07 апреля 2015г.
Подход к изучению музыкальной одаренности во многом определяется точкой зрения исследователей на ее структуру. Первоначально изучение феномена музыкальной одаренности исследователей было сосредоточено в основном вокруг проблемы музыкальности и музыкальных способностей, которые рассматривались с точки зрения их природы, специфики, генетических аспектов формирования, внутренней структуры и т.д.
В зарубежной психологии позиции, высказанной в 1920 г. и выражающей взгляд на музыкальную одаренность как единое целостное свойство, придерживался, в частности, Г. Ревеш [11]. К. Сишор [20], изучая природу «музыкального таланта», разработал учение об иерархии «двадцати пяти музыкальных талантов». В число этих талантов включены были такие, как «общая умственная одаренность», «творческое воображение», «способность к музыкальной рефлексии». По мнению Б.Л. Березовского [2], построенные на акустическом материале, они в действительности лишь регистрируют сенсорно-различительные возможности слуха и к музыкальному слуху никакого отношения не имеют.
Со временем в структуру музыкальной одаренности вводятся и общие компоненты - интеллект и креативность. Так, в 1926 г. Дж. Крис [3] определяет 3 главные стороны музыкальной одаренности: интеллектуальную, эмоциональную, творческую. П. Михель [19] выдвигает положение, в котором решающим фактором музыкальной одаренности становится специфическое взаимодействие музыкальных способностей, то есть способность дифференцировать и запоминать музыку, музыкальное мышление и музыкальную фантазию, специфически тонкий музыкальный вкус.
В зарубежной экспериментальной музыкальной психологии решается вопрос о сущности музыкальности следующим образом: следует ли понимать музыкальность как единое, целостное свойство личности или как группу отдельных способностей.
В работах Е. Шефи «Изучение музыкальности» [21] в качестве компонентов музыкальности выделены ритмический, мелодический, гармонический, полифонический, тональный и внутренний слух. Л. Холмстром [18] выделяет три равнозначных групповых фактора музыкальности: первый связан со звуковысотным восприятием, второй - с музыкальным опытом, проявляющимся при диагностике музыкальной памяти, третий - с общими тестовыми достижениями.
В работах отечественных психологов в изучении структуры музыкальной одаренности выделяются наиболее значимые компоненты музыкальных способностей, анализируются этапы их развития, определяются общие компоненты музыкальной одаренности, начиная с фундаментального труда Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей» [14].
Монография «Психология музыкальных способностей» [14] (подготовленная в довоенные годы) вышла в свет отдельной книгой в 1947 г. В этом фундаментальном исследовании психологических свойств, необходимых для занятий музыкальной деятельностью, на основе обобщения огромного эмпирического материала были развиты теоретические представления об отдельных музыкальных способностях и музыкальной одаренности. Б.М. Теплов исследование проблемы одаренности определяет так: «Музыкальной одаренностью я называю то качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью» [14, с.19].
В состав музыкальной одаренности Б.М. Теплов включает музыкальность и другие качества личности музыканта. Под музыкальностью Б.М. Теплов понимал комплекс таких способностей, которые требуются для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой. Это те способности, которые определяются природой музыки как таковой.
К иным факторам, определяющим музыкальность, Б.М.Теплов относил: воображение, качество зрительных образов, связь слухового воображения со зрительным, чувство природы и чувство народности, умение эмо- ционально погружаться в захватившее его содержание и концентрировать на нем все свои душевные силы, умение сконцентрировать свое внимание на процессе музыкального творчества, обладание творческой волей.
Приступая к анализу музыкальности, Б.М.Теплов отмечает, что данное им определение является преимущественно формальным. Дать «исчерпывающее определение понятия музыкальности на данном этапе исследования невозможно. Это одна из самых важных, но и самых сложных задач музыкальной психологии» [14, с.28-29].
Проводя анализ отдельных музыкальных способностей, Б.М.Тепловвыделяет прежде всего два признака музыкальности: переживание музыки как выражение некоторого содержания (способность эмоционально от- зываться на музыку) и тонкое, дифференцированное восприятие и слышание музыки. «Эти две стороны музыкальности, - замечает Теплов, - не имеют смысла, взятые сами по себе, одна без другой» [14, с.29].
Б.М.Теплов формулирует свои основные теоретические положения, исходя из которых должен решаться вопрос о врожденности музыкальности:
1. «Врожденными являются не музыкальные способности, а только задатки, на основе которых эти способности развиваются» [14, с.38]. Если говорят о врожденной музыкальности какого-нибудь человека, то это нельзя понимать буквально.
2. «Не может быть способностей, которые не развивались бы в процессе воспитания и обучения» [14,с.38].
3. «Музыкальность человека зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения» [14, с.38].
4. Проблема музыкальности - это проблема прежде всего качественная, а не количественная. Вопрос не о том, «насколько музыкален тот или иной ученик, а вопрос в том, какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути ее развития» [14, с.38].
