Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

Успешность решения задач, стоящих перед современной общеобразовательной школой, во многом обусловлена личностью учителя. Именно от уровня профессиональной компетентности учителя зависит успешность формирования личности учащегося. Современный учитель должен знать и учитывать в своей работе закономерности психологического и умственного развития детей, понимать возрастные особенности развития, владеть технологиями развивающего обучения. В этой связи уместно вспомнить слова Г. Мюнстерберга, классика психологии, об учителе как самом важном факторе работы в школе: его отношение к ученику, влияние, оказываемое им на душу ребенка, а также собственный духовный рост составляют психологические основы педагогической работы [4]. В свете сказанного приобретают актуальность исследования, направленные на повышение профессиональной подготовки будущего учителя. Одним из направлений, определяющих качество обучения в вузе, является формирование позитивного образа профессии.

Исходя из того, что образ – это субъективная модель чего-либо, мы можем утверждать, что образ профессии – это своего рода субъективная модель профессионала, тесно связанная с представлениями о профессиональной деятельности и профессионально важных качествах личности. Формирование позитивного образа профессии у студентов является критерием профессионализации студента, его готовности к выполнению определенных социальных функций, так как степень его сформированности определяет уровень отчетливости цели деятельности молодого человека. Развитие этих представлений, насыщение их профессиональным содержанием позволяет уточнить цель деятельности и таким образом оформляет процессы внутренней детерминации, то есть имеет мотивирующее значение.

Известно, что юношеский возраст является периодом интенсивного формирования образа возможного будущего и системы ценностных ориентаций, оказывающих влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для их формирования предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного количества жизненного опыта, занятием определенного социального положения. Для студентов особую актуальность  приобретают фундаментальные задачи социального, личностного и профессионального самоопределения.

Образ будущего является связующим звеном между актуальной жизненной ситуацией и отдалѐнными жизненными целями, указывающими пути их возможной реализации. По мнению многих психологов, образ будущего задает общую направленность личности и может быть описан исходя из целей, планов, поведенческих стратегий, которые, в свою очередь, базируются на ценностных ориентациях личности [5; 6].

Отмечая значение будущего для человека, К.А. Абульханова и Т.Н. Березина пишут: «Будущее неизвестно, но люди не могут не думать о нѐм, а, думая, не воссоздавать его в планах, мечтах, страха, надеждах. Поэтому-то будущее также существует, существует в образах нашего внутреннего мира. Во внутренней психической реальности одновременно существуют несколько различных вариантов будущего, некоторые из которых закономерно осуществятся, а другие останутся в виртуальной форме. Но присутствие в нашей психике всех этих вариантов, равно как и прожитых лет, предопределяет наше настоящее – наши решения и поступки» [1, с.106– 107].

Изучая феномен образа будущего, Т.Н. Козловская выделяет три типа позиций отношения к будущему: активно-созидательноую, неустойчиво-пассивную и пассивно-созерцательную. Результаты исследований Т.Н. Козловской, проведѐнных на выборке лиц студенческого возраста, позволяют утверждать, что 66% опрошенных продемонстрировали нереалистичность своих ожиданий, а также отсутствие конкретных целей и способов их достижения [2] .

Особенно актуальным образ профессионального будущего является для первокурсника. Первокурсник входит в новое для него социальное общество, усваивает определенные знания, нормы, ценности, выполняет новую для себя роль студента – это всѐ является процессом социализации. Д.А. Леонтьев отмечает, что первым, так называемым нормативным, вынужденным самоопределением является профессиональное. В нашем обществе именно этот момент является переломным в социальной позиции, поскольку считается, что разница между студентом и работающим намного меньше, чем между школьником и студентом [3].

Характеризуя содержательный аспект образа профессионального будущего, важно говорить о характеристиках образа будущего, в качестве которых следует рассматривать реалистичность, полноту, целостность, развернутость, детализацию [7].

С целью изучения представлений о профессиональном будущем у студентов-первокурсников нами было организовано и проведено специальное исследование. Выборку составили студенты первого курса Челябинского государственного педагогического университета. Исследование проводилось в 2013 г. В исследовании приняли участие 54 человека, из них 43 девушки и 11 юношей. Для более глубокого анализа результатов нами применялись методы статистического анализа. В качестве методов исследования мы использовали анкетирование и беседу.

