Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА АНТИЦИПАЦИОННУЮ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И СПОСОБНОСТИ САМОУПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРИНЯТИЯ ВАЖНЫХ РЕШЕНИЙ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

Аннотация. В статье теоретически обосновывается вопрос о связи антиципационных способностей и способности самоуправления тренеров в, что, в свою очередь, подтверждается на основе данных, полученных в результате эмпирического исследования. Определяются степень влияние самооценки на проявление этих способностей. Антиципационно - состоятельные спортивные трененры лучше ориентируются в межличностных отношениях, шире представляют о разнообразии социальных ролей и способов взаимодействия, лучше умеют решать межличностные проблемы и интерпретировать информацию, в целом  имеют более высокий уровень социальной осведомленности, чем тренеры с недостаточно развитыми прогностическими способностями (антиципационно - несостоятельные).

Ключевые  слова:  антиципация,  прогнозирование,  антиципационная  состоятельность,  способности самоуправления, самооценка.

Антиципационная состоятельность (АС)  или прогностическая компетентность является одним из главных составляющих личности тренера, его профессионально-важных качеств. [2] Вся ответственность принятия тренерского решения, будь то формирование команды или комплектование стартового состава, лежит в руках одного человека. И умение спрогнозировать будущий исход, с опорой на профессиональную компетентность и опыт, является залогом успешного выступления команды на важных турнирах. Соответственно низкая АС тренера не будет способствовать успеху на соревнованиях, так как многое будет зависеть от указаний тренера команды и, возможно, будет негативно влиять на успех принятия тренерских решений.

Актуальность темы нашего исследования определена тем, что на сегодняшний день в командных видах спорта ощущается острая нехватка эффективных тренеров. Эффективных тренеров не просто в плане своей компетентности, но и в психологической готовности занять эти позиции в команде. В своем исследовании мы опросили тренеров, которые работают в своих командах в должности «главного тренера» или «старшего тренера» (помощника тренера), которые не просто руководят командой, дают указания, но и ведут психологическую работу со своими подопечными. И мы надеемся, что данные нашего исследования помогут определить качества, которыми должен обладать тренер, претендующий на главную должность в команде. Полученные данные помогут и при отборе кандидатов на должность главного тренера, так как на эту ответственную работу необходимо принимать подготовленного человека не только профессионально, но и морально, и психологически.

В нашем исследовании была поставлена цель - изучить особенности способности самоуправления [5] тренера в целом, в зависимости от уровня развитости его антиципационной состоятельности и влияние самооценки на проявление этих способностей.

Объектом исследования является личность тренера, в качестве предмета выступает влияние самооценки на антиципационную состоятельность и способность самоуправления тренера команды в условиях принятия важных решений.

Гипотеза исследования: уровень антиципационной состоятельности и способности самоуправления в условиях принятия важных решений определяются уровнем самооценки.

Методы исследования: теоретический анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования, тестирование (тест антиципационной состоятельности Менделевича В.Д.[3], методика «Способность самоуправления» Пейсахова Н.М., методика «Самооценка» Пейсахова Н.М.), методы обработки и анализа статистических связей и различий (метод сравнения средних значений с использованием критерия Стьюдента для зависимых и независимых выборок (t-критерий Стьюдента), корреляционный анализ, дисперсионный анализ.

Выборку составили тренеры, занимающие должности главного тренера и старшего тренера (помощника тренера) в различных командных видах спорта (американский футбол, гандбол, регби-7, регби-13, регби – 15, футбол, хоккей, хоккей на траве, хоккей с мячом) общей численностью 62 человека. В последствии, данная выборка была поделена на 2 равные группы по уровню общей антиципационной состоятельности: 1 – я группа – выше нормы (выше 260 баллов – суммы нормы всей составляющих показателей общей антиципационной состоятельности (далее О.А.С.); 2-я группа – ниже нормы (ниже 240 баллов – антиципационная несостоятельность). Результаты математической обработки показали достоверность различий между группами, и участники групп могли считаться принадлежащими к разным выборкам. Средний возраст испытуемых составил 35 лет, средний стаж трудовой деятельности 19 лет. Женщины – 12, мужчин – 50.

