Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЫХ СПОРТСМЕНОВ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ ОБЩЕСТВА

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

На сегодняшний день, приобретает значение адаптационная проблематика личности, способность молодых людей эффективно взаимодействовать с окружающими и выработка ими приемлемых эталонов, нестандартных стратегий поведения в разных условиях учебной и профессиональной социализации. Поиски решения данной проблемы в первую очередь целесообразны в рамках комплексного подхода к изучению личности и еѐ адаптационных параметров.

В ходе социально-психологической адаптации человек стремится достичь определенного баланса, гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности. По мнению А.Л.Журавлева, в процессе ее осуществления повышается адаптированность личности, которая проявляется в степени приспособленности к жизни в социуме [1]. В процессе социально-психологической адаптации происходит взаимное приспособление индивидов, групп путем усвоения ролей, норм, способов взаимодействия в определенных условиях. Человек вначале «входит» в группу, приспосабливается к ней, разделяя убеждения и представления ее членов, после чего воздействует на них, изменяя их взгляды [6]. Существенными составляющими процесса социально-психологической адаптации имеют адаптационные возможности личности, включающие способность противостоять негативному воздействию среды в виде стрессов, характеризуя в целом стрессоустойчивость. Так, устойчивость к стрессам позволяет исключить деструкцию личности (дезадаптацию) и в целом ускорить процесс социальной адаптации, который выступает не только как объективный механизм приспособления к социальной среде, но и как механизм субъективной деятельности [5]. По мнению А.Г. Маклакова, адаптационные способности индивида во многом зависят от психологических особенностей личности, определяющих возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в разнообразных условиях жизни и деятельности [2]. В этой связи, особое значение приобретает проблема изучения адаптационных возможностей личности молодых людей как будущих специалистов (профессиональных спортсменов, спортивных педагогов) в условиях изменяющегося общества [3]. Молодые спортсмены на пути собственного самоопределения, как будущие активные участники общественных процессов должны быть в наибольшей мере адаптированы к быстро меняющимся условиям социальной среды. Исходя из этого, целью данного исследования является изучение адаптационных возможностей личности молодых спортсменов и характеристик их стрессоустойчивости в сравнении с ранее проведенными исследованиями [4].

Методики и методы исследования.

В эмпирическом исследовании для изучения адаптационных составляющих личности спортсменов, ее индивидуальных и социально-психологических характеристик был выбран 16PF-опросник Р. Кэттелла. Выборку исследования составили студенты младшего курса Института спорта и развития СГУ имени Н.Г.Чернышевского (n=45 в возрасте 18-20 лет - 2015г.). Для сравнительного анализа использованы результаты исследования адаптационных возможностей выпускников школ г.Саратова 2013 года (n=42 в возрасте 18-20 лет).

Результаты исследования и их обсуждение.

При изучении индивидуальных и социально-психологических особенностей личности спортсменов, отражающих ее адаптационные характеристики, посредством метода Р. Кеттелла обнаружено (см. рисунок), что большинству испытуемых  (2015г.) свойственны следующие  характеристики: адекватная самооценка, естественность в поведении и общении, яркость эмоциональных проявлений, работоспособность, постоянство интересов, эмоциональная устойчивость. Наблюдается независимость в суждении и поведении, некоторая самоуверенность, упрямство.

Отличительной особенностью для их личности является жизнерадостность, импульсивность, некоторая беспечность, подвижность и энергичность. Также отмечается осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, деловая направленность, смелость, социальная активность и склонность к риску. Помимо этого выявлена мужественность, самоуверенность, рассудочность, реалистичность суждений, практичность и некоторая жесткость. В тоже время отмечается подозрительность, самомнение, обращенность интересов на себя, проницательность, расчетливость и разумный подход к событиям. Также обнаружено наличие интеллектуальных интересов, аналитичность мышления, критический настрой к событиям, стремление быть хорошо информированным. Наблюдается развитый самоконтроль, целенаправленность, хорошее выполнение социальных требований. Можно сказать, что выявленные свойства личности молодых спортсменов в новых условиях действительности оказывают позитивное влияние на адаптационные способности, ее стрессоустойчивость.


Изучение адаптационных возможностей личности спортсменов в 2013 году [4] также свидетельствует об их адекватной самооценки, естественности в поведении и общении, яркости эмоциональных проявлений, работоспособности, постоянстве интересов и эмоциональной устойчивости (см. рисунок). Кроме этого в конфликтах испытуемые реально оценивают поведение окружающих, тактичны, благоразумны. Наблюдается осознанное соблюдение норм и правил, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность и социальная активность. Отличительной особенностью для личности испытуемых является активность в устранении конфликтов, реалистический настрой, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами, людьми, склонность к риску, экспериментированию, стремление к восприятию новых неустоявшихся взглядов и перемен.   Данные испытуемые характеризуются благожелательностью по отношению к   другим людям, уживчивостью. Личности подобного плана свойственен разумный подход к событиям и окружающим людям, в достаточной степени выражен критический настрой, отмечается наличие интеллектуальных интересов, стремление быть информированными, ориентация на социальное одобрение. Мотивация хорошая и зависит от реальной ситуации.

В целом качественный и количественный анализ характеристик адаптационного потенциала личности спортсменов в условиях изменяющегося общества указывает на устойчивую эмоционально-волевую сферу, слабо подверженную негативному воздействию стрессов, хорошие коммуникативные качества испытуемых и позитивный настрой при взаимодействии с окружающими. Высокая резистентность к стрессам у молодых людей, несомненно, влияет на характеристики их социально-психологической адаптации и уровень социализации.

Вывод.

Представленные результаты эмпирического исследования адаптационных характеристик личности спортсменов разной специализации, свидетельствуют о том, что молодые люди по многим адаптационным параметрам в целом демонстрируют оптимальный уровень адаптационных возможностей, выраженный в способности противостоять негативным стрессовым воздействиям и необходимым уровнем социально- психологической адаптации.

На основании результатов психологического анализа социально-психологических и индивидуальных характеристик профиля личности (тест Кеттелла) спортсменов выявлены те особенности, которые в целом характеризуют ее стрессоустойчивость и способность противостоять сложным и стрессовым ситуациям. Так, активная жизненная позиция личности, оптимистичность, чувство перспективы, уверенности в себе, оказывает существенное влияние на эффективность адаптации. В профилях личности спортсменов как в 2013 так и в 2015 году обнаружены позитивные составляющие, способствующие эффективной адаптации и противодействию стрессам, в целом успешной социализации. Сюда в первую очередь относится социальная активность личности, упорство и настойчивость в достижении цели.

 

Список литературы

1.      Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.О. Социальная психология: Учебное пособие. М.: ФОР УМ: ИНФРА-М., 2006. 416 с. С.91. С.98-99.

2.      Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование вэкстремальных условиях//Психологический журн. 2001. №1. С. 16-24.

3.      Малышев И.В. Адаптационные возможности выпускников школ в условиях изменяющегося общества //Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. № 3. С. 267-273.

4.      Малышев И.В., Орлянская А.Р. Характеристика стрессоустойчивости личности и склонности к риску у спортсменов разной специализации //Сборник трудов II Международного научного форума «Власть в обществе риска: нормы, ценности, институты» под редакцией проф., М.О. Орлова. Саратов: ИЦ «Наука», 2013. 410 с. С.243-247.

5.      Милославова И.А. Социальная адаптация: анализ понятия // Понятия, принципы, категории. Л., 1975. С. 139-146.

6.      Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989. С.150.