Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Авторы:
Город:
Ярославль
ВУЗ:
Дата:
21 апреля 2018г.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием как фактор адаптации младших школьников является актуальной как в практическом, так и в теоретическом планах. В современных условиях образовательные учреждения ориентированы на выполнение социального заказа - формирование активной, самостоятельной, ответственной, мотивированной к непрерывному образованию личности. Это требует активного поиска форм, методов и средств обучения, направленных на совершенствование учебного процесса, подготовки подрастающего поколения к жизни и труду в условиях информационного общества.

Особая роль в решении этой задачи отводится начальному этапу обучения, так как именно этот период является во многом определяющим как для дальнейшего обучения ребенка, так и его жизненного становления. Первостепенное значение в начальной школе имеет период адаптации младших школьников, где по тем или иным причинам до 37%первоклассников испытывают затруднения в процессе обучения (М.М. Безруких).

Методологические основы процесса адаптации рассмотрены М.М. Безруких, С.П. Ефимовой, М.Р. Битяновой, М.В, Антроповой, А.Г. Хрипковой, Е.Е. Кравцовой, Н.И. Гуткиной, Г.А. Цукерман, Н.Ф. Виноградовой, А.Л. Венгер, Е.А. Бугрименко, А.Б. Воронцовым и др.

Изучению проблемы преемственности детского сада и школы посвящены работы: Ю.К.Бабанского, Н.Н.Ф. Виноградовой, Н.П. Рыбниковой, А.В. Белошистой, Н.В. Кукушкиной.

Школа и детский сад – две последовательные ступени в системе образования. Преемственность в системе образования - это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.

Среди направлений реализации идеи преемственности выделены приоритеты в содержании образования на каждом из этапов возрастного развития, определены психолого-педагогические условия его реализации (личностно-ориентированное взаимодействие; ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности: сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями; создание образовательной среды; формирование ведущей деятельности, опора на игру при формировании учебной деятельности)

Преемственность детского сада и школы предусматривает с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой - опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития обучающихся.

Главная задача, которую может решать детский сад – формирование детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения может использовать игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включать в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым может формировать у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Взаимодействие педагогических коллективов дошкольных и общеобразовательных учреждений позволяет создать благоприятную образовательную среду, помогающую детям и родителям будущих школьников легче пройти этап адаптации к школьному обучению.

Цель - изучение влияния преемственности детского сада и школы на уровень адаптации первоклассников.

Задачи исследования:

1)     Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме.

2)     Определить предполагаемый уровень адаптации у дошкольников.

3)     Определить реальный уровень адаптации у младших школьников.

4)   Сравнить уровень адаптации контрольной и экспериментальной группы.

Объект исследования – адаптация младших школьников в начальный период обучения.

Предмет исследования –влияние преемственности детского сада и школы на уровень адаптации первоклассников.

Гипотеза – уровень адаптации первоклассников повышается при создании педагогических условий преемственности детского сада и школы:

1)           сотрудничество и обмен опытом воспитателей и учителей начальных классов (обмен профессиональным опытом, взаимодействие педагогических коллективов по вопросам преемственности профессиональных стандартов дошкольного и начального общего образования)

2)    знакомство родителей, будущих первоклассников с особенностями образовательного процесса школы (Школа будущих первоклассников, подготовка родителей к поступлению ребенка в школу)

3)   преемственность в применении игровых приёмов обучения в детском саду и школе ( на примере игр Воскобовича)

« …Уже давно обнаружено, - пишет Выготский, - что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. …Они (игры) организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил.» [ 1, с. 262 ]

Иными словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчинённая известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно-противоположными друг другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей деятельности».

Мы провели исследование, взяв контрольную группу и экспериментальную (при создании вышеперечисленных условий). На уровне детского сада нами был выявлен уровень предполагаемой адаптации у дошкольников: уровень эмоционального отношения к школе, интеллектуальная готовность, оценка родителей и педагогов предполагаемой адаптации. У первоклассников нами был выявлен уровень реальной адаптации: уровень эмоционального отношения к школе, интеллектуальная готовность, оценка родителей и педагогов адаптации первоклассников.

Сравнив контрольную группу и экспериментальную, мы сделали следующие выводы: уровень предполагаемой адаптации дошкольников в контрольной группе ниже, чем в экспериментальной, но показатели эти не значительны. Уровень реальной адаптации у первоклассников экспериментальной группы значительно выше, чем у контрольной и данная разница значительно превышает уровни предполагаемой адаптации.

В результате выявлена положительная динамика в формировании компонентов учебной деятельности в экспериментальной группе таких как: самооценка, контроль, мотивация и др. Уровень компонентов у большинства первоклассников экспериментальной группы соответствовал возрастной норме в отличие от контрольной.

Результаты качественного анализа удовлетворенности родителей экспериментальной группы показали, что большинство из них удовлетворены общей атмосферой в школе, профессионализмом педагогов, осуществлением индивидуального подхода к ребенку, созданием условий для развития и творчества ребенка. Тогда как результаты анализа контрольной группы показали, что лишь незначительная часть родителей удовлетворены атмосферой в школе (34 %), большинство из них не удовлетворены условиями для развития и творчества ребенка.

Таким образом, реализация преемственности между дошкольным и начальным образованием подхода является эффективным механизмом адаптации младших школьников.

 

Список литературы

 

1. Выготский Л.С. Педагогическая педагогика /. - М.: Просвещение, 1999. – 536 с.