Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
09 февраля 2016г.

Подход к изучению музыкальной одаренности во многом определяется точкой зрения исследователей на ее структуру. Первоначально изучение феномена музыкальной одаренности исследователей было сосредоточено в основном вокруг проблемы музыкальности и музыкальных способностей, которые рассматривались с точки зрения их природы, специфики, генетических аспектов формирования, внутренней структуры и т.д.

В зарубежной психологии позиции, высказанной в 1920 г. и выражающей взгляд на музыкальную одаренность как  единое целостное свойство, придерживался, в  частности, Г. Ревеш   [11]. К.  Сишор [20], изучая  природу «музыкального таланта», разработал учение об иерархии «двадцати пяти музыкальных талантов». В число этих талантов включены были такие, как «общая умственная одаренность», «творческое воображение», «способность к музыкальной рефлексии». По мнению Б.Л. Березовского [2], построенные на акустическом материале, они в действительности лишь регистрируют сенсорно-различительные возможности слуха и к музыкальному слуху никакого отношения не имеют.

Со временем в структуру музыкальной одаренности вводятся и общие компоненты - интеллект и креативность. Так, в 1926 г. Дж. Крис [3] определяет 3 главные стороны музыкальной одаренности: интеллектуальную, эмоциональную, творческую. П. Михель [19] выдвигает положение, в котором решающим фактором музыкальной одаренности становится специфическое взаимодействие музыкальных способностей, то есть способность дифференцировать и запоминать музыку, музыкальное мышление и музыкальную фантазию, специфически тонкий музыкальный вкус.

В зарубежной экспериментальной музыкальной психологии решается вопрос о сущности музыкальности следующим образом: следует ли понимать музыкальность как единое, целостное свойство личности или как группу отдельных способностей.

В работах Е. Шефи «Изучение музыкальности» [21] в качестве компонентов музыкальности выделены ритмический, мелодический, гармонический, полифонический, тональный и внутренний слух. Л. Холмстром [18] выделяет три равнозначных групповых фактора музыкальности: первый связан со звуковысотным восприятием, второй - с музыкальным опытом, проявляющимся при диагностике музыкальной памяти, третий - с общими тестовыми достижениями.

В работах отечественных психологов в изучении структуры музыкальной одаренности выделяются наиболее значимые компоненты музыкальных способностей, анализируются этапы их развития, определяются общие компоненты музыкальной одаренности, начиная с фундаментального труда Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей» [14].

Монография «Психология музыкальных способностей» [14] (подготовленная в довоенные годы) вышла в свет отдельной книгой в 1947 г. В этом фундаментальном исследовании психологических свойств, необходимых для занятий музыкальной деятельностью, на основе обобщения огромного эмпирического материала были развиты теоретические представления об отдельных музыкальных способностях и музыкальной одаренности. Б.М. Теплов исследование проблемы одаренности определяет так: «Музыкальной одаренностью я называю то качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью» [14, с.19].

В состав музыкальной одаренности Б.М. Теплов включает музыкальность и другие качества личности музыканта. Под музыкальностью Б.М. Теплов понимал комплекс таких способностей, которые требуются для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой. Это те способности, которые определяются природой музыки как таковой.

К иным факторам, определяющим музыкальность, Б.М.Теплов относил: воображение, качество зрительных образов, связь слухового воображения со зрительным, чувство природы и чувство народности, умение эмо- ционально погружаться в захватившее его содержание и концентрировать на нем все свои душевные силы, умение сконцентрировать свое внимание на процессе музыкального творчества, обладание творческой волей.

Приступая к анализу музыкальности, Б.М.Теплов отмечает, что данное им определение является преимущественно формальным. Дать «исчерпывающее определение понятия музыкальности на данном этапе исследования невозможно. Это одна из самых важных, но и самых сложных задач музыкальной психологии» [14, с.28-29].

Проводя анализ отдельных музыкальных способностей, Б.М.Тепловвыделяет прежде всего два признака музыкальности: переживание музыки как выражение некоторого содержания (способность эмоционально от- зываться на музыку) и тонкое, дифференцированное восприятие и слышание музыки. «Эти две стороны музыкальности, - замечает Теплов, - не имеют смысла, взятые сами по себе, одна без другой» [14, с.29].

Б.М.Теплов формулирует свои основные теоретические положения, исходя из которых должен решаться вопрос о врожденности музыкальности:

1.          «Врожденными являются не музыкальные способности, а только задатки, на основе которых эти способности развиваются» [14, с.38]. Если говорят о врожденной музыкальности какого-нибудь человека, то это нельзя понимать буквально.

2.          «Не может быть способностей, которые не развивались бы в процессе воспитания и обучения» [14,с.38].

3.          «Музыкальность человека зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она  есть результат развития, результат воспитания и обучения» [14, с.38].

4.          Проблема музыкальности - это проблема прежде всего качественная, а не количественная. Вопрос не о том, «насколько музыкален тот или иной ученик, а вопрос в том, какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути ее развития» [14, с.38].

