Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

Деятельность в системе органов внутренних дел характеризуется рядом специфических особенностей, среди которых наибольшее значение имеют ее экстремальный характер и те особые требования, которые деятельность предъявляет к личностным особенностям сотрудников, при этом немаловажное значение при характеристике человека имеет совокупность его внутренних условий (личностного потенциала), который, в основном, и обеспечивает адаптацию человека к условиям деятельности.

Именно субъективная составляющая способствует изменению, совершенствованию и адаптированию человека к условиям экстремальности, позволяет реализовывать особый механизм тревоги как защитного состояния, переводя его в стрессовое или дистрессовое состояние. Таким образом, наблюдая за личностными особенностями и функциональными состояниями субъекта деятельности в условиях экстремальности, возможно изучить человека в деятельности [3].

Изучению особенностей деятельности человека в условиях экстремальности и механизмам принятия решений в ситуациях риска посвящены работы С.В.Ковалева, Ю.А. Шрейдера, О.Л.Барской, С.Б. Ребрика и А.И. Мечетова. В этих работах отмечается, что данный процесс обусловлен как анализом ситуации, так и уровнем эмоционального состояния человека, включая и иррациональное влияние.

Вопросам разработки  профессионально значимых личностных качеств, оказывающих  влияние на достижение результатов в деятельности человека в условиях экстремальности посвящены работы Б.Г. Бовина, К.А. Славянской, Б.Ф. Ломова и В.А. Бодрова.

Определения требует и понятие экстремальной ситуации. Так, под экстремальной называют ситуацию, которая вызывает изменения в организме и в механизмах протекания психических процессов, что приводит к нарушениям адаптации и переносимости раздражителей, вызвавших эти изменения.

Деятельность сотрудников органов внутренних дел сопровождается необычными условиями, такими как:

− большими физическими нагрузками;

− высокой ответственностью за результаты своих действий;

− предельной точностью решений и действий;

− групповым характером деятельности;

− наличием внезапно возникающих ситуаций;

− необходимостью в интенсивном и концентрированном внимании.

Эти условия усугубляются влиянием потерпевших людей, находящихся в стрессовых состояниях и оказывающих на сотрудников сильное психическое воздействие. Более подвержены этому давлению сотрудники со сниженными показателями адаптации, либо неподготовленные к подобного рода действиям.

Неблагоприятное стечение обстоятельств, при этом, может способствовать возникновению стресса, как неспецифической, физиологической и психологической реакции адаптационной активности в ответ на сильные экстремальные воздействия на организм и который определяется когнитивными, эмоциональными, вегетативными, поведенческими, социально-психологическими реакциями организма человека. Состояние стресса может быть реализовано в различных формах адаптационной защиты (как активной, так и пассивной) от негативного воздействия условий экстремальности.

Стресс, как правило, может быть обусловлен как особенностями индивида, так и той ситуацией, которая его вызвала. Стрессор начинает действовать с первой фазы стресса - «программирующего реагирования», которая перерастает во вторую фазу «ситуационного реагирования». Следовательно, деятельность сотрудника органов внутренних дел непосредственно связана с экстремальными условиями, поскольку на него постоянно воздействуют неблагоприятные, для работы, объективные природные, производственные и социальные условия, воздействующие на человека неожиданно и непредсказуемо. В результате чего, они способны оказать длительное психическое давление, требующее от сотрудников постоянного напряжения нервной системы [2].

Сотрудник органов внутренних дел, имеет соответствующую психологическую подготовку и отвечает на экстремальную ситуацию повышенным состоянием тревоги и напряженного ожидания. Данное психическое состояние связано с ситуацией неопределенности, ожидаемой опасности, возможной неблагополучности развития событий. При этом тревожность достаточно слабо связана с экстремальным фактором и направлена на оптимальное функционирование организма сотрудника.

