Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
09 февраля 2016г.

Проблема полоролевой идентификации, включающая в себя вопросы формирования психологического пола, психологических половых различий и полоролевой дифференциации - одна из важнейших и актуальных проблем в педагогике и психологии.

В последние десятилетия наблюдается значительный рост интереса к проблеме дифференцированного подхода в воспитании детей разного пола в педагогической теории и практике.

По данному направлению работали И.С. Кон, Т.А. Репина,  Н.Л. Белопольская, Городнова Н.Н., Т.В. Бендас, Д.В. Колесов, З. Старович, И.В. Романов, В.С. Мухина и др.[6], [9], [2], [4], [3].

S. Thompson, Г. Глейтман, Н.Л. Белопольская полагают, что полоролевая идентичность в старшем дошкольном возрасте – это осознание ребѐнком себя как представителя определѐнного пола, усвоение образцов поведения, характерных для мужчин и женщин, включается в общий процесс социализации дошкольника [5], [2].

Известный отечественный психолог В.С. Мухина в своей концепции этапов становления самосознания у детей определяет достижение половой идентичности как важную составляющую, наряду с такими компонентами, как:

-   имя, идентифицированное с телесной и духовной индивидуальностью человека;

-   притязание на признание, выражающееся в стремлении выстраивать свое социальное поведение с целью быть признанным обществом;

-     психологическое время личности, являющееся индивидуальным переживанием своих физических и духовных изменений в трех временных отрезках объективного времени жизни: прошлого, настоящего и будущего;

-     социальное пространство личности, определяющееся значениями и смыслами прав и обязанностей, закрепленных в каждой культуре.

В.С. Мухина в своих исследованиях указывает, что осознание ребенком своей половой идентичности (его позиция как представителя определенного пола, чувство тождественности со своим полом, стремление поддержать «престиж» своего пола) определяет специфику развития его самосознания.

Опираясь на исследования авторов Т.А.Репиной, И.С. Кона, Л. Колберга, В.М. Русалова мы считаем, период от 5 до 6-лет – временем активной социализации, когда ребенок примеряет социальные роли и демонстрирует соответствующее его полу поведение. Как только ребенок начинает замечать различия, существующие между мужчинами и женщинами, у него проявляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом, что и он сам, обусловленное желанием быть самым лучшим мальчиком или девочкой. В ходе этого процесса, «социализация Я», мальчики обычно подражают поведению мужчин, а девочки -   поведению женщин [9], [6], [10].

Репина Т.А. считает, что с целью формирования полоролевой идентичности детей старшего дошкольного возраста целесообразно использовать художественную литературу, так как это неиссякаемый источник воспитания детей. Детская художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества, мир человеческих чувств и взаимоотношений [9].

По мнению Н.Я. Михайленко у детей в старшем дошкольном возрасте должно быть развито умение объединяться в игру, договариваться о последовательности совместных действий, отображать характерные черты игрового образа. Содержанием детских игр становятся не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой [7].

Н.Е. Татаринцева, выделяет пословицы и поговорки, как неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств: «Нет лучше дружка, чем родная матушка», «Не та хозяйка, которая говорит, а которая щи варит». Детская литература, предлагает мальчикам и девочкам разные модели поведения. Так, у детей формируются разные установки и особенности мышления, которые наиболее ярко проявляются во взрослом возрасте [11].

Репина Т.А., Бабаева Т.И. утверждают, что в процессе становления личности немаловажную роль играют группы сверстников. Во-первых, потому, что они являются тем форумом, на котором ребенок сопоставляет знания, взгляды, полученные в семье, со знаниями и взглядами других индивидов. Во-вторых, это форма игрового взаимодействия, имеющая определенные черты (собственные нормы солидарности, образцы поведения, своя иерархия власти, свои идеалы) [9].

По мнению Репиной Т.А., Волович А.С. одним из ведущих условий для формирования позитивной полоролевой идентичности и закрепления у девочек и мальчиков положительных стереотипов маскулинных и фемининных качеств в поведении выступает предметно-развивающая среда. Деятельность ребенка и его взаимодействие с детьми своего и другого пола в такой среде способствуют актуализации, воспроизведению и закреплению имеющегося у него опыта, а также формированию новых способов полоролевого поведения [9].

Для того, чтобы определить уровень развития полоролевой идентичности у детей 5-6 года жизни мы использовали методики:

- Беседа с ребенком (Каган В.Е.)

Цель: выявить особенности представлений детей о половых ролях, о себе как о представителе определенного пола и своих настоящих и будущих половых ролях.

-   Тест "Нарисуй человека» (А.М. Прихожан)

Цель: изучение особенностей эмоционально-ценностного отношения ребенка к себе как к представителю определенного пола.

-   Неоконченные ситуации (О.И. Иванова)

Цель: выявить знания ребенка об особенностях полоролевого поведения мальчиков и девочек.

На основании проведенных методик нами были определены общие критерии развития полоролевой идентичности детей 5-6 года жизни, которые представлены в Табл.1.