Отечественные психологи, продолжая исследование Б.М.Теплова, выделяют наиболее значимые компоненты музыкальных способностей, анализируют этапы их развития. Так, М.С. Старчеус [12] определяет многозначность понятия «музыкальная одаренность», отражает природу одаренности как явления динамичного, становящегося, многомерного. АЛ. Готсдинер в структуру музыкальной одаренности включает общие свойства психики, как «эмоциональная восприимчивость и реактивность по отношению к воздействию музыки, богатство и активность слухового воображения, умение с большой силой сосредотачиваться на предмете музыкальной деятельности» [6, с.75]. Т.Ф. Цыгульская [17] всесторонне исследует структуру музыкально-педагогической одаренности. М.Т. Таллибулина [13] определяет структуру музыкальной одаренности сложным многокомпонентным образованием, включающим, наряду со специальными музыкальными способностями, разноуровневые особенности индивидуальности и творческую составляющую. М.А.Кононенко[9] устанавливает общие компоненты музыкальной одаренности, проявляющиеся в музыкально-исполнительской деятельности учащихся в период начального музыкального обучения: способности действовать в «уме», креативности.

Концепция, которую защищают отечественные психологи, заключается в том, что музыкальность не сводится к одной какой-либо музыкальной способности, она не составляет и механической суммы различных способностей. Такие представления подчеркнуты в исследованиях Н.А.Ветлугиной [5], Ю.А. Цагарелли [15], [16], Н.П. Антонец [1], Л.В. Бучневой [4].

По нашему мнению, музыкальная одаренность включает музыкальность, интеллект, креативность и духовность. В рассмотрении структуры музыкальности как компонента музыкальной одаренности в вокально- хоровой деятельности мы придерживаемся точки зрения Д.К. Кирнарской [8]. Определяя музыкальность как «синтез слуховой (аналитический слух) и эмоциональной (интонационный слух) музыкальных способностей» [8, с.304], Д.К. Кирнарская отмечает, что «интонационный слух является «эмоциональной стороной» музыкальности, в то время как аналитический слух является ее «слуховой стороной» [8, с. 215]. В определении интеллектуальной составляющей, креативности и духовности в структуре музыкальной одаренности нам близка точка зрения Л.И.Ларионовой [10].

 

Список литературы

1.      Антонец, Н.П. Развитие художественно-образного мышления в процессе обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.П.Антонец. – М., 1979. – 13 с.

2.      Березовский, Б.Л. К методике выявления музыкальных способностей у детей / Б.Л.Березовский // Вопросы психологии. - 1982. - № 5. - С.94 -100.

3.      Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л.Бочкарев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. – 352 с.

4.      Бучнева, Л.В. Развитие и взаимосвязь познавательных и когнитивно-музыкальных способностей студентов музыкальных специальностей: автореф. дис. … канд. психол. наук / Л.В.Бучнева. – Ставрополь, 2007. – 24 с.

5.      Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А.Ветлугина. - М.: Просвещение, 1967.- 415 с.

6.      Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. - М.,1993. – 190 с.

7.      Кирнарская, Д.К.Теоретические основы и методы оценки музыкальной одаренности: дис. … д-ра психол. наук / Дина Константиновна Кирнарская. - М., 2006. - 373 с.

8.      Кононенко, М.А. Соотношение общих и специальных компонентов одаренности в музыкально- исполнительской деятельности: дис. … канд. психол. наук / Майя Алексеевна Кононенко. – М., 2004. – 232 с.

9.      Ларионова, Л.И. Интеллектуальная одаренность и культурно-психологические факторы ее развития: дисс.

… д-ра психол. наук / Людмила Игнатьевна Ларионова. - Иркутск, 2002. - 420 с.

10.   Ревеш Г. Раннее проявление одаренности и ее узнавание // Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. – М.: ЧеРо, Изд-во «Омега_Л», МПСИ, 2008. - С. 4 – 40.

11.   Старчеус, М.С. Слух музыканта: психолого-педагогические проблемы становления и совершенствования: дис. … д-ра пед. наук / Марина Сергеевна Старчеус. – М., 2005. – 433 с.

12.   Таллибулина, М.Т. Музыкальная одаренность: структура, гендерные и возрастные особенности проявления: дис. … канд. психол. наук / Марина ТимергалиевнаТаллибулина. - Пермь, 2003. – 181 с.

13.   Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М.Теплов. - М.: Наука, 2003. – 379 с.

14.   Цагарелли, Ю.А. Психологическое исследование музыкальности как профессионально важного качества: автореф. дис. … канд. психол. наук / Ю.А.Цагарелли. – Л., 1981. – 17 с.

15.   Цагарелли, Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: автореф. дис. … д-ра психол. наук / Ю.А.Цагарелли. - Л., 1989. – 31 с.

16.   Цыгульская, Т.Ф. Психологический анализ структуры музыкально-педагогических способностей: дисс. …канд. психол. наук / Татьяна Федоровна Цыгульская. – Киев, 1983. – 149 с.

17.   Holmstrom  Lars-Hunnar.    Musicality  and    Prognosis.SvenskaBokforlaget / Norstedts, 1963.

18.   Michel, P. The Optimum Development of Musical Abilities in the First Year of Life // Psychology of Music. 1973.Vol. 1.N.2.

19.   Seashore, C. The psychology of musical talent. Leipzig. 1919.

20.   Szeghy, E. A Musikalitasvizsgalata.Sreged. 1957.