Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКРИЗИСНОЙ ПЕРЕГОВОРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

Одной из психологических причин и условий возникновения кризисных ситуаций в переговорной деятельности органов внутренних дел является отсутствие или недостаточная профессионально-психологическая подготовка, сотрудников органов внутренних дел. Одним из путей профилактики и преодоления кризисов переговорной деятельности является профессионально-психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к переговорам с преступниками.

Психологическая подготовка это система целенаправленных воздействий, имеющая целью формирование и закрепление психологической готовности и устойчивости, преимущественно на основе самосовершенствования личностных и развития профессионально важных качеств, приобретения опыта успешных действий в моделируемых экстремальных условиях.

Профессионально - психологическая подготовка, осуществляемая в образовательных учреждениях МВД России, в системе служебно-боевой подготовки подразделений органов внутренних дел, направлена на расширение объема психологических знаний, формирование профессиональных навыков и умений в психологически напряженной обстановке. В частности, формирование у сотрудников знаний механизмах возникновения негативных психических состояний и их профилактики, оптимальных формах взаимоотношений в коллективах, профессиональных навыков и умений при действии в штатных и экстремальных условиях профессиональной деятельности.

Психологическая подготовка переговорщиков - это целенаправленное формирование и закрепление  у специалистов психических образов  модели их предстоящих или будущих действий. Обучение строится по принципу: чем большее количество предстоящих психических образов максимально соответствующих обстановке сформировано у переговорщика, тем меньше вероятность его попадания в ситуацию неопределенности, неизвестности, которая, как правило,  влечет за собой срабатывание пассивно- оборонительного рефлекса, а следовательно возможны неэффективные действия.

В процессе осуществления общей психологической подготовки специалистов-переговорщиков, формируются необходимые для переговоров в кризисных ситуациях профессионально важные качества - антикризисная переговорная компетентность [1,с.201]. Антикризисная переговорная компетентнос ть сотрудников ОВД - это динамичес ки изменяющеес я профессионально значимое интегральное личностное образование, состоящее из личнос тных качеств, навыков и умений, предопределяющее сознательное отношение и конс труктивное пос троение антикризисного переговорного процесса. Составляющие антикризисной переговорной компетентности (знания, умения и навыки) представлены рядом компонентов: коммуникативным, эмоциональным, мотивационным, перцептивным и поведенчес ким. Комбинация профессиональной мотивации, знаний, умений и навыков антикризисных переговоров во многом составляют ос нову антикризисной переговорной компетентности.

В ходе профессионально-психологической подготовки повышается профессионально-психологическая устойчивость, способность выдерживать нервно-психические нагрузки, развиваются внимательность, бдительность, осторожность, быстрота реакции. Система подготовки переговорщиков носит комплексный характер с привлечением различных специалистов. Динамичность, насыщенность и креативность - основополагающие принципы системы подготовки. Происходит развитие познавательных процессов, изменяются социально-психологические установки, ценностные ориентации, происходит обучение приемам и способам саморегуляции. Также формируются коммуникативные умения и навыки, повышается устойчивость к неблагоприятным психическим воздействиям и факторам, оказывается помощь сотрудникам в преодолении кризисных ситуаций.

Профессионально - психологическая подготовка ориентирована на повышение надежности профессиональных навыков и умений, обеспечение их качественного функционирования при высокой психической  напряженности  в  различных  переговорных  ситуациях;  формирование  умений  и  навыков использования психологических средств воздействия и приемов составления психологического портрета, психологического наблюдения, визуальной психодиагностики, установления психологического контакта в ситуации затрудненного общения; профессиональное развитие важных для действий в экстремальных условиях психологических качеств, профессиональных способностей: профессиональной наблюдательности, профессиональной памяти, профессионального мышления; формирование умения владеть  собой  и развитие волевых качеств.

Система профессионально – психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел к переговорной деятельности включает: анализ и использование зарубежного и отечественного опыта подготовки сотрудников органов внутренних дел к переговорной деятельности в ситуациях, связанных с фактом совершения преступления; анализ практики переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел; выработку концепции, методов и особенностей организации спецоперации по освобождению заложников и похищенных лиц [2, с.56].

Таким образом, успешность проявления профессиональных навыков и умений в кризисной ситуации во многом зависит от развитости профессионально-психологических качеств личности переговорщика.

Перечень профессионально-важных качеств (ПВК) можно выявить путем оценки психологических особенностей личности специалиста-переговорщика, успешно проводившего переговоры с преступниками, эффективным методом является анализ специфики переговорных ситуаций, возникающих во время террористических актов и других кризисных ситуаций.

Анализ практики переговоров в кризисных ситуациях позволил выделить состав необходимых переговорщику характеристик психических процессов, свойств и состояний: высокий интеллект; гибкость и оперативность мышления; быстрая ориентировка в новой ситуации; эмоциональная выразительность речи; скорость переключения внимания; способность мысленно наблюдать ситуацию извне; точная субъективная оценка времени; низкий уровень спонтанной агрессивности и выдержка; аутентичность, эмпатия, способность вызывать доверие.

Для переговорщика является важным наличие психологической гибкости – способность изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств, реагировать на поведение партнера; формировать взаимное понимание. Используя невербальные средства, словесно-логическую аргументацию «подвести» переговоры к желаемому решению, результату; уметь формировать ресурсное состояние - оптимальное внутреннее состояние. Наиболее важными интегративными качествами для переговорщика, являются развитый интеллект, высокая стрессоустойчивость и надситуативная активность, а также интуиция, т.е. способность к прогнозу динамики событий на основе личностной и ситуативной экспресс-диагностики, особенно с преступниками находящимися в остром психоэмоциональном состоянии.

Важно отметить, что каждая экстремальная ситуация способствует формированию и развитию профессионально важных качеств переговорщика, они важны в условиях любого кризиса, что предполагает специализацию переговорщиков, разнообразие форм и методик их подготовки.

Оценивая эффективность формирования антикризисной переговорной компетентности сотрудников органов внутренних дел необходимо определить внешний критерий. По нашему мнению, в качестве внешнего критерия можно использовать результаты тренинговых занятий, деловых игр, максимально приближенных к реальным условиям.

Таким образом, антикризисная переговорная компетентность формируется из с ледующих с оставляющих: знания с оставляющих антикризисной переговорной компетентнос ти; умения вес ти вербальный и невербальный обмен информацией; умения проводить диагнос тирование пс ихологических с войств и качес тв с обеседника; умения определять эффективные стратегии, тактики и пс ихотехники; умения взаимодейс твовать с субъектами переговоров, организовывать их с овместную коммуникативную деятельнос ть для дос тижения определенных целей переговоров; готовности к применению знаний и умений, присущих антикризисной переговорной компетентности; эмоционально-волевой регуляции в процессе переговоров; желании ус пешного (антикризисного) ведения переговоров.

 

Список литературы

1.      Вахнина В.В. Психология переговорной деятельности сотрудников полиции в различных криминальных ситуациях//Modern jurisprudence: international dialogue (29th of September 2014), Hamburg, Germany. - 2014.- С. 200-207.

2.      Марьин М.И., Вахнина В.В., Касперович Ю.Г. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников ОВД к ведению переговоров в ситуации захвата заложников. – М.: ЦОКР МВД России, 2010. – 145 с.