в составлении различных фигур и животных; когда ничего не получалось (одна фигурка не сходилась с другой) – ученики подсматривали у соседа, говорили, «Я ничего не понимаю!». Следовательно, ребенок, который сам не смог выполнить задание, возможно, не сможет применить разумно свои способности, не сможет приложить все свои усилия для решения задачи – это является элементом неконструктивного поведения в решении интеллектуальных трудностей. Детям предлагались разные по сложности задания, и выяснилось, что со сложными заданиями они справлялись неправильно, головоломка-танграмм при сравнении с образцом не сходилась. Для уточнения данных об этих детях с неконструктивным поведением использовалось наблюдение за классом на уроке математики, в процессе которого было отмечено, что эти же ученики не проявляли инициативы, отвлекались, учителю приходилось привлекать их внимание.

При выявлении специфики конструктивного поведения в ситуациях интеллектуальных затруднений во всем классе по результатам анкетирования учителя можно сказать, что у учеников иногда встречается конструктивное поведение в ситуациях интеллектуальных затруднений, но даже когда дети преодолевают интеллектуальные трудности,  они редко  достигают цели собственными силами. Соответственно, часто обращаются за помощью к учителю, родителям или к одноклассникам. На уроках школьники часто обдумывают задания и различные пути решения интеллектуальных трудностей. По мнению педагога, дети имеют способности к самоуправлению и самоорганизации. Справляясь с ситуациями интеллектуальных затруднений, дети выбирают такие стратегии поведения: самостоятельно пытаются решить трудность, обращаются за помощью к сверстникам, затем к учителю. На вопрос, знакомит ли учитель детей со способами конструктивного поведения при интеллектуальных затруднениях, педагог ответил, что знакомит, разъясняет непонятный материал, убеждает  детей и приводит  пример (дает алгоритм). Выбор способа поведения при интеллектуальном затруднении зависит от личностных, интеллектуальных, возрастных особенностей учеников. Педагог считает, что для формирования конструктивного поведения в ситуациях интеллектуальных затруднений можно использовать такие способы как: моделирование ситуаций; составление алгоритма работы; проигрывание ситуаций; проведение работы с родителями; составление памятки для ребенка; развитие позитивной самооценки ребенка, вселение уверенности в себе.

Проанализировав результаты, можно сказать, что некоторые ученики не удерживают цель выполняемой деятельности, не могут составлять программу исполнительных действий на уроке или при подготовке домашнего задания, при выполнении заданий просят помощи других детей или справляются частично, подсматривая, и делают, как у соседа. Некоторые дети, у которых нет способности к самоорганизации, не могут построить внутренний план действий, поставить цель и достичь ее. Необходима специальная коррекционно-развивающая работа, которая позволит ребенку научиться контролировать себя, чтобы конструктивно справиться с интеллектуальными трудностями. Условиями успешности такой работы могут быть: использование в процессе занятий технологий, включающих осмысление учениками способов поведения при встрече с интеллектуальной трудностью; использование игр, упражнений и заданий, направленных на то, чтобы ученики достигали цель собственными силами, тщательно обдумывали проблемы и различные пути их решения; повышение уровня самоорганизации и осознанности важности обучения; применение полученных знаний и умений по теме конструктивного поведения в решении практических ситуаций интеллектуальных затруднений.

Список литературы

 

1.   Барт, К. Трудности в обучении: раннее предупреждение: учеб.пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 208 с.

2.               Значение         слова         трудности         [Электронный          ресурс] /-          Режим          доступа: http://www.efremova.info/word/trudnosti.html#.VtfoMfmLTIU,     свободный.

3.      Трудности в обучении младших школьников [Электронный ресурс] –        Режим доступа:http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2012/04/02/trudnosti-v-obuchenii-mladshikh-sh ko lni ko v, с во бо дны й .