Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ

Авторы:
Город:
Жиздра
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

В современном мире идет активная перестройка всех сфер жизни общества, и большой интерес представляет проблематика социальных конфликтов. Нарастание такого интереса обусловлено широким распространением конфликтов в общественной жизни. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Каждый стремится добиться поставленной цели, часто не обращая внимания на других, что порождает соперничество и напряженность между людьми. Поэтому велик интерес к проблемам возможностей и особенностей человеческой личности [2].

Человек всегда находится в обществе, его повсюду окружают другие люди – знакомые и незнакомые: в семье, в учебном заведении, на работе, в магазине и т.д. Во всех этих случаях человек взаимодействует с группой и членами этой группы, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности:  темпераментальные характеристики, коммуникативные особенности, склонность к агрессивному поведению, а также свои собственные идеи, мысли, взгляды. При общении происходит столкновение этих взглядов, мыслей. Возникают споры и конфликты. В силу своих особенностей, каждый человек ведет себя определенным образом [1].

Для исследования данной темы было выдвинуто предположение о том, что существует взаимосвязь между акцентуациями характера и стратегией поведения в конфликте. Исходя из этого, целью исследования было выявление взаимосвязи акцентуаций характера подростков и стратегии поведения в конфликте.

Выборка, на которой проводилось исследование, представляет собой учащихся 8-9 классов МБОУ «СОШ №1» и МКОУ «СОШ №2» города Жиздра в количестве 69 человек. Из них девочек – 37, мальчиков – 32.

Эмпирическое исследование проводилось при помощи следующих методик: 1) Тест-опросник Смишека; 2) Опросник Томаса.

Анализируя результаты по опроснику Томаса, целью которой является определение стиля поведения,

изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению, можно сделать вывод о том, что подростки очень конфликтны и поэтому большинство выбирают такую стратегию поведения в конфликте как соперничество. По методике Томаса были получены следующие результаты: такую  стратегию поведения в конфликте как соперничество выбирают 34% испытуемых, сотрудничество выбирают 12% обследованных. 21% испытуемых выбирают компромисс, 10% - избегание, а приспособление выбирают 23% обследованных подростков.

Больше всего мальчиков – 33% выбирают такую стратегию поведения в конфликте как соперничество, что характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. Похожий результат и в группе девочек – 33% выбирают соперничество, чуть меньше –  приспособление.  Это говорит о том, что  действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Девочки стараются поддерживать благоприятную атмосферу в классе и для этого готовы пожертвовать своими интересами.

По методике Смишека были получены следующие результаты: у 26% испытуемых – экзальтированная акцентуация, у 23% испытуемых выявлена гипертимическая акцентуация характера. У 12% испытуемых – возбудимая акцентуация. Циклотимная и демонстративная акцентуации у 7% обследованных подростков. Педантичная, эмотивная и тревожная акцентуации выявлена у 4% испытуемых. Дистимическая акцентуация у 2% обследованных. Невыраженная акцентуация у 9% испытуемых.

Больше всего подростков (и девочек и мальчиков) с экзальтированной акцентуацией. Это люди возбужденные, восторженные, болезненно оживленные. Отличаются высокой контактностью. Словоохотливы, привязаны и внимательны к друзьям и близким.

Проанализировав результаты двух методик, мы получили соотношение акцентуаций характера и стратегий поведения в конфликте в группе испытуемых.

Таблица 1

Процентное соотношение акцентуаций характера и стратегий поведения в конфликте в группе испытуемых

 

Акцентуации характера

Стратегии поведения

 

ГТ

 

ЭЗ

 

ПД

 

ДТ

 

ЦТ

 

ВБ

 

ДМ

 

ЭМ

 

ТР

 

ЗТ

 

НВ

Соперничество

30

39

38

20

38

46

9

30

25

33

31

Сотрудничество

14

14

12

0

8

17

0

0

0

0

15

Компромисс

28

20

0

20

8

21

27

20

34

0

15

Избегание

12

4

12

40

15

0

18

30

25

33

8

Приспособление

16

23

38

20

31

17

46

20

16

33

31

*ГТ – гипертимическая ДМ – демонстративная

ЭЗ – экзальтированная                                     ЭМ – эмотивная

ПД – педантичная                                              ТР – тревожная

ДТ – дистимическая                                           ЗТ – застревающая

ЦТ – циклотимная                                               НВ – невыраженная ВБ - возбудимая

 

Подростки с определенным типом акцентуаций характера выбирают определенную стратегию поведения в конфликте. Соперничество выбирают подростки с гипертимической, экзальтированной, возбудимой акцентуациями характера. Компромисс выбирают подростки с тревожной акцентуацией и с демонстративной. Испытуемые с дистимической, застревающей и эмотивной акцентуациями выбирают избегание. Приспособление чаще всего выбирают подростки с педантичной, циклотимной, демонстративной, застревающей и невыраженной акцентуациями характера. Сотрудничество выбирают очень редко и в основном это люди с невыраженной акцентуацией.

После проведения статистической обработки данных с помощью программы Statistika 6.0. (коэффициент корреляции Спирмена, p<0,05) мы получили следующее: в группе девочек значимых связей между акцентуациями характера и стратегиями поведения выявлено не было; в группе мальчиков – пять значимых взаимосвязей между акцентуациями характера и стратегиями поведения в конфликте: 1) экзальтированность и соперничество; 2) гипертимность и компромисс; 3) тревожность и компромисс; 4) дистимность и приспособление; 5) демонстративность и приспособление. В общей группе испытуемых выявляются две значимых взаимосвязи между стратегией поведения в конфликте и акцентуациями характера: 1) тревожность и компромисс; 2) демонстративность и приспособление. По результатам статистического анализа методом корреляции Спирмена, коэффициент значимости р<0,05 можно сделать вывод, что подростки с тревожной акцентуацией характера выбирают такую стратегию поведения в конфликте как компромисс, а подростки с демонстративной акцентуацией выбирают приспособление.

Итак, гипотеза исследования, выдвинутая на предположении о связи между акцентуациями характера и стратегией поведения в конфликте, подтвердилась. То есть, существует взаимосвязь между акцентуацией характера и стратегией поведения в конфликте. Подростки с определенным типом акцентуаций характера выбирают определенную стратегию поведения в конфликте.

Результаты работы могут быть применены в повседневном общении, так как каждый человек сталкивается с конфликтными ситуациями. Наблюдая за поведением другого человека, зная его акцентуацию характера, можно предположить, как он будет вести себя в конфликтной ситуации и выбирать подходящие стратегии поведения. Также это актуально в организациях, в социально-педагогическом процессе, в семейной жизни, то есть, в любой ситуации, где происходит взаимодействие личности и группы.

 

Список литературы

1.      Батаршев А.В. Темперамент и характер. – М.: изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 336 с.

2.      Гончаров М. Основные стратегии поведения в конфликте. – М., 2006.

3.      Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев., 1991.

4.      Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. – М., 2001.