Таблица 1  

Критерии развития полоролевой идентичности детей 6 года жизни


Когнитивный уровень

Эмоциональный уровень

Поведенческий уровень

Представление о поле,

 

необратимости пола, его признаках,

признаках эталонных фемининных и маскулинных качеств мальчика и девочки

Эмоционально положительное

 

отношение к себе в целом и выполнению своих полоролевых функций в семье

Знание ряда своих полоролевых

 

функций в будущем

Представления об отличиях

 

мальчиков и девочек

Проявляет желание быть хорошим

 

мальчиком (девочкой)

Представление об отличиях

 

полоролевого поведения мальчиков и девочек

Представление о

 

противоположном поле, о роли определенного пола

Положительное отношение к

 

представителям противоположного пола

Выполнение социально

 

требуемых полоролевых функций

Представления о социальных

 

полоролевых функциях в

 

Постоянство "мужских"

 

("женских") способов поведения в  

будущем

различных ситуациях.

 

На основании выделенных критериев нами были определены уровни развития полоролевой идентичности детей 5-6 года жизни, которые представлены в Табл.2




Таблица 2  

Уровни развития полоролевой идентичности детей 6 года жизни


Высокий

Средний

Низкий

-   знает свой пол

-   называет его признаки (атрибутивные и поведенческие)

-   имеет представления о социальных полоролевых функциях в будущем

-называет признаки эталонных фемининных и маскулинных качеств мальчика

-обнаруживает положительное отношение к представителям противоположного пола

-   проявляет постоянство "мужских" ("женских") способов поведения в различных ситуациях.

-   знание необратимости пола

-эмоционально положительное отношение к себе в целом и выполнению своих полоролевых функций в семье

-   знает свой пол, но имеет очень

мало знаний его признаков как атрибутивных, так и поведенческих;

-   имеет недостаточные представления о социальных полоролевых функциях в будущем

-необратимость своей принадлежности к определенному полу, но довольно легко соглашается на воображаемое изменение пола,

-предпочитает свою половую роль, но проявляет индифферентное отношение как к своей принадлежности к нему, так и к соответствию эталонным качествам мальчика или девочки

-обнаруживает признаки негативного отношения к сверстникам противоположного пола

-знает свой пол, некоторые его

атрибутивные и поведенческие признаки

-неустойчивые представления о своих социальных полоролевых функциях

- допускает ошибки в построении половозрастной хронологии

- не знает эталонных качеств мальчика и девочки и соответствующих им способов поведения

- проявляет негативное или недоверчивое отношение к представителям противоположного пола.

- неустойчивость пола, его обратимость

-наличие эмоционально нестабильного отношения к себе

 

Анализируя проведенные методики, мы пришли к выводу, что превалирующим в формировании полоролевой идентичности является низкий уровень (67% детей), который характеризуется тем, что ребенок

-      имеет неустойчивые представления о своих социальных полоролевых функциях в настоящем и отсутствие их знаний в будущем;

-   допускает ошибки в построении половозрастной хронологии;

-   не знает эталонных качеств мальчика и девочки и соответствующих им способов поведения;

-   проявляет негативное или недоверчивое отношение к представителям противоположного пола;

-наличие эмоционально нестабильного отношения к себе;

-отсутствие представлений о своих будущих полоролевых функциях в обществе и семье.

Изучив особенности полоролевой идентичности детей 5-6 лет, мы пришли к выводу о необходимости формирования полоролевой идентичности у детей 5-6 года жизни.

Рассмотрев проблему развития полоролевой  идентичности у  детей  5 -6 года жизни в исследованиях педагогов, психологов Н.Я. Михайленко, Н.Я. Коротковой, Д.Б. Эльконина, Бендас Т.В., Репиной Т.А., Плисенко Н.В., Алешиной Ю.А., Волович А.С., Татаринцевой Н.Е. мы пришли к выводу о том, что такие педагогические условия, как художественное слово, развивающая среда, игра, общение со сверстниками - являются ведущими условиями для формирования полоролевой идентичности в старшем дошкольном возрасте [7], [3], [9], [11].

 

Список литературы

1.      Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В. Игра дошкольника. [Текст] / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова - М.: 1989-120с.

2.      Белопольская, Н.Л. Половозрастная идентификация [Текст] / Н.Л. Белопольская. - М: 1995. -430 с.

3.      Бендас, Т.В. Гендерная психология [Текст]: учебник для вузов. / Т.В. Бендас. - СПб. - 2005. – 430 с.

4.      Городнова, Н.Н. Гендерная  идентификация  как механизм  формирования  представлений подростков о будущей семье // Журнал практического психолога. 2005 №5. - с.166-174.

5.      Клецина, И.С. Практикум по гендерной психологии [Текст] / И.С. Клецина – СПб: 2003. - 480 с.

6.      Кон, И.С. Психология половых различий [Текст] /И.С. Кон // Вопросы психологии. – 1981 № 2. - С. 47-57.

7.      Михайленко, Н.Я., Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов. [Текст] / Н.Я. Михайленко. – М: 1978-327.

8.      Реан, А.А. Психология человека: От рождения до смерти [Текст] / А.А. Реан. – СПб: 2007. – 651 с.

9.      Репина, Т.А. Анализ теорий половой социализации в современной западной психологии [Текст] / Т.А. Репина // Вопросы психологии. - 1987 № 2. С.158-166.

10.   Русалов, В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека. [Текст] / В.М. Русалов // Психологический журнал. -1986 № 4.

11.   Татаринцева Н.Е. Полоролевое поведение ребѐнка как образ культурной жизни человека // Ребѐнок в мире культуры: Учебно-методическое пособие / Под ред. Р.М. Чумичевой. - Ставрополь: Ставропольсервис- школа, 1998.