07 апреля 2015г.
В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный, многоуровневый регулятор (инициируемых потребностей, влечений, стремлений до волевых усилий достижения цели) поведения и разнообразной деятельности человека [7]. Психологические исследования А.Н.Леонтьева, Б.Г. Ананьева, В.Г. Леонтьева, Н.С. Пряжникова, А.В. Баташева представляют многообразие теоретических и экспериментальных подходов в изучении мотивации, поражающиеся: во- первых, различными философскими ориентациями современных психологических школ, во – вторых, противоречивостью, многоаспектностью проблемы мотивации [1,2,3,4,7,9]. Психологическая литература располагает фактами существенного влияния мотивации (совокупных стимулов побуждающих и направляющих поведение) на успешность понимания и выполнения конкретной деятельности. С внедрением ФГОС возрастает внимание к проблеме личной обусловленности успешности погружения, освоения и выполнения конкретной деятельности студентами. При этом существует дефицит исследований, связанных с изучением мотивов и их влияния на проявление эмоциональной тревожности как психического состояния. Психическое состояние, как субъективное отражение личностью ситуации, связанное с волевой, эмоциональной тревожностью, интеллектуальной сферами, является малоизученной областью.
Целью исследования являлось изучение влияния эмоциональной тревожности на степень выраженности познавательно-профессиональной и эмоциональной мотивации, социальной позиции студента.
Предметом исследования является процесс мотивации учебной деятельности студентов и эмоциональная среда обучения первокурсников учебной группы, обучающейся по профессии «Повар, кондитер».
Изучение структуры содержательной и социальной мотивации и состояния эмоциональной тревожности, в процессе обучения студентов первого курса позволит определить, влияние состояния уровней эмоциональной тревожности на степень выраженности разных групп мотивов у студентов первокурсников, обучающихся профессии «Повар, кондитер» БУ «Нижневартовский политехнический колледж».
Исследование проводилось в группе первокурсников, обучающейся по профессии «Повар, кондитер» в составе 27 студентов за два периода их обучения в колледже: с 1 сентября по 15 ноября 2014 года и с 16 ноября 2014 года по 1 марта 2015 года. В оба периода реализовывался комплекс мероприятий на создание комфортности среды обучения и вовлечение первокурсников в жизнь студенческого сообщества колледжа. Это тематические классные часы, психологические занятия с тренинговыми упражнениями, психологические беседы о личностном развитии и участие студентов в спортивно-художественной, внеурочной деятельности в колледже.
Результаты исследования уровня эмоциональной тревожности студентов по методике Кондаша «Учебная тревожность» по трем шкалам: «Учебная тревожность», «Самооценочная тревожность», «Межличностная тревожность» представлены ниже.
Таблица 1 Общие средние показатели уровня эмоциональной тревожности студентов первого курса группы, обучающейся по профессии «Повар, кондитер» в 2014-2015 году (показатели представлены в баллах).
Уровни эмоциональной тревожности по шкалам
|
Группа
|
Учебная
|
Самооценночная
|
Межличностная
|
Общая
|
1 срез-15.11.14г.
|
25
|
22
|
19
|
66
|
2 срез-1.03.15г.
|
19
|
18
|
20
|
57
|
Анализ исследования по методике Кондаша уровней первого (за период с 1сетября до 15 ноября 2014года) и второго среза (с 16 ноября 2014 года по 1 марта 2015г.) эмоциональной тревожности студентов первого курса группы, обучающейся по профессии «Повар, кондитер» позволили сделать следующие выводы по общим, средним, показателям по трем тестовым шкалам.
«Учебная» тревожность» - качественно изменилась на 6 баллов с 25б. (повышенного уровня)в первый срез снизилась до 19 баллов во втором срезе(показатель нормы), значит, повышенная травмирующая психику студентов тревожность в исследуемой группе снизилась до нормального ответственного и поддерживающего мотивационное поле первокурсников уровня.
По шкале «Самооценочная тревожность» – качественно изменилась на 4 балла с 22б. (верхней границы нормы)в первый срез снизилась до 18 баллов во втором срезе(показатель нормы), в коллективе студенты больше доверяют друг другу и приняли новые социальные роли (определились со своим социальным статусом), что способствует повышению мотивов к освоению профессии.
По шкале «Межличностная тревожность», включающей эмпатичность внутрисемейных отношений и общения с близкими родственниками и друзьями – показатель изменился на 1балл с 19б.( граница нормы)в первый срез до 20 баллов во втором срезе(показатель нормы), что подчеркивает уровень стабильного эмоционального фона в общении с близкими, которые создают прочный фундамент для студентов и мотивируют на успешность в развитии общей мотивации в обучении профессии, что очень важно для первокурсников.