Антиципация (от лат. anticipatio– предвосхищаю) — представление о результате того или иного процесса, возникающее до его  реального достижения и служащее средством обратной связи при построении действия [2].

Отдельные высказывания об антиципации появляются в воззрениях мыслителей прошлого еще в доэкспериментальном периоде становления психологии как науки. Некоторые гносеологические характеристики явлений антиципации отмечены И. Кантом [7]. В трактовке В. Вундта, возможность антиципации  возникает благодаря синтезу простейших элементов психического. Проблема предвосхищения изучается в психологии мышления (Зельц О., Дункер К., Пиаже Ж., Бартлетт Ф., Рубинштейн С.Л., Менчинская Н.А. , Пономарев Я.А., Брунер Дж., Пушкин В.Н. , Тихомиров О.К , Гурова Л.Л., Кулюткин Ю.Н., Сухобская  Г.С. и др.). Кроме понятия

«антиципация», фактор будущего в организации поведения животных и деятельности человека выражается у разных исследователей через многие другие понятия: «экстраполяция» (Бартлетт Ф.), «установка» (Узнадзе Н.Д.), «акцептор результатов действия» (Анохин П.К.), «модель потребного будущего» (Бернштейн Н.А.), «вероятностное прогнозирование» (Фейгенберг II.М., Иванников В.А.), «нервная модель стимула» (Соколов Е.Н.) «оперативная преднастройка» (Тихомиров О.К.) [5].

В современной психологии под антиципацией понимается способность человека предвосхищать ход событий, собственных действий и поступков окружающих, строить деятельность на основании адекватного вероятностного прогноза [2]. Б.Ф. Ломов под антиципацией понимает способность субъекта действовать и принимать решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых событий [6]. В большинстве психологических контекстах понятия «антиципация», «антиципационные способности» употребляются как тождественные и взаимозаменяемые. Антиципационная состоятельность, характеризуя определенный уровень антиципационных способностей в системе личности, близка по значению к термину «прогностическая компетентность». В.Д. Менделевич под антиципационной состоятельностью (прогностической компетентностью) понимает способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них с временно-пространственным упреждением (опережением, сделано заблаговременно) [2]. На основании результатов многих исследований можно утверждать, что антиципационная состоятельность (прогностическая компетентность), являясь свойством личности, есть еще и необходимое звено регуляции деятельности, поведения, эмоций и от уровня развития антиципационных способностей зависит адаптация человека к среде. Работы, посвященные антиципационной концепции неврозогенеза, выявили ряд интересных закономерностей снижения антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) при различных психических заболеваниях [8, 9].  Но обращает  на  себя внимание тот факт,  что в современной психологической науке недостаточно исследований, посвященных особенностям прогнозирования в системе свойств здоровой личности ‒ зависимости прогностической компетенции от тех или иных характеристик и индивидуально-психологических особенностей человека.

Суть противоречия, лежащего в основе проблемы настоящего исследования, состоит в том, что в психологических исследованиях недостаточно раскрыты взаимосвязи антиципационной состоятельности личности и способности самоуправления, а также влияние самооценки на проявление этих способностей. Изучению данных аспектов проблемы и посвящено настоящее исследование.

Мы провели масштабное исследование. По итогам исследования и обработки данных были получены следующие результаты, достигшие уровня значимости:

В группе  с высоким показателем О.А.С. достоверно выше шкалы: 1) анализ противоречий (4,1); 2) прогнозирование (4,8); 3) целеполагание (4,6);  4) планирование (4,7);  5) критерий оценки качества (4,5);  6)

принятие решения (4,8); 7) самоконтроля (4,3); 8) коррекций (4,7) и общий балл самоуправления (36,5). Для сравнения приведем средние значения по тем же параметрам в группе тренеров с показателем антиципационной состоятельности ниже нормы:1) – (3,1); 2) - (3,5); 3) – (3,2); 4) – (3,6); 5) – (3,2); 6) – (4,3); 7) – (3,0); 8) - (4,1);

общая способность управления самоуправления (28). Все показатели по методике самоуправления достоверно выше в группе с высоким уровнем антиципационной состоятельности. Общий уровень самоуправления достоверно выше в группе с высокой АС на уровне значимости t(0,001) = 3,7 по t- критерию Стьюдента.

