Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 6 ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

В федеральном государственном стандарте указано, что развитие навыков общения у детей дошкольного возраста является одной из важных задач в рамках развития их личности в целом. При этом, как отмечают многие педагоги-практики, в настоящее время у большинства детей  старшего дошкольного возраста имеются значительные трудности в общении с окружающими их людьми, в частности, со сверстниками. Так, у старших дошкольников отсутствуют умения находить подход к сверстнику во время общения, умения поддерживать и развивать установленный контакт; умения проявлять сочувствие, сопереживание, сопричастность сверстнику. Данные трудности приводят возрастанию числа конфликтов в детской группе.

Проблема общения является одной из центральных проблем психологии. Это связано с тем, что общение играет очень важную роль в становлении личности человека. Усиление интереса в проблеме общения на современном этапе развития общества обусловлено происходящими в мире социальными и психологическими изменениями.

Исходя из этого, перед педагогами встает необходимость поиска наиболее эффективных средств развития навыков общения старших дошкольников, поскольку, именно через общение у них формируются первые представления об окружающем, о своих возможностях и отношениях с окружающими людьми.

Одним из таких средств может выступать сюжетно-ролевая игра. Вопросы развития общения детей дошкольного возраста в игре затрагивались в разных аспектах: в сюжетно-ролевых играх в исследованиях Р.И. Жуковской, Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко, А.П. Усова, в режиссерских играх (О.В. Солнцева), хороводных (А.Г. Гогобеидзе), театрализованных (О.А. Акулова) и т.д.[10].

Сюжетно-ролевая игра предоставляет старшим дошкольникам возможности для установления ролевых и реальных отношений, которые выступают основой для развития их общения. Поэтому, разработка системы работы по использованию сюжетно-ролевых игр как  средства развития общения старших дошкольников со сверстниками является на сегодняшней день актуальной.

Целью данного исследования являлось изучение возможностей использования сюжетно-ролевой игры как средства развития общения со сверстниками детей 6 года жизни.

А.А.  Леонтьев  под  общением  понимает  процесс,  который  осуществляется  внутри  определенной социальной группы, общности, коллектива, общества в целом, и обеспечивает коллективную деятельность.

Н.Н. Обозов считает необходимым выделять в структуре межличностного взаимодействия три компонента: когнитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный) и поведенческий. По мнению данного автора, когнитивный компонент является видовым по отношению к аффективному и поведенческому, и включается в понятие взаимодействия, раскрывая одну из сторон реального взаимодействия человека с человеком [10].

Когнитивный компонент в структуре общения выделяли в своих работах также Я.Л. Коломенский, Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев. Многие авторы подчеркивают тесную взаимосвязь общения с деятельностью [1,4].

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование навыков и привычек культуры общения. Важную роль при этом играют мотивы. Мотивация деятельности ребенка, его поступка, форм общения способствует установлению единства между внешними формами общения и его значимыми побуждениями. Как отмечает Е.О. Смирнова, в данном возрасте появляется возможность отношения к сверстнику, как к себе самому -   отношения доброжелательного и требовательного одновременно [8].

Одной их характеристик старшего дошкольного возраста является то, что мир ребенка перестает ограничиваться только семьей. Теперь в число значимых для ребенка людей начинают входить и сверстники. Для детей старшего дошкольного возраста характерно не только сохранение значительного места общения со взрослыми, но и возрастание необходимости более активного завязывания отношений и со сверстниками для полноценного социального и познавательного развития. Именно в общении со сверстниками дошкольник познает очень важные моменты взаимодействия между людьми, что способствует его социализации и формированию его личности.

Н.И. Ганощенко и И.А. Залысина, Г.И. Бобаева, полагали что общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте является  достаточно насыщенным эмоционально и содержательно. То, что интерес к сверстнику и значимость сверстника в каких-то ситуациях уже превышает роль взрослого, отмечают в своих исследованиях. Опыт общения со сверстниками и выступает тем важнейшим фундаментом, на котором базируется дальнейшее развитие личности ребенка. Поэтому зачастую от стиля общения, от положения в группе сверстников зависит то, насколько ребенок себя чувствует спокойным, уверенным в себе, насколько он способен усваивать нормы отношений в общении со сверстниками[2;3].

