Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПРОФОРИЕНТАЦИИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Авторы:
Город:
Новороссийск
ВУЗ:
Дата:
15 апреля 2017г.

За относительно небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой модели обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный подход к обучению, т. е. инклюзивное образование. С позиций деятельностного подхода  к социализации детей с ограниченными возможностями здоровья создаются условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Для обеспечения независимой и продуктивной жизни в социуме человека необходимо включить в целенаправленный процесс социализации, одним из важнейших институтов которого является система профессионального образования и профессиональной адаптации. Профессиональная ориентация детей решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу ее профессионального самоопределения.

Жесточайшие условия рынка труда первыми ударили по самой социально незащищенной категории населения - по инвалидам. В частности по инвалидам детства по слуху, т.е. - неслышащим. Даже в лучшие времена у них был не большой выбор специальностей, а в кризисной ситуации совсем сузился. Следовательно, правильный выбор профессии для глухих имеет решающее значение в социально- реабилитационном плане. Одна из задач школы - помочь слобослышащим учащимся выбрать доступную, интересную, а главное востребованную профессию, овладеть ею и успешно трудиться в рабочем коллективе.

В 2011 году в МАОУ СОШ№33 г. Новороссийска начался эксперимент по внедрению инклюзивного образования. В школу были приняты 6 учащихся с нарушениями слуха (3-1а, 3 -1б), 3 ребёнка имеют двустороннюю тугоухость IV степени, двое – двустороннюю тугоухость – III степени, одна ученица имеет двустороннюю глухоту.

Задача системы образования, состояли в организации условий, благоприятных для профилактики и преодолении «вторичных» дефектов, уже возникших вследствие тугоухости, для реализации потенциала личностного, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного, физического развития данной категории детей и для получения ими профессий, соответствующих их возросшим в процессе обучения способностям. Эту важнейшую социально-образовательную проблему наиболее эффективно решает инклюзивное образование - доступное всем детям, включая детей с серьёзными физическими недостатками. Такое образование предполагает необходимость адаптации обучения к потребностям детей. Благодаря специалистам школы и толерантному отношению учащихся и педагогов, дети успешно адаптированы в социум одноклассников, сверстников и общества.В 2015-2016 учебном году  дети успешно перешли в среднее звено общеобразовательной школы.

Серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются слабослышащие учащиеся – выбор будущей профессии.    Эта задача достаточно эффективно решается при хорошо организованной и действенной профориентационной работе с слабо слышащими учащимися. Профориентация для слабослышащих детей с нарушениями слуха должна не просто занимать важное место в учебно- воспитательном процессе, в компенсации нарушений слуха и в социальной адаптации к жизни, это должен быть ответственный этап школьного обучения, который определяет направление, характер и способ последующей социальной интеграции человека средствами образования.

Среди специфических особенностей формирования личности необходимо отметить наличие у таких детей комплекса негативных состояний - неуверенность в себе, страх, гипертрофированная зависимость от близкого взрослого, завышенная самооценка.

Отдельные школьники с нарушенным слухом могут проявлять агрессию, обусловленную зачастую, объективными отрицательными оценками их возможностей со стороны учителя и одноклассников. Глухие и слабослышащие дети бывают менее социально зрелыми, чем их слышащие  сверстники: замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, уходят от общения со слышащими сверстниками из-за боязни быть неуспешными.

Глухие и слабослышащие дети имеют особые образовательные потребности, возникшие в результате нарушения слуха: формирование социальной компетентности и навыков поведения в инклюзивном образовательном пространстве; формирование способности к максимально независимой жизни в обществе, в том числе, через профессиональное самоопределение, социально-трудовую адаптацию, активную и оптимистическую жизненную позицию и многое другое.

Учитывая, эти потребности учитель должен быть готов к выполнению обязательных правил: сотрудничать с сурдопедагогом и родителями ребёнка;

стимулировать полноценное взаимодействие глухого/слабослышащего ребенка со сверстниками и способствовать скорейшей и наиболее полной адаптации его в детском коллективе;

соблюдать необходимые методические требования;

организовывать рабочее пространство ученика с нарушением слуха;

включать глухого/слабослышащего ребёнка в обучение на уроке, используя специальные методы, приемы и средства, учитывая возможности ученика и избегая гиперопеки, не задерживая при этом темп проведения урока;

решать ряд задач коррекционной направленности в процессе урока.

Для включения ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательное учреждение необходимо создать специальные условия:

1.                   нормативно-правовую базу;

2.                   материально-технические, кадровые и методические ресурсы;

3.                   социально-нравственный потенциал всех участников образовательного процесса.

В процессе обучения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе необходимо использовать не только основную образовательную программу, но и адаптированные, коррекционные и индивидуальные образовательные программы.

Из опыта работы можно сделать вывод, что при разработке адаптированной образовательной программы следует учитывать характер особых образовательных потребностей ребенка в зависимости от степени потери слуха, уровня слухового восприятия, особенностей восприятия, воспроизведения речи, специфики психического развития, а также его потенциальных возможностей. При адаптации образовательной программы для определения возможностей и трудностей при освоении учебного материала следует провести обследование уровня сформированности общих и пространственных представлений; особое внимание обратить на уровень речеслухового восприятия и речевого развития глухого/слабослышащего ребенка, а также его коммуникативные возможности. В адаптированную образовательную программу должны быть включены следующие структурные элементы: учебный план (его инвариантная и вариативная части); рабочая программа; расписание занятий; коррекционно-развивающая программа, разработанная исходя из индивидуальных особенностей, специфики уровня слухового восприятия и речевого развития ребенка с разной степенью потери слуха; система отслеживания динамики развития ребенка по каждому выбранному направлению коррекционно-развивающей работы; мероприятия по социализации. В учебном процессе слабослышащему ученику иногда бывает трудно объяснить на словах некоторые явления, поэтому желательно использовать компьютер, благодаря мультимедийным возможностям которого ученику становится легче воспринимать окружающий мир и развиваться интеллектуально. Вместе с тем, для тренировки остаточного слуха и для развития речевых навыков используются новые информационные технологии, позволяющие легко варьировать громкость, в частности актуализируя конкретные частоты аудиоматериалов. Значительное место в работе со слабослышащим ребёнком должны занимать видеоматериалы, сопровождающиеся покадровыми письменными комментариями, аннотациями или субтитрами. Они полезны при работе с учебным материалом, связанным с изучением различных процессов и явлений, сурдологическое описание которых затрудняется ограниченным словарным запасом ребёнка. К урокам или отдельным темам мною составляются электронные медийные презентации.

При использовании словесных методов обучения (рассказ, беседа, объяснение материала) педагогу необходимо всегда соблюдать правила поведения при  общении  с  учащимися с  нарушенным слухом: располагаться так, чтобы лицо было повернуто к источнику света, повторять всю фразу в более медленном темпе, при необходимости писать фразу с последующим одновременным проговариванием и т. п.

В заключении еще раз хочется подчеркнуть необходимость целенаправленной профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья как одного из приоритетных направлений трудового обучения. Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей. Систематически проводимая в этом направлении работа, несомненно, даст положительные результаты.

Список литературы

 

1.                    «Организация специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в общеобразовательных   учреждениях. Методические     рекомендации  для   руководителей образовательных учреждений. Серия Инклюзивное образование». МГППУ 2015.

2.                    Леогард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Серия инклюзивное образование. МГППУ. 2014.