Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Авторы:
Город:
Шадринск
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

В подростковом возрасте и ранней юности формируются нравственные нормы, которыми развивающаяся личность начинает руководствоваться в поведении, актуализируя их. Развитием сознания, рост интереса к нравственным качествам людей и к их взаимоотношениям у подростков может быть основой возникновения идеальных образов поведения. Нравственный идеал подростка - это эмоционально окрашенный образ, становящийся не только образцом для подражания, но своеобразным внутренним критерием самооценки, регулятором собственного поведения. Все это создает ту внутреннюю среду подростка, которая обеспечивает ему «возможность стать самостоятельным и самому в большей или меньшей степени управлять своим развитием [1].

Экономические проблемы общества, неблагоприятные условия семейного воспитания, нарушение общественных представлений о нравственных нормах достаточно часто приводят к отклонениям в развитии личности подростка, в том числе и нравственном. К таким отклонениям современные ученые относят педагогическую запущенность. Нарушение представлений и понятий о нравственных нормах, как следует из анализа литературы, является так же причиной отклоняющегося поведения подростков.

Для коррекции отклоняющегося поведения нами внедрена разработанная психолого-педагогическая программа формирования нравственных норм у педагогически запущенных подростков средствами библиотерапии [2].

Формирующая работа с педагогически запущенными подростками включала в себя три блока: ориентировочный, конструктивно-формирующий, закрепляюще-обучающий.

В процессе ориентировочного блока предполагалось формирование умения работать с художественной литературой; развитие положительного отношения к чтению книг; воспитание чувства товарищества, единства группы.

Работа с детьми началась с создания благоприятных условий для работы в группе. Для этого использовались вербальные (упражнение «Знакомство», беседа «Полезные свойства чтения») и невербальные (психогимнастика) способы взаимодействия. Эти способы предполагают знакомство между участниками группы, принятие детьми информации о полезных свойствах чтения, правилах работы в библиотеке, создание благоприятного эмоционально-психологического фона в группе. На данном этапе не все подростки активно включились в работу, мотивируя это следующим: «…У меня нет никаких увлечений…», «…Ты вообще ничего не умеешь…». Только 5 (20,8%) испытуемых включились в работу активно, но постоянно пытаясь успокоить других, они выкрикивали: «…Быстро  сядьте, вы только мешаете…». Анализ результатов показал, что 79% участников эксперимента нуждаются в формирующей работе.

Конструктивно-формирующий блок был разделен на 4 этапа.

На первом этапе решаются следующие задачи: развитие умения анализировать положительные и отрицательные поступки; формирование понятия о добре и зле; формирование понятия о вежливости и правилах хорошего тона; формирование понятия о скромности.

Например, в процессе развития умения анализировать положительные и отрицательные поступки мы использовали упражнение «Мои качества личности». Отказались выполнять задание 3 (12,5%) участников группы, объясняя отказ тем, что хорошего в них мало, а на плохое места не хватит. 8 (33,3%) подростков с удовольствием заполняли столбик с отрицательными качествами, пренебрегая при этом положительными (Витя Д.: «…У таких как я нет положительных качеств…». После чтения рассказа «На берегу» Е. Самарина мы задали вопрос: «Какое у вас сложилось мнение о каждом из героев? 4 (16,7%) респондентов адекватно оценили поступки ребят из рассказа (Рома К.: «…Один, только говорил, какой он крутой и герой, а другой спас мальчика и всё…»). Остальные 58,3% стали находить причины, оправдывающие одного из героя рассказа (Кирилл В.: «…Может он просто не умел плавать и в другой ситуации спас бы мальчишку…», Аня Б.: «…Он же давал советы Толе, а иногда и словами тоже можно помочь…»). На основе полученных данных было выявлено наличие сформированных нравственных норм у 28% испытуемых.

В ходе второго этапа решались задачи: формирование представлений о радости, понятий о дружбе и приятельстве, умения обобщать знания по определенной теме, осознавать и высказывать свои переживания по проблеме, развитие эмпатии, дружелюбного отношения к сверстникам.

Например, формирование понятий о дружбе и приятельстве осуществлялось с помощью рисования на тему: «Дружба». Ребята должны сами решить, кто будет входить в подгруппу, рисовать нужно молча, объясняясь только жестами. Распределение испытуемых по подгруппам получилось не равномерным по количеству человек и половой принадлежности (Аня П.: «…Мы не дружим, но с мальчиками я не хочу быть в одной команде, они только мешать будут…», Кирилл В.: «… Я его знаю, он крутой пацан…»). 5 (20,8%) испытуемых были отвергнуты каждой  подгруппой  и  вошли  в 3  подгруппу. В подгруппах, собранных  с осознанным  выбором испытуемых сюжет рисунка выстраивался быстрее, чем в 3 подгруппе. После чтения рассказа «Письмо и память» Вдовыдченко Е.Ф., мы задали вопрос «Как вы думаете, в этом рассказе есть дружба между мальчиками?» 14 (58,3%) ребят ответили, что дружба есть, 5 (20,8%) из их числа сомневались, но дружбу не отрицали (Таня Л.: «… Но мальчик, же написал ему письмо, даже два, не забыл про день рождения…»). Остальные 10 (41,7%) ответили, что дружбы нет (Ксюша П.: «…Когда дружат, не забывают отвечать на письма и про день рождения своего друга…»). Задания и упражнения второго этапа позволили выявить наличие сформированности нравственных норм у 44,8% испытуемых.

