07 апреля 2015г.
В современном мире идет активная перестройка всех сфер жизни общества, и большой интерес представляет проблематика социальных конфликтов. Нарастание такого интереса обусловлено широким распространением конфликтов в общественной жизни. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Каждый стремится добиться поставленной цели, часто не обращая внимания на других, что порождает соперничество и напряженность между людьми. Поэтому велик интерес к проблемам возможностей и особенностей человеческой личности [2].
Человек всегда находится в обществе, его повсюду окружают другие люди – знакомые и незнакомые: в семье, в учебном заведении, на работе, в магазине и т.д. Во всех этих случаях человек взаимодействует с группой и членами этой группы, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности: темпераментальные характеристики, коммуникативные особенности, склонность к агрессивному поведению, а также свои собственные идеи, мысли, взгляды. При общении происходит столкновение этих взглядов, мыслей. Возникают споры и конфликты. В силу своих особенностей, каждый человек ведет себя определенным образом [1].
Для исследования данной темы было выдвинуто предположение о том, что существует взаимосвязь между акцентуациями характера и стратегией поведения в конфликте. Исходя из этого, целью исследования было выявление взаимосвязи акцентуаций характера подростков и стратегии поведения в конфликте.
Выборка, на которой проводилось исследование, представляет собой учащихся 8-9 классов МБОУ «СОШ №1» и МКОУ «СОШ №2» города Жиздра в количестве 69 человек. Из них девочек – 37, мальчиков – 32.
Эмпирическое исследование проводилось при помощи следующих методик: 1) Тест-опросник Смишека; 2) Опросник Томаса.
Анализируя результаты по опроснику Томаса, целью которой является определение стиля поведения,
изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению, можно сделать вывод о том, что подростки очень конфликтны и поэтому большинство выбирают такую стратегию поведения в конфликте как соперничество. По методике Томаса были получены следующие результаты: такую стратегию поведения в конфликте как соперничество выбирают 34% испытуемых, сотрудничество выбирают 12% обследованных. 21% испытуемых выбирают компромисс, 10% - избегание, а приспособление выбирают 23% обследованных подростков.
Больше всего мальчиков – 33% выбирают такую стратегию поведения в конфликте как соперничество, что характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. Похожий результат и в группе девочек – 33% выбирают соперничество, чуть меньше – приспособление. Это говорит о том, что действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Девочки стараются поддерживать благоприятную атмосферу в классе и для этого готовы пожертвовать своими интересами.
По методике Смишека были получены следующие результаты: у 26% испытуемых – экзальтированная акцентуация, у 23% испытуемых выявлена гипертимическая акцентуация характера. У 12% испытуемых – возбудимая акцентуация. Циклотимная и демонстративная акцентуации у 7% обследованных подростков. Педантичная, эмотивная и тревожная акцентуации выявлена у 4% испытуемых. Дистимическая акцентуация у 2% обследованных. Невыраженная акцентуация у 9% испытуемых.
Больше всего подростков (и девочек и мальчиков) с экзальтированной акцентуацией. Это люди возбужденные, восторженные, болезненно оживленные. Отличаются высокой контактностью. Словоохотливы, привязаны и внимательны к друзьям и близким.
Проанализировав результаты двух методик, мы получили соотношение акцентуаций характера и стратегий поведения в конфликте в группе испытуемых.
Таблица 1
Процентное соотношение акцентуаций характера и стратегий поведения в конфликте в группе испытуемых
Акцентуации характера
Стратегии поведения
|
ГТ
|
ЭЗ
|
ПД
|
ДТ
|
ЦТ
|
ВБ
|
ДМ
|
ЭМ
|
ТР
|
ЗТ
|
НВ
|
Соперничество
|
30
|
39
|
38
|
20
|
38
|
46
|
9
|
30
|
25
|
33
|
31
|
Сотрудничество
|
14
|
14
|
12
|
0
|
8
|
17
|
0
|
0
|
0
|
0
|
15
|
Компромисс
|
28
|
20
|
0
|
20
|
8
|
21
|
27
|
20
|
34
|
0
|
15
|
Избегание
|
12
|
4
|
12
|
40
|
15
|
0
|
18
|
30
|
25
|
33
|
8
|
Приспособление
|
16
|
23
|
38
|
20
|
31
|
17
|
46
|
20
|
16
|
33
|
31
|
*ГТ – гипертимическая ДМ – демонстративная
ЭЗ – экзальтированная ЭМ – эмотивная
ПД – педантичная ТР – тревожная
ДТ – дистимическая ЗТ – застревающая
ЦТ – циклотимная НВ – невыраженная ВБ - возбудимая
Подростки с определенным типом акцентуаций характера выбирают определенную стратегию поведения в конфликте. Соперничество выбирают подростки с гипертимической, экзальтированной, возбудимой акцентуациями характера. Компромисс выбирают подростки с тревожной акцентуацией и с демонстративной. Испытуемые с дистимической, застревающей и эмотивной акцентуациями выбирают избегание. Приспособление чаще всего выбирают подростки с педантичной, циклотимной, демонстративной, застревающей и невыраженной акцентуациями характера. Сотрудничество выбирают очень редко и в основном это люди с невыраженной акцентуацией.
После проведения статистической обработки данных с помощью программы Statistika 6.0. (коэффициент корреляции Спирмена, p<0,05) мы получили следующее: в группе девочек значимых связей между акцентуациями характера и стратегиями поведения выявлено не было; в группе мальчиков – пять значимых взаимосвязей между акцентуациями характера и стратегиями поведения в конфликте: 1) экзальтированность и соперничество; 2) гипертимность и компромисс; 3) тревожность и компромисс; 4) дистимность и приспособление; 5) демонстративность и приспособление. В общей группе испытуемых выявляются две значимых взаимосвязи между стратегией поведения в конфликте и акцентуациями характера: 1) тревожность и компромисс; 2) демонстративность и приспособление. По результатам статистического анализа методом корреляции Спирмена, коэффициент значимости р<0,05 можно сделать вывод, что подростки с тревожной акцентуацией характера выбирают такую стратегию поведения в конфликте как компромисс, а подростки с демонстративной акцентуацией выбирают приспособление.
Итак, гипотеза исследования, выдвинутая на предположении о связи между акцентуациями характера и стратегией поведения в конфликте, подтвердилась. То есть, существует взаимосвязь между акцентуацией характера и стратегией поведения в конфликте. Подростки с определенным типом акцентуаций характера выбирают определенную стратегию поведения в конфликте.
Результаты работы могут быть применены в повседневном общении, так как каждый человек сталкивается с конфликтными ситуациями. Наблюдая за поведением другого человека, зная его акцентуацию характера, можно предположить, как он будет вести себя в конфликтной ситуации и выбирать подходящие стратегии поведения. Также это актуально в организациях, в социально-педагогическом процессе, в семейной жизни, то есть, в любой ситуации, где происходит взаимодействие личности и группы.
Список литературы
1. Батаршев А.В. Темперамент и характер. – М.: изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 336 с.
2. Гончаров М. Основные стратегии поведения в конфликте. – М., 2006.
3. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев., 1991.
4. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. – М., 2001.