Общаясь со сверстниками старший дошкольник научается доверять партнеру по общению, совместной деятельности, учится внимательно относиться к сверстнику, оказывать ему помощь при необходимости, проявлять доброту, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты.

Кроме того, общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте оказывает влияние на самосознание ребенка, его представлений о себе, его отношение к себе и другим людям. Необходимо отметить, что сфера общения со сверстниками является очень многогранной и поэтому важно, чтобы взрослые понимали особенности этого общения, умели их выделять и в случае, если общение ребенка со сверстниками приобретает какой-то негативно окрашенный характер, могли оказать ему помощь.

М.И. Лисина указывает, что к старшему дошкольному возрасту, у ребенка складывается способность к внеситуативно-личностному общению, которая не связана с тем, что происходит здесь и сейчас. В процессе такого общения дети могут делиться своими впечатлениями, планами, рассказывать о том, что они видели, где они были, о том, что не относится к текущему моменту, обсуждать качества и поступки других детей [7].

Л. Лидак, говорит о том, что коллективный характер деятельности в ходе сюжетно-ролевой игры способствует тому, что проигрывая ее старшие дошкольники учатся внимательно относиться к идеям, желаниям, замыслам сверстников. Через игровые отношения старших дошкольников происходит развитие их реальных отношений. Автор отмечает, что сюжетно-ролевая игра предоставляет те возможности, которые будут способствовать развитию навыков общения старших дошкольников посредством развития у них: потребности в общении со сверстниками; умения понимать свои и чужие переживания; умения более адекватно оценивать себя и сверстника[6].

Д.В. Менджерицкая считает, что сюжетно-ролевая игра создает естественные условия для развития у старших дошкольников общения со сверстниками, так как для того, чтобы достичь результата игры, им необходимо быть более общительными, проявлять большую инициативу и активность в общении [47].

А.П. Усова говорит о том, что дети, проигрывая в сюжетно-ролевых играх взаимоотношения «как у взрослых» понимают, что общение является необходимым для жизни людей. Старший дошкольник понимает, что ему нужны партнеры по общению, по взаимодействию. Сюжетно-ролевая игра выступает для старшего дошкольника как бы «тренажером» в формировании навыков общения с другими людьми [11].

Таким образом, анализ имеющихся в психолого-педагогической литературе исследований показывает, что сюжетно-ролевая игра выступает как одно из наиболее эффективных средств развития общения у детей шестого года жизни. Сюжетно-ролевая игра представляет собой особую деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем рационально осваивает систему человеческих отношений, общения путем освоения действительности через воспроизведение и моделирование.

 

Список литературы

1.      Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. - М., 2003.-360с.

2.      Ганошенко Н.И. Роль общения со взрослым и сверстником в развитии музыкальности у младших дошкольников [Текст] / Н.И. Ганошенко // Сборник «Развитие психики ребенка в общении со взрослыми и сверстниками». – М.: Академия педагогических наук, 1990. – С. 149-155.

3.      Залысина, И.А. Особенности игрового поведения дошкольников со взрослыми и сверстниками [Текст] / И.А. Залысина // Вопросы психологии. - 2002. - № 5. - С. 167-168.

4.      Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива [Текст] / Я.Л. Коломинский. - Минск, 1984. – 251 с.

5.      Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 486с.

6.      Лидак, Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками [Текст] / Л. Лидак // Дошкольное воспитание. – 1990, №7. – С. 10-14.

7.      Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. - Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии. - М.: Педагогика, 1998. – 146 с.

8.      Межличностные отношения от рождения до 7 лет [Текст] / под ред. Е.О.Смирновой. - Москва-Воронеж, 2000. – 235 c.

9.      Менджерицкая, Д.В. Воспитание детей в игре / Д.В. Менджерицкая. - М.: Просвещение, 2002. - 176 с.

10.   Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. - Киев: Наука. 2006. - 191с.

11.   Усова, А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей / А.П. Усова // Дошкольное воспитание, 2001, №7 – С. 32.