Для опытного сотрудника органов внутренних дел состояние «адекватной мобилизации» должно быть постоянным, оно определяет полное соответствие уровня мобилизации тем условиям, которые предъявляются. Базовыми основаниями данного состояния являются механизмы саморегуляции, которые активируют деятельность, посредством образа функционального состояния. Когда появляется определенно окрашенное субъективное состояние, организм получает правильную информацию о его поведении в конкретной ситуации.

Важнейшим слагаемым эффективности в деятельности профессионала являются индивидуально- психологические личностные особенности человека. Поскольку деятельность человека в условиях экстремальности протекает на личностном уровне, важно учитывать профессионально значимые личностные качества, необходимые для успешного выполнения задач в таких условиях, а также те компенсаторные механизмы, которые задействует человек для выработки стратегии поведения и индивидуального стиля деятельности в экстремальных ситуациях.

Исходя  из  вышесказанного,  необходимо  определиться  с  профессионально  важными  качествами сотрудника органов внутренних дел. Каждый человек, исходя из своей индивидуальность, склонен к различным формам проявлениям поведения в одинаковой ситуации. Но при этом люди, деятельность которых связана с экстремальными условиями, склонны к решимости, способны подавлять эмоции страха, для них характерны стенические эмоции, они способны подавлять эмоции страха, проявляют уверенность и готовность к действию. У них четко сформулирована направленность на успех, удачу и готовность к риску [4].

Мужчины обладают более высокой готовностью к риску. С ростом возраста и опыта эта готовность снижается. На готовность также оказывают влияние социально-психологические факторы: чем выше отверженность, тем ваше готовность субъекта к риску. Влиять на характер реагирования в ситуации риска могут и психические свойства личности такие, как темперамент, особенности черт характера. Так В.Д. Небылицин отмечал, что эмоциональная неуравновешенность, проявляющаяся в слабости нервной системы, плохой подвижности, экстраверсии и высоких показателях по шкале нейротизма могут выступать в качестве причин низкой успешности в условиях экстремальности и предрасположенности к несчастным случаям [5].

Не менее важным является и ряд социально-психологических показателей. Так А.А. Реан показал, что личностная социально-психологическая терпимость способствует уровню стрессоустойчивости, как важнейшему фактору адаптации человека. Также автор отмечает, что показатели уровня самооценки и ее соответствия являются индикатором и регулятором стрессоустойчивости.

Индивидуально-психологические особенности личности, факторы влияющие на ее стрессоустойчивость приобретают в настоящее время все более важное значение для их изучения, в связи с ростом стрессогенности в деятельности сотрудников органов внутренних дел. В данном вопросе особое значение приобретают вопросы связанные с анализом профессионализма сотрудников. Отличительными особенностями профессионализма сотрудников органов внутренних дел по целям, задачам и результатам труда являются:

− обусловленность целей и задач служебной деятельности общественным заказам и подкрепление их законами и приказами;

− включение в задачи разнообразных составляющих, подчеркивающих полифункциональность труда сотрудников;

− интегративный характер результатов труда, складывающийся из постоянной готовности к выполнению возникающих задач;

− морально-психологическое состояние сотрудников;

− соответствие целей, задач и функций индивидуальным качествам и действиям сотрудников [7].

Профессиональная компетентность по содержанию, условиям и особенностям технологии деятельности сотрудника органов внутренних дел имеет следующие характеристики:

− служебно-профессиональная  деятельность, взаимоотношения и личностное развитие сотрудников строится на социально-правовой, функциональной и временной регламентации их труда;

− профессиональные обязанности выполняются в экстремальных условиях;

− служебная деятельность и непосредственное взаимодействие сотрудников носит коллективистский характер [10].

Под профессиональной компетентностью сотрудника органов внутренних дел следует понимать специальную профессиональную подготовленность, проявляющуюся в способности субъекта труда (отдельного сотрудника или группы, подразделения) к выполнению особых задач и обязанностей по несению службы. Профессиональная деятельность сотрудника органов внутренних дел, ее особенность во многом определяется не только реальными условиями, но и системой регламентаций. Среди них важное место занимают профессиональные принципы и нормы. Они базируются на:

− гуманистических общечеловеческих ценностях;

− нормативных государственных требованиях;

− целях и задачах служебной деятельности сотрудника;

− личностных потребностях и интересах конкретного сотрудника.