Отечественные психологи, продолжая исследование Б.М.Теплова, выделяют наиболее значимые компоненты музыкальных способностей, анализируют этапы их развития. Так, М.С. Старчеус [12] определяет многозначность понятия «музыкальная одаренность», отражает природу одаренности как явления динамичного, становящегося, многомерного. АЛ. Готсдинер в структуру музыкальной одаренности включает общие свойства психики, как «эмоциональная восприимчивость и реактивность по отношению к воздействию музыки, богатство и активность слухового воображения, умение с большой силой сосредотачиваться на предмете музыкальной деятельности» [6, с.75]. Т.Ф. Цыгульская [17] всесторонне исследует структуру музыкально-педагогической одаренности. М.Т. Таллибулина [13] определяет структуру музыкальной одаренности сложным многокомпонентным образованием, включающим, наряду со специальными музыкальными способностями, разноуровневые особенности индивидуальности и творческую составляющую. М.А.Кононенко[9] устанавливает общие компоненты музыкальной одаренности, проявляющиеся в музыкально-исполнительской деятельности учащихся в период начального музыкального обучения: способности действовать в «уме», креативности.
Концепция, которую защищают отечественные психологи, заключается в том, что музыкальность не сводится к одной какой-либо музыкальной способности, она не составляет и механической суммы различных способностей. Такие представления подчеркнуты в исследованиях Н.А.Ветлугиной [5], Ю.А. Цагарелли [15], [16], Н.П. Антонец [1], Л.В. Бучневой [4].
По нашему мнению, музыкальная одаренность включает музыкальность, интеллект, креативность и духовность. В рассмотрении структуры музыкальности как компонента музыкальной одаренности в вокально- хоровой деятельности мы придерживаемся точки зрения Д.К. Кирнарской [8]. Определяя музыкальность как «синтез слуховой (аналитический слух) и эмоциональной (интонационный слух) музыкальных способностей» [8, с.304], Д.К. Кирнарская отмечает, что «интонационный слух является «эмоциональной стороной» музыкальности, в то время как аналитический слух является ее «слуховой стороной» [8, с. 215]. В определении интеллектуальной составляющей, креативности и духовности в структуре музыкальной одаренности нам близка точка зрения Л.И.Ларионовой [10].
Список литературы
1. Антонец, Н.П. Развитие художественно-образного мышления в процессе обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.П.Антонец. – М., 1979. – 13 с.
2. Березовский, Б.Л. К методике выявления музыкальных способностей у детей / Б.Л.Березовский // Вопросы психологии. - 1982. - № 5. - С.94 -100.
3. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л.Бочкарев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. – 352 с.
4. Бучнева, Л.В. Развитие и взаимосвязь познавательных и когнитивно-музыкальных способностей студентов музыкальных специальностей: автореф. дис. … канд. психол. наук / Л.В.Бучнева. – Ставрополь, 2007. – 24 с.
5. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А.Ветлугина. - М.: Просвещение, 1967.- 415 с.
6. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. - М.,1993. – 190 с.
7. Кирнарская, Д.К.Теоретические основы и методы оценки музыкальной одаренности: дис. … д-ра психол. наук / Дина Константиновна Кирнарская. - М., 2006. - 373 с.
8. Кононенко, М.А. Соотношение общих и специальных компонентов одаренности в музыкально- исполнительской деятельности: дис. … канд. психол. наук / Майя Алексеевна Кононенко. – М., 2004. – 232 с.
9. Ларионова, Л.И. Интеллектуальная одаренность и культурно-психологические факторы ее развития: дисс.
… д-ра психол. наук / Людмила Игнатьевна Ларионова. - Иркутск, 2002. - 420 с.
10. Ревеш Г. Раннее проявление одаренности и ее узнавание // Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. – М.: ЧеРо, Изд-во «Омега_Л», МПСИ, 2008. - С. 4 – 40.
11. Старчеус, М.С. Слух музыканта: психолого-педагогические проблемы становления и совершенствования: дис. … д-ра пед. наук / Марина Сергеевна Старчеус. – М., 2005. – 433 с.
12. Таллибулина, М.Т. Музыкальная одаренность: структура, гендерные и возрастные особенности проявления: дис. … канд. психол. наук / Марина ТимергалиевнаТаллибулина. - Пермь, 2003. – 181 с.
13. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М.Теплов. - М.: Наука, 2003. – 379 с.
14. Цагарелли, Ю.А. Психологическое исследование музыкальности как профессионально важного качества: автореф. дис. … канд. психол. наук / Ю.А.Цагарелли. – Л., 1981. – 17 с.
15. Цагарелли, Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: автореф. дис. … д-ра психол. наук / Ю.А.Цагарелли. - Л., 1989. – 31 с.
16. Цыгульская, Т.Ф. Психологический анализ структуры музыкально-педагогических способностей: дисс. …канд. психол. наук / Татьяна Федоровна Цыгульская. – Киев, 1983. – 149 с.
17. Holmstrom Lars-Hunnar. Musicality and Prognosis.SvenskaBokforlaget / Norstedts, 1963.
18. Michel, P. The Optimum Development of Musical Abilities in the First Year of Life // Psychology of Music. 1973.Vol. 1.N.2.
19. Seashore, C. The psychology of musical talent. Leipzig. 1919.
20. Szeghy, E. A Musikalitasvizsgalata.Sreged. 1957.