Вопросы анкеты были направлены на выявление круга наиболее значимых людей, представлений о будущей профессии, планах на будущее, желания работать после окончания вуза по профессии, что привлекает в интересующей профессии, чьѐ мнение в наибольшей степени повлияло на выбор профессии, какие профессионально значимые качества учителя желательны и нежелательны в современной школе, что необходимо выпускнику вуза, чтобы начать успешную карьеру.

Полученные данные свидетельствуют в целом о позитивном отношении к педагогической профессии. Более 50 % испытуемых отметили, что на выбор профессии повлияли друзья, более 13 % – родители. Это указывает на то, что, с одной стороны, в юношеском возрасте выбор профессии опосредуется кругом близких друзей, но, с другой стороны, этот выбор осуществляется недостаточно осознанно, «за компанию». Между тем возрастание требования к индивидуализации профессионального самоопределения предполагает реальность и обоснованность профессионального выбора. Впоследствии у молодого человека могут возникнуть личностные проблемы, связанные с психологическими трудностями в построении образа профессии, «примеривании» этого образа на себя, в формировании своего индивидуального стиля профессиональной деятельности и способах достижения успеха.

Основными мотивами выбора профессии выступили социальные: «желание приобрести материальную независимость от родителей» (36%) и «содержание педагогической профессии» (36 %), т.е. привлекательность педагогического труда, позитивное отношение к профессии. И только  2% девушек и 9% юношей выбрали профессию соответствующую их способностям. На наш взгляд, это может быть связано с тем, что студенты первого курса пока ещѐ слабо ориентируются как в своих способностях, так и в содержании педагогической профессии.

Что касается планов на будущее, то большинство студентов-первокурсников ещѐ не определились, будут ли они работать по профессии или нет (53% девушек и 36% юношей). Но 17% девушек и 28% юношей утверждают, что они будут работать по выбранной специальности.

На вопрос: «Что необходимо выпускнику вуза, чтобы начать успешную карьеру?», большинство юношей (45%) считают, что для успешного начала карьеры им необходимы профессиональные знания, умения и навыки, а 47 % девушек указывают на личные знакомства. На втором месте у юношей личные знакомства (37%), а у девушек (30%) – профессиональные знания. Тем самым наблюдаются некоторые специфические различия в представлениях о будущем в зависимости от пола.

В целом, полученные нами данные свидетельствуют о том, что образ профессионального будущего студентов-первокурсников является недостаточно четким и структурированным. Вместе с тем у части студентов обнаружена целостность образа, которая проявляется в более четкой постановке цели и видения своего будущего в профессии, осознании перспектив и возможностей их осуществления. Выявленные в ходе исследования специфические различия в представлениях о будущем в зависимости от пола свидетельствуют о том, что у выборки юношей представления о профессиональном будущем более осознанны и реалистичны, чем у девушек.

 

Список литературы

1.      Абульханова-Славская К.А. Время личности – время жизни / К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина. – СПб, 2001. – 304 с.

2.      Козловская Т.Н. Обучение студентов навыкам планирования времени / Т.Н. Козловская // Психология в вузе, 2007. – № 34. – С. 37–45.

3.      Леонтьев Д.А. Субъективная семантика и смыслообразование / Д.А. Леонтьев // Вестник МГУ, сер 14. Психология, 1990. – № 3. – С. 33–42.

4.      Мюнстерберг Г. Психология и учитель / Пер. с англ. А.А. Громбаха. – М.: Совершенство, 1997. – 315 с.

5.      Петрова В.Л. Образ будущего и профессиональные планы студентов в условиях реформы образования / В.Л. Петрова // Психология обучения, 2009. – № 10. – С.75–81.

6.      Разгоняева Е.В. Личностная обусловленность процесса построения образа будущего: автореф. дис. … канд. психол. н. / Е.В. Разгоняева. – Барнаул, 2004. –23 с.

7.      Сайко Я.В. Некоторые аспекты исследования жизненной перспективы личности студентов-бакалавров в условиях вуза / Я.В. Сайко, Н.И. Гуслякова // Психология: шаг в науку: сб. материалов Республиканской науч.-практ. конф. студентов и магистрантов. – Брест: БрГУ, 2014. – С. 205–208.