Современный сотрудник органов внутренних дел руководствуется не только социально обусловленными требованиями, но и собственными принципами. В их числе выделяются принципы:

− профессиональной компетентности;

− нравственной ответственности;

− самоотверженности;

− самостоятельности;

− беспристрастности отношений;

− творчества, инициативы при реализации должностных функций.

Следовательно, труд сотрудника органов внутренних дел является целостным, многоплановым процессом достижения результатов  в различных видах служебной деятельности, повседневных отношений и индивидуально-личностном развитии каждого субъекта. Для современного сотрудника такой труд представляет собой активное целенаправленное исполнение служебного долга, в котором он, используя вверенную технику и оружие, реализует себя как субъект профессиональной деятельности, собственного развития личности и повседневных отношений, обеспечивая получение требуемых результатов в служебной деятельности [11].

В труде сотрудника органов внутренних дел необходимо выделить взаимосвязанные, проникнутые интересами службы Отечеству, такие его стороны (блоки) как:

− служебно-профессиональная деятельность;

− повседневные отношения, развивающегося субъекта труда - высокая готовность, морально- психологическое состояние сотрудников, дисциплина и другие реализованные функции и задачи.

Все они отражают процессуальный и результирующий аспекты профессиональной деятельности, в котором современный сотрудник органов внутренних дел выступает как главный системообразующий его носитель.

Любой структурный элемент (блок), характеризующий служебную деятельность сотрудника органов внутренних дел может быть оценен при помощи критериального модуля. К его показателям относятся:

− объективно значимые знания, навыки и умения;

− служебно-профессиональная позиция сотрудника;

− психические свойства, особенности и качества;

− инварианты акмеологической направленности [1].

Оцениваемый с помощью критериального модуля профессионализм сотрудника органов внутренних дел определяет его профессиональную культуру или уровень профессиональной компетентности, которая проявляется в процессе труда сотрудника и воплощается в его результатах. Воспользовавшись показателями критериального модуля, можно получить оценку уровня профессиональной компетентности как применительно ко всей служебной деятельности, так и для каждой из ее сторон (профессиональной деятельности, повседневным отношениям, личностному развитию, совокупному результату труда сотрудника).

Проиллюстрируем данный подход применительно к общей оценке труда сотрудника органов внутренних дел. Профессиональные знания это объективная совокупность необходимых сведений о всех слагаемых (структурных блоках) служебной деятельности, они состоят из наиболее важных компонентов, востребованных практической деятельностью. Они лежат в основе выработки профессиональных навыков и умений, наиболее значимых психических качеств, профессиональных установок, при выработке наиболее значимой модели, технологии и алгоритма достижения конечных результатов профессиональной деятельности.

Высокий уровень знаний лежит в основе высокого уровня профессиональной компетентности. Твердые и глубокие знания делают сотрудника готовым к овладению высоким уровнем профессионализма. Профессиональные умения и навыки являются действиями сотрудника органов внутренних дел, которые он применяет для выполнения своих обязанностей при выполнении своей профессиональной деятельности. Они выступают в качестве исходных элементов целостной системы профессиональной деятельности сотрудника [6].

Физиологической основой навыка является динамический стереотип, представляющий систему условных рефлексов и связей. В зависимости от методов, применяемых для выработки навыка, формируется его динамическая сторона. В зависимости от того, какие связи, в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел, преобладают, различают следующие навыки:

− сенсорные;

− двигательные;

− интеллектуальные.

Сенсорные, это навыки, определяющие работу органов чувств. Двигательные, это навыки по овладению различными движениями. Интеллектуальные, это навыки по выполнению различных умственных операций. Все навыки тесным образом связаны друг с другом и подразделяются на простые и сложные, среди которых выделяются: сенсорно-двигательные навыки и интеллектуально-сенсорно-двигательные навыки.

