Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
02 мая 2020г.

SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS AS AN INDICATOR OF THE EFFECTIVENESS OF PSYCHOLOGICAL REHABILITATION/

 /Pustovaya A.V./

  

/The psycho-defectological center «World of the family», Novosibirsk/

АННОТАЦИЯ

В статье представлен опыт практической работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС). В процессе психологической реабилитации особое внимание акцентируется на наиболее проблемной сфере детей с РАС – сфере социальной адаптации и социальных взаимодействий.

ABSTRACT

The article presents the experience of practical work with children with autism spectrum disorders (ASD). In the process of psychological rehabilitation, special attention is paid to the most problematic area of children with ASD – the sphere of social adaptation and social interactions.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, аномальное развитие, психологическая реабилитация, социальная адаптация, социальные взаимодействия.

Key words: autism spectrum disorders, abnormal development, psychological rehabilitation, social adaptation, social interactions.

Расстройства аутистического спектра представляют собой группу   комплексных нарушений развития, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий. Эти качественные отклонения являются общей характерной чертой деятельности индивида во всех ситуациях [1].

По данным Всемирной организации здравоохранения на ноябрь 2019 года, один ребенок из 160 детей страдает расстройством аутистичекого спектра (РАС) [3].

Учитывая рост диагностируемых случаев таких расстройств у детей, актуальность проблемы расстройств аутистического спектра в современном мире крайне высока.

В Психолого-дефектологическом центре «Мир семьи» проводится психологическая реабилитация детей с расстройствами аутистического спектра, одним из основных ее аспектов, с учетом специфики качественных нарушений, является социализация таких детей. К качественным нарушения социального взаимодействия, согласно Международной классификации 10-го пересмотра [1], относятся:

-           невозможность в общении использовать взгляд, мимические реакции, жесты и позу в целях взаимопонимания;

-           неспособность к формированию взаимодействия со сверстниками на почве общих интересов, деятельности, эмоций;

-           неспособность, несмотря на имеющиеся формальные предпосылки, к установлению адекватных возрасту форм общения;

-           неспособность к социальному опосредованному эмоциональному реагированию, отсутствие или двигательный тип реагирования на чувства окружающих, нарушение модуляции поведения в соответствии с социальным контекстом или нестойкая интеграция социального, эмоционального и коммуникативного поведения;

-           неспособность к спонтанному переживанию радости, интересов или деятельности окружающими.

Описание выборки исследования. Выборку данного исследования составили 6 детей с расстройства аутистического спектра: 4 мальчика и 2 девочки в возрасте от 4 до 6 лет . Дети имеют в анамнезе нозологический диагноз F84.0, поставленный врачом-психиатром.

Методы: для оценки уровня социального развития детей использовалась Методика «Социограмма» Педагогический анализ социального развития людей с множественными нарушениями форма PAC-1 [2].

Методика разработана X. С. Гюнцбургом и предполагает оценку развития навыков ребенка с множественными нарушениями в развитии. Включает в себя следующие блоки:

1.        Само обслуживание: поведение за столом (9 пунктов); двигательная способность (10 пунктов); туалет и умывание (10 пунктов); одевание / раздевание (10 пунктов);

2.        Речь и познавательные способности : речь (10 пунктов); сравнение и элементарные понятия (9 пунктов); понятие числа (11 пунктов); действия с бумагой и карандашом (10 пунктов);

3.        Социальная приспособленность: игра (10 пунктов); бытовая деятельность (10 пунктов); мелкая моторика (10 пунктов); подвижность / общая моторика (10пунктов).

Каждое совпадение с пунктом опросника оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 119.     Использование методики дает информацию о темпе развития ребенка, выявляет области наиболее активного развития, и наиболее проблемные области.

Оценка уровня социального развития детей проводилась дважды: в начале психологической реабилитации и через год реабилитационных мероприятий. График на рисунке 1 наглядно иллюстрирует наблюдаемые положительные изменений в основных сферах жизнедеятельности.



Как видно из полученных данных, до начала психологической реабилитации все сферы жизнедеятельности обследуемых детей имели весьма низкие показатели, но наиболее проблемными сферами стали «Речь и познавательные способности» и «Социальная приспособленность». Именно этим сферам в при составлении программы реабилитации уделялось наибольшее внимание.

Основные направления, которые были использованы в процессе психологической реабилитации с обследуемыми детьми:

1.        Формирование коммуникативных навыков и создание насыщенной речевой среды в ближайшем окружении ребенка;

2.        Развитие познавательной сферы;

3.        Формирование навыков поведения, адекватного ситуации, в которой находится ребенок;

4.        Формирование навыков самообслуживания и санитарно-гигиенических навыков.

После проведения реабилитационных мероприятий, все обследованные у детей сферы развития навыков получили положительный прирост, наибольший прогресс отмечается в сфере «Социальная приспособленность».

Таким образом, можно говорить о том, что при своевременном проведении психологических реабилитационных мероприятий при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, можно добиться высокого положительного результата.

 

Список литературы

 

1.        Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. – СПб, 1994.

2.        Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.

3.        Электронный ресурс // URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/autism-spectrum- disorders