Корреляционный анализ выявил, что высокий показатель общей антиципационной состоятельности напрямую связан с высоким показателем прогнозирования p(0,05)=0,21. В данном случае, чем тренер лучше строит систему тренировочного взаимодействия со своими подопечными (т.е.с игроками команды), тем оптимальнее он будет оперировать своей личной системой самоуправления – посредством целенаправленного изменения себя влиять на игроков команды, с целью улучшения результатов в ответственные моменты игры или во время тренировочного процесса.

Стоит отметить, что группа с низкой личностно-ситуативной антиципационной состоятельностью хуже осуществляет этап коррекции в самоуправлении, например, замену наименее эффективных игроков на более эффективных ( p (0,05) = 0,39).

Затем проводилось исследование уровня самооценки в группах с высокой общей антиципационной состоятельностью и высоким показателем прогнозирования и получили следующие данные по следующим показателям (средние значения): 1) общение (17,8); 2) поведение (11,3); 3) деятельность (14,7); 4) переживание (13,4); общий уровень самооценки (57,2) - что соответствует показателям выше среднего.

Сравним средние значения по этим же показателем с данными испытуемых с низкой антиципационной состоятельностью и с низким уровнем самоуправления: 1) общение (13,1); 2) поведение (15,8); 3) деятельность

(12,9); 4) переживание (12,6); общий уровень самооценки (54,4) – это показатель «средней» самооценки, приближена к уровню завышенной самооценки.

Что примечательно, группа с высокой антиципационной состоятельностью и высоким уровнем самоуправления больше стремиться к общению и взаимодействию с окружающими (об этом свидетельствуют данные по показателю «общение»), а в группе с низкой прогностической способности и способностью к самоуправлению больше доминирует показатель «поведение» - это говорит о том, что свою состоятельность представители данной группы стремятся показать в действиях, в поступках, на собственном примере (p (0,05) = 0,24).

И если смотреть на общую картину, то выясняется, что уровень самооценки никаким образом не влияет на антиципационную состоятельность и способность самоуправления. И тем самым мы доказали, что повлияв на самооценку человека, мы не сможем повлиять на эффективность его прогностических способностей и способность самоуправления. Наша гипотеза не подтвердилась.

Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что тренеры с хорошо развитым личностным качеством как прогнозирование, гораздо лучше организовывают пространство и деятельность вокруг себя. Самооценка не влияет на выраженность способности самоуправления и антиципационной состоятельности. А вот прогностическая способность и способность самоуправления взаимозависимы. Таким образом, развивая и тем самым улучшая самоуправление как процесс целенаправленного изменения деятельности как формы активности субъекта, повышается и прогностическая компетентность, а, соответственно, и эффективность тренерской деятельности.

 

Список литературы

1.      Ломов Б.Ф., Осницкий А.К. Вероятностное прогнозирование как одна из детерминант непреднамеренного запоминания // Новые исследования в психиатрии и возрастной психиатрии. М., 1972.c. 93‒104.

2.      Менделевич В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза // Психологический журнал. 1996. № 4. с. 107–114.

3.      Менделевич В.Д. Тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) – экспериментально-психологическая методика для оценки готовности к невротическим расстройствам // Социальная и клиническая психиатрия. 2003. №1. с.35‒40.

4.      Ничипоренко Н.П., Менделевич В.Д. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования // Психологический журнал. 2006. №5. с. 50‒59.

5.      Пейсахов Н.М., Шевцов М.Н. Практическая психология (научные основы). Казань, 1991. с. 18-19.

6.      Психология. Словарь. [А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский]. М.: Политиздат, 1990. 494с.

7.      Философский словарь [под ред. И.Т. Фролова]. 5-е изд. М.: Политиздат, 1987. 590 с.