Под воздействием механизма автоматизации осознанных действий, кроме навыков у человека вырабатываются привычки, которые являются осознанной потребностью в каком то действии. Навыки заключаются лишь в умении что-либо делать, в основе привычки лежит не только умение, но также стремление и потребность в совершении какого-либо действия [9].

Наличие специфических психических особенностей (качеств), говорит о том, что у сотрудника органов внутренних дел сформировались все компоненты психики: процессы, состояния, образования и свойства. Характер их выраженности зависит от условий и факторов, в которых протекает профессиональная деятельность сотрудника.

Профессиональная позиция сотрудника органов внутренних дел это совокупность устойчивых установок и ориентаций, систем оценок и отношений, перспектив и реальности, социального и внутреннего опыта, а также личных притязаний, реализуемых (частично реализуемых, не реализуемых) в профессиональной деятельности сотрудника. Они включают сугубо профессиональный и общесоциальный аспекты.

Акмеологическими инвариантами сотрудника органов внутренних дел выступают такие структурные компоненты профессионализма, которые способствуют его активности, инициативе, творчеству и направлены на улучшение показателей профессиональной деятельности, но ранее сотрудником не использовались. В их числе находятся компоненты, которые определяют движение сотрудника к собственным вершинам профессиональной деятельности:

− развитая способность прогнозирования;

− предвидение;

− проницательность;

− личные притязания;

− постоянное участие в процессе принятия решения;

− мотивация достижения;

− мотивация саморегуляции.

Общая структура профессионализма, состоящая из: служебно-профессиональных знаний, навыков, умений, психологических особенностей, профессиональных позиций и акмеологических инвариантов сформулирована и проявляется не равнозначно по удельному весу, значимости и особенностям применения. Все слагаемые профессионализма находятся в постоянной взаимосвязи и развитии.

Профессионально компетентным принято считать такого сотрудника органов внутренних дел, который:

− успешно служит Отечеству;

− постоянно стремится к наращиванию и реализации своего творческого потенциала;

− продуктивно осуществляет профессиональную деятельность, повседневное общение;

− действует в соответствии с  целями и задачами службы  в органах внутренних дел и собственными потребностями.

Основным гарантом успеха сотрудника органов внутренних дел в профессиональной деятельности выступает его профессиональная компетентность, которая проявляется во всех сторонах повседневной деятельности, в личностном развитии, в повседневных отношениях и в том слагаемом результате труда, который он выполняет [8].

 

Список литературы

1.      Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

2.      Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: PerSe, 2006. - 523 с.

3.      Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2010. - 608 с.

4.      Гурьев М.Е. Основные параметры психологического потенциала успешности в деятельности сотрудников органов внутренних дел. В сборнике: Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел: проблемы и пути совершенствования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, СПб.: УМВД России, 2014. - С. 36-41.

5.      Небылицын В.Д. Проблемы психологии индивидуальности / под ред. А.В.Брушлинского и Т.Н.Ушаковой.- М.-Воронеж: МОДЭК, 2000. - 688 с.

6.      Организация   психологического   обеспечения   профессиональной  деятельности сотрудников ОВД   в экстремальных условиях. - Методическое пособие. - М.: ИМЦ ГУК, МВД России, 2004. - 240 с.

7.      Организация профессиональной психологической подготовки сотрудников ОВД: Методическое пособие. -М.: ГУК, МВД России, 2003. - 385 с.

8.      Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел: Методическое пособие. - М.: ГУК, МВД России, 2003. - 428 с.

9.      Столяренко A.M. Прикладная юридическая психология. - М.: Юнити-Дана, 2001. - 639 с.

10.   Федоров В.И. Кадровое обеспечение системы МВД России: Современные проблемы. Монография. / под ред. В.П.Сальникова. - СПб. : УМВД России, 2005. - 267 с.

11.   Шаранов Ю.А. Юридическая психология деятельности органов внутренних дел (теория и методология управления развитием). Монография. - СПб.: УМВД России, 2000. - 219 с.