Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОПОРНЫЕ ОБРАЗЫ СТАНОВЛЕНИЯ КАРТИНЫ МИРА МОСКОВСКИХ СТУДЕНТОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

Актуальность исследования картины мира учащихся связана с теми стратегическими задачами, которые поставило перед педагогами и психологами новое тысячелетие с его бурно развивающимися технологиями. Картина мира – одна из базовых характеристик бытия, имеющая отношение к внутренней сути человеческой личности и ее индивидуальности. В то же время, образ мира вбирает в себя культурный и социальный опыт индивида. В картине мира целого народа находят воплощение черты национальной культуры и ее исторического пути. По мнению ряда ученых, именно картина мира берет на себя роль синтезирующего начала в установлении отношений ребенка с миром [1, 3-6]. С точки зрения А.С Обухова, можно различить инвариантные или типологические составляющие картины мира и вариативные, изменяющиеся. [5, с. 52]. При чем, опорные образы оказываются одной из самых сущностных характеристик. М.В. Осорина, анализируя проблемы формирования мировосприятия современных детей на основе колыбельных песен, раскрывает три значимых фактора формирования образа мира: 1) влияние культурной среды; 2)« личные усилия самого ребенка», порождающие его собственную активность, и 3) «воздействие детской субкультуры», традиции передающиеся от одного поколения к другому. [6, с.10]. В.С. Мухина в своих исследованиях также показывает, что именно благодаря особенностям той культуры, в которую вошел родившийся ребенок, складывается его уникальная картина мира [4, с. 5]. Метафорические и глубокие образы колыбельных, создают опору для создания собственной картины мира [4, с. 5]. Встает вопрос о том, как же именно влияют колыбельные на развитие мышление и картины мира человека и как долго эта специфика действует? На основе рефлексивно-позиционного подхода к сценированию и исследованию ситуаций личностного развития [2, 3] была продумана схема экспериментального исследования картины мира студентов на материале проекта «Колыбельные мира». Методической базой послужили: 1) исследовательский сценарий развивающего занятия в подходе Н.Б. Ковалевой [3], инициирующий творческую деятельность участников и творческие формы рефлексии; 2) специально разработанные рефлексивно- позиционные вопросники; 3) известная методика «Пиктограмма» [2], позволяющая оценить развитость образного мышления участников эксперимента и рисунки, рассказывающие что-то самое важное о нашей стране, и ее людях, а также иллюстрации к полюбившимся колыбельным других стран. Дополнительно привлекались результаты аналогичных исследований, проведенных мной на дошкольниках и учащихся начальной школы.

Анализ ответов студентов на вопросы о том, какие колыбельные им понравились больше и почему, а также об опорных образах этих колыбельных позволяет зафиксировать следующее.

На вопрос какая колыбельная понравилась больше и почему студенты отвечают подробно, обосновывая свой выбор из своих интересов и ценностных ориентаций, а также в поре на эстетические вкусы. Если дошкольники выбирают в основном африканскую колыбельную - яркую и добрую, иллюстрирующие законы взросления и старения. Учащиеся начальных классов – греческую колыбельную, построенную на рассказа о героях, их приключениях и подвигах, мифы о которых составляют важную часть оснований нашей культуры. То студенты выбирают и аргентинскую колыбельную за ее поэтическую сказочность, и французскую - за ее радостное умонастроение и шаловливый тон, и армянскую за сакральный сюжет, и еврейскую за ее эпичность, и многие другие колыбельные - демонстрируя тем самым становление собственной субъектности и процессы индивидуализации внутреннего мира.

В ответах на вопросы о том, какие страны ближе всего к России – вопрос ставится в контексте прослушивания колыбельных разных стран, студенты также демонстрируют достаточно высокую вариативность ответов, но в 70 процентов случаев, выбирают один из типичных ответов, которые выбирают и дошкольники и учащиеся начальной школы. То есть чукотскую, так как это север, это медведи, это Умка, и греческую – так как это наша мифология. Интересно, что не так умно и развернуто, но дошкольники и второклассники дают сходные обоснования, что на наш взгляд свидетельствует о том, ядерные представления о том, кто есть «мы» и кто есть «они» или свое – чужое - закладываются в раннем детстве и лежат в основе идентичности.

Наконец, анализ рисунков показывает, что большая часть студентов, равно как и дошкольников, иллюстрируя зарубежные колыбельные, опирается на сюжет и художественное оформление представляемых мультиков и не выходит за рамки содержания, задаваемого фабулой. И, наоборот, как только речь заходит о России – студенты создают образный ряд, в котором пытаются передать тепло, человечность, материнскую заботу, красоту природы, и самое главное глубину традиций. Создать живописный образ удается не всегда, но зато появляются герои наших сказок, снеговики, резные наличники, разнообразные печи и многие другие символические и атрибутивные образы, характерные для России и пространные комментарии на вербальном уровне. В зарубежных колыбельных такие образы, например как Эйфелева башня появляются крайне редко, всего в 10 процентов случаев. То при обращении к родным напевам – практически все студенты пытаются создать поэтический образ России (мама с шитьем в кокошнике у люльке, кот на печке, лунная дорожка на речной воде, семья, тихий вечер. колокольный звон), либо рисуют символические и атрибутивные образы: храм, медведь с медом, северное сияние и Умка, лес, деревенский дом с резными наличниками и т.д.).