На третьем этапе мы решали задачи: формирование чувства гордости и нежности к близким людям, представлений детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей, понимания ролевых взаимоотношений в семье.

Например, формирование понимания ролевых  взаимоотношений в семье осуществлялось с помощью упражнения «обсуждение проблемных ситуаций». Предлагалось проанализировать несколько проблемных ситуаций в семье, при решении которых оба противоположных требования должны быть выполнены: «Мама попросила вас убрать в квартире, а во дворе ребята начинают играть в футбол, и вы - игрок одной из команд. Что же делать?». 20 (83,3%) испытуемых решили проблему в пользу обеих сторон (Ксюша П.: «…Я попрошу маму подождать, после игры уберу в квартире…», Кирилл В.: «…Мама поймет, что игра для меня важна, она подождет пока я играю, либо уберет сама, а я потом сделаю, что-нибудь другое…»). 4 (16,7%) подростка пошли бы играть в футбол, они также не дали прямого ответа уберут ли квартиру после этого (Лена Д.: «…Я пойду играть в футбол, убраться можно и потом…»). После чтения и анализа рассказа "...Бы" В.Ю. Драгунского мы задали вопросы, один из которых: «Как вы считаете, всегда ли родители вас понимают?». Только 8 (33,3%) подростков считают, что родители их понимают. Остальные называли разные причины недопонимания со стороны родителей (Например: «…Много времени проводят на работе…», «…Мы мало разговариваем…», «…Мне скучно дома, с друзьями веселее…»). Задания и упражнения данного этапа помогли закрепить представления о нравственных нормах у 68,6% испытуемых, и выяснили, что 31,4% подростков еще нуждаются в формирующей работе.

На завершающем четвертом этапе мы определили следующие задачи: развить мотивацию к познанию, учению; сформировать понимание необходимости быть трудолюбивым; воспитать чувство долга, сопереживания и гордости за своих родных и соотечественников; воспитать чувство ответственности за свои поступки.

Например, в процессе воспитания чувства ответственности за свои поступки мы использовали чтение произведения Л.Н. Толстого «Корова». После прочтения рассказа мы задали вопросы, один из которых: «Как бы вы поступили на месте главного героя рассказа?». Мы выяснили, что 21 (87,5%) подростков признались в своем нехорошем поступке, если бы его последствия смогли навредить кому-то. 3 (12,5%) испытуемых ответили, что вообще не стали признаваться, побоялись бы наказания. Анализируя результаты заключительного этапа конструктивно-формирующего блока, мы пришли к выводу, что задания и упражнения этого блока помогли сформировать нравственные нормы у 85,4% подростков.

В ходе занятий обучающе-закрепляющего блока мы решали задачи: закрепление здоровых установок и навыков ответственного поведения, интереса к чтению на примере известных людей, умений и навыков законопослушного поведения, формирование понятия о увлечениях.

Например, в процессе закрепления интереса к чтению на примере известных людей происходило с помощью чтения рассказа Антуана Экзюпери «Воспоминания о некоторых книгах». После прочтения мы задали вопрос: «Ребята, а у вас есть любимые книги?». 11 (45,8%) подростков читают и у них есть любимые книги. На вопрос: «…Как вы считаете, стоит ли читать книги?» 22 (91,7%) испытуемых ответили положительно, при этом 3 (12,5%) из их числа считают, что чтение нужно только, чтобы закончить школу. Посчитали, что чтение книг бесполезное занятие 2 (8,3%) подростков. Закрепление полученных знаний и умений законопослушного поведения мы закончили чтением рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой». На вопрос: «Как бы вы поступили на месте девочек?» 21 (87,5%) испытуемых ответили, что не стали бы оставлять мусор после себя (Кирилл В.: «…Вдруг мы туда опять придем, не хочется в грязи отдыхать…»). Однако на вопрос: «Вспомните, вы всегда убираете за собой мусор в общественных местах?» положительно ответили только 9 (37,5%) подростков. Подводя итог, отметим, что после занятий обучающе-закрепляющего блока нравственные нормы были сформированы у 87,5% подростков.

В ходе коррекции отклоняющегося поведения через формирование нравственных норм прослежена динамика изменения поведения подростков (Рисунок 1).


На этапе формирующих воздействий удалось сформировать нравственные нормы у 87,5% подростков. Из результатов видно, что после формирующей работы произошли значимые изменения в уровнях сформированности нравственных норм у педагогически запущенных подростков (φ*=5,1 при ρ<0,01). Что доказывает эффективность разработанной нами программы по формированию нравственных норм у педагогически запущенных подростков средствами библиотерапии.

 

Список литературы

1.     Божович, Л.И. Избранные психологические труды // Проблема формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 209 с.

2.     Кузнецова А.А., Лихачева Н.Л. Библиотерапия как средство формирования социально-нравственной сферы поведения у педагогически запущенных подростков: учебно-метод. пособие для студентов / А.А. Кузнецова, Н.Л. Лихачева: ШГПИ. – Шадринск: Шадринский Дом Печати Каргапольский филиал; 2016. – 100 с.