Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

Практические наблюдения показывают, что становление ценностных ориентаций у юношей и девушек имеет как универсальные черты, так и свои особенности. Гендерные различия, хотя и опираются на биологические различия между полами, все же в большей степени детерминированы культурой и социальными нормами общества.

Каждый индивид развивается как представитель конкретного пола. Индивид в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые приближают его к принятым в обществе образцам феминности или маскулинности, способствуют формированию соответствующих качеств личности.

Юношеский возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период появляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, профессиональных умений, становления Я, обретения новой социальной позиции гражданина. Вместе с тем, это возраст формирования ценностей и ценностных ориентаций.

У юношей и девушек гендерные различия начинают проявляться яркими красками. Это объясняется тем, что в этом возрасте юноши и девушки активно взаимодействуют между собой, проявляется позиция собственного «Я», формируются важные качества и черты личности для дальнейшей жизни.

Традиционно в общественном сознании юноша-мужчина должен быть сильным, независимым, активным, ориентированным на индивидуальные достижения. Девушка-женщина - нежной, тактичной, терпеливой, слабой, зависимой, эмоциональной, ориентированной на семью.

Освоение половой роли предполагает наличие не только определенного типа поведения, но и ценностных ориентаций.

Цель исследования – определить влияние гендерной принадлежности на формирование ценностных ориентаций юношей и девушек.

Базой исследования явилось Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Центр образования» Юго-Западного Департамента образования г.Москвы.

В процессе проведения эмпирического исследования были использованы следующие методики:

-   Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева;

-   Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;

-   Тест Д. Крейрси.

При обработке результатов теста СЖО, был установлен ряд статистически значимых различий в показателях шкал между 1 и 2 группами испытуемых.

Шкала 1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале у юношей и девушек (1,25 и 1,22) не имеют различий. Для обоих гендеров характерно наличие в жизни целей в будущем, которые придают жизни временную перспективу. Однако низкие баллы по этой шкале указывают на то, что юноши и девушки живут сегодняшним днем.

Шкала 2. Процесс жизни (эмоциональная насыщенность жизни). Юноши и девушки не однозначно воспринимают сам процесс своей жизни (4,33 и 1,89). Высокие баллы по данной шкале среди девушек показывают на то, что жизнь для них протекает как интересный, эмоционально насыщенный процесс. Низкие баллы по этой шкале у юношей говорят о неудовлетворенности своей жизнью в настоящем.

Шкала 3. Результативность жизни (удовлетворенность самореализацией). Юноши и девушки указывают на неудовлетворенность прожитой частью жизни. Об этом свидетельствуют низкие баллы (1,44 и 1,22).

Шкала 4. Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни). Высокие баллы (3,6 и 3,3) у юношей  и  девушек соответствуют представлению о себе как о строителе собственной жизни.

Шкала 5. Локус контроля – жизнь (управляемость жизни). Юноши и девушки указывают (5,11 и 5,12) на контроль своей жизни, самостоятельное принятие решений и воплощения их в жизнь.

Таким образом, при сопоставлении показателей шкал СЖО испытуемых двух групп статистически значимые различия обнаружены по эмоциональной насыщенности жизни. Показатели по данной шкале выше у девушек, чем у юношей.

Мы можем сделать вывод, что девушкам соответствует более высокий уровень осмысленности жизни как в целом, так и по отдельным характеристикам смысложизненных ориентаций.

При обработке результатов методики М. Рокича также был установлен ряд статистически значимых различий в иерархии терминальных ценностей между юношами и девушками: любовь, наличие хороших и верных друзей, общественное признание, развитие, развлечения, счастливая семейная жизнь, конкретные и абстрактные ценности.

Девушки в иерархии терминальных ценностей ставят на более высокие места такие ценности как: любовь, развитие, развлечения, счастливая семейная жизнь, абстрактные ценности.

Юноши в иерархии терминальных ценностей выше ставят: конкретные ценности, материально- обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, общественное признание.

Результаты статистического анализа обнаружили межгрупповые различия в иерархии инструментальных ценностей по ценностям: ценности принятия других людей, жизнерадостность, самоконтроль, конформистские ценности, ценности дела, исполнительность.

Девушки в иерархии инструментальных ценностей ставят выше такие ценности как: ценности принятия других людей (самоконтроль, терпимость, чуткость, широта взглядов, честность), жизнерадостность, самоконтроль, конформистские ценности (воспитанность, самоконтроль, широта взглядов). Юноши в иерархии инструментальных ценностей выше ставят: ценности дела (аккуратность, рационализм, смелость в отстаивании своего мнения, твердая воля, эффективность в делах).

Обобщая  полученные  нами  данные  по  межгрупповым  различиям  в  иерархии  терминальных  и инструментальных ценностей, мы можем констатировать, что в структуре терминальных ценностей различий между группами больше и они более значимы, особенно по таким ценностям как: материально-обеспеченная жизнь, конкретные ценности (активная деятельная жизнь, здоровье, интересная работа, материально- обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, общественное признание, продуктивная жизнь, счастливая семейная жизнь, удовольствия)и абстрактные ценности (жизненная мудрость, красота природы и искусства, любовь, познание, развитие, свобода, счастье других, творчество, уверенность в себе).

При обработке результатов теста Д. Кейрси, был установлен ряд статистически значимых различий в чертах личности между 1 и 2 группами испытуемых.

Девушкам свойственны более высокие показатели экстраверсии, что означает социальную адаптивность, эмоциональность, стремление к установлению множества социальных контактов, широту интересов. Юношам свойственны более высокие показатели интроверсии, что означает замкнутость, чувство собственной территории, интерес к своим внутренним реакциям.

Юноши обнаружили более высокие показатели на полюсе «Мышление», что означает принятие решения, основываясь на логике, объективность, твердость, стремление установить объективную истину. Девушки обнаружили более высокие показатели на полюсе «Чувствование», что означает принятие решения сердцем, субъективность, гуманность, мягкосердечность, чуткость.

Показатели яркости психологического типа у юношей достоверно выше, чем у девушек. Более высокий показатель яркости типа свидетельствует о том, что личностные черты, свойственные юношам, более выражены и стабильны, по сравнению с личностными чертами девушек.

Таким образом, девушки характеризуются социальной адаптивностью, эмоциональностью, стремлением к установлению множества социальных контактов, широтой интересов. Они склонны принимать решения сердцем. Их черты характера: субъективность, гуманность, мягкосердечность, чуткость.

Юноши характеризуются замкнутостью, чувством собственной территории, проявляют интерес к своим внутренним реакциям. Они склонны к принятию решений, основываясь на логике. Чертами характера являются объективность, твердость, стремление установить объективную истину.

Как показали результаты исследования:

-   30% юношей лишены эмоциональной устойчивости, инициативности, самостоятельности;

-      25% девушек лишены нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов.

 

Список литературы

1.      Комарова О.Н. Изучение социального здоровья современных подростков //Проблемы современной науки и образования. – Москва, 2014. – № 5. – С. 102-106.

2.      Комарова О.Н. Проблема психологического и социального здоровья в современной психологии // Человек: преступление и наказание. – Рязань, 2009. – № 1. - С. 166-170.