Таблица 1  

Опорные образы в зарубежных и русских колыбельных.


Аргентинская и

французская

 

Российская

 

Ответ по рисунку

 

1.   Дерево, опавшие листья, луна, синие небо

2. Человек, дальняя

дорога через поле, колокольчики, кот

 

1. Колыбель с ребенком, мама сидящая рядом и прижжёт пряжу, кот с клубком, ларец

Колыбельная у меня ассоциируется с заботливой мамой,

сидящей рядом с кроваткой. В России же присутствуют специфические признаки. Например: прялка, лапти, кот, наигравшийся с клубком, русский домашний обиход, люлька и т.п.. Мама заботится о сне своего малыша, переживает за маленького, поэтому ее рабочее место  

 

 

 

всегда стоит рядом с детской люлькой. Она поет

плавно, протяжно и ровно так же как тянется нитка у женщины в руках.

 

 

1. Французская - девушка и ее мысли (детские игрушки: книга, леденец, мишка, ракета, елка новогодняя, игрушка-качалка)

Арфа

Костюм (штаны, кофта, носочки)

2. Аргентинская-

Волшебное дерево, волк, лиса, волшебная ночь

 

 

 

 

Большая медведица (умка), матрешка, медведь, клубника, сова, перечисление родных (сестра, брат, бабушка, папа, мама, деда, я)

Устно я бы добавила, что в России очень много сказок,

добрых и со смыслом. Когда я была маленькая мне часто пели колыбельную про волчка, который может укусить за бочок и про буку на сарае. У меня всегда была ассоциация с тем, что бабушка (родители) могут отогнать от меня все неприятности и что самым важным является любить бабушку, потому что защищает от всего, что со мной может произойти. Но чаще мне читали сказки. Моей любимой была Ойле Лукойле и сказка про аленький цветочек. Предполагаю, что

именно эта сказка научила меня любить внутренний мир в людях, а не их внешность.

 

 

 

 

 

1. Солнце, горы, река и лодка, елка, облака и дождь, гитара, балерина.

2.   Солнце, небо, елка, грибы, деревья, бабочка, такса, костер, отдых людей игра в мяч, отдых на шезлонге, ловля бабочек, собирают грибы)

 

 

 

 

 

 

 

 

Деревенский дом, дерево, голубое небо, зеленая трава, забор, бабушка с блинами

Мне кажется, что детям из других стран важно знать,

что русские традиции передаются из поколения в поколение.

 

Всегда ценилась семья, любовь и поддержка близких. Сначала родители заботятся о детях, а в старости дети о своих родителях.

 

Такие праздники, как Масленица, Иван Купала и Пасха являются значимыми для русского человека, и обычно их встречают за шумным столом.

 

Люди сплоченные и дружные, готовые прийти на помощь в трудную минуту.

 

 

2. Франция, Эйфелевая башня, многоэтажные дома, зеленая поляна и деревья, голубое небо. столик на двоих, музыкальная шкатулка, кофе и цветы в вазе

Жизнь в деревне,

дома, речка с мостиком, животные (корова, заяц, медведь), зеленые поля, солнце, лес, мужчина и дочка с собачкой

Изобразила я именно деревню, а не современный

мегаполис, потому что Россия славится широкими полями, чистыми реками, густыми лесами (где главной достопримечательностью является ель и берёза), животными: как домашними (собака, куры, гуси, корова), так и дикими (медведь, волк, лиса, заяц), обилием рыбы. Люди у нас простые, добрые, радостные.

 

 

1.   Лес (деревья и трава), яркое солнце, голубое небо

2.   Музыкальная шкатулка с балериной, новогодняя елка, гирлянда

 

 

Ранняя весна, все таит, дерево со скворечником куда прилетают птицы, дом деревенский, снеговик, солнце, облака,

В деревнях и поселках всё еще теплятся и соблюдаются

традиционные особенности нашей страны: справляют праздники, берегут традиции, хранят ценности. Снеговик рядом с домом – символ того, что у нас много детей, у которых много сил, энергии для творчества, умственной деятельности и т.д. Скворечник на дереве – символ заботы и внимания ко всему окружающему. Птицы как символ свободы, равноправия. И самое главное, пожалуй, это родительский дом, семейный очаг, в котором воспитываются детки.



Таким образом, проведенное исследование подтверждает, что опорные образы складываются в раннем детстве и лежат в основе социокультурной идентичности личности, определяя ее мировоззрение и картину мира.

 

Список литературы

1.     Зинченко В.П. От генеза ощущений к образу мира // А.Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983. С. 141–149.

2.     Ковалева Н.Б. Метапредметность и личностные результаты в контексте задач модернизации образования // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». – 2015. №11- 12, c. 75-79.

3.     Ковалева Н.Б. Роль рефлексии в развитии культуры совместного творчества / Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С.120-123.

4.     Мухина В.С. Картина мира: индивидуальные различия // Феноменология развития и бытия личности. М.: Воронеж, 1999. С. 445–452;

5.     Обухов А.С. Исторически обусловленные модификации образа мира / Развитие личности 2003, №4. – С.51—68.

6.     Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Изд. 3-е – СПб: «Речь», 2007. 276 с.