Общий средний показатель уровня эмоциональной тревожности студентов первого курса группы, обучающейся по профессии «Повар, кондитер» снизился с 66 баллов(верхней границы нормы) до более комфортного уровня 57 баллов( граница средних значений уровня нормальной тревожности), что показывает повышение комфортности процесса обучения и следовательно качественно отразится на выраженности мотивов поддерживающих активность студентов в обучении профессии.
График 1 Общие средние показатели уровня эмоциональной тревожности двух срезов студентов первого курса группы, обучающейся по профессии «Повар, кондитер» в 2014-2015 году (показатели представлены в баллах).
Результаты исследования мотивации
студентов первого
курса проходили
по методике
Г.
Карповой
«Учебная
мотивация» в направлении развития двух групп
мотивов: «Содержательной», «Социальной» направленности», представлены ниже в Табл.2.
Таблица 2 Общие средние показатели выраженности мотивов студентов первого курса группы, обучающейся по профессии «Повар, кондитер» (данные представлены
в процентах, где 99% соответствует «отлично», 88%
- «хорошо», 77%- «хорошо с минусом», 66%- «удовлетворительно»).
Группа
|
Содержательных мотивов
|
Социальных мотивов
|
Сред. пок.
|
Пока- затели
|
Позн
|
Сам
|
Дост
|
Проф
|
Содер
|
Эмоц
|
Ком
|
Одоб
|
Позиц
|
Социа
|
Общ
|
1й срез
|
75
|
67
|
69
|
78
|
72
|
57
|
67
|
71
|
75
|
68
|
70
|
2й срез
|
79
|
77
|
83
|
85
|
81
|
75
|
78
|
79
|
81
|
78
|
79
|
Анализ структуры и качественных характеристик мотивационного поля студентов группы, обучающихся по профессии «Повар, кондитер» в сравнении первого (15 ноября 2014года) и второго срезов (16 марта 2015года).
В группе «Содержательных мотивов»- качественный рост составил -9% (с 72% в первом срезе мотивы качественно возросли до 81% во втором срезе). Здесь:
*познавательная мотивация качественно изменилась на 4% (с 75% -до 79%);
*мотивация саморазвития значительно возросла на 10% (с 67% - до 77%);
*мотивация достижения успеха выросла на 14% (с 69% - до 85%), студенты поверили в свой потенциал;
*профессиональная мотивация качественно изменилась на 7% (с 78% - до 85%), повысился интерес к изучению профессии.
В группе
«Социальных мотивов»
–
как мотивов,
исходящих, от социума
влияющих на
личностное развитие студентов учебной группы - рост качества на 9%(с 68% в первом до 78% во втором срезах). Здесь:
* в эмоциональной мотивации произошел скачек на 18% (с 57% - до 75%);
*коммуникативная мотивация качественно изменилась на 11% (с 67% - до 78%), уровень общения в группе также повысился;
* мотивация позиция студента колледжа качественно изменилась
на 6% (с 75% - до 81%);
*значимость мотивации одобрения и порицания возросла на 8% (с 71%
- до 79%).
Общая мотивация – возросла на 9% с 70% в первом срезе и составила 79% на 16 марта 2015 года.
В мотивационном поле студентов первого курса группы, обучающихся по профессии «Повар, кондитер доминирующим мотивом является – профессиональный мотив -85%, а также:
2)
мотив достижения успеха -83%;
3)
мотив позиция студента колледжа -81%;
4) мотивы: познавательный, поощрения и наказания - 79%.
В мотивационном поле студентов группа
мотивов содержательной направленности возросла на 9% во втором срезе (с 72% рост качества - до 81%).
Группа мотивов социальной направленности - также возросла на 10% во втором срезе (с 68% в первом срезе качественно возросли до 78% во втором срезе).
Если проанализировать качественные изменения в группе мотивов содержательной направленности и группе мотивов
социальной направленности, то прослеживается тенденция в приоритетах студентов (качественное различие составляет 4-3%) к группе содержательной мотивации.
Доминантами группы мотивов содержательной направленности являются: профессиональный мотив -85%, мотив достижения успеха -83% и познавательный мотив -79%.
Доминантами группы мотивов социальной мотивации являются два мотива: позиция студента колледжа - 81% и поощрения и наказания -79%.
График 2 Общие средние показатели выраженности мотивов студентов первого курса группы, обучающейся по профессии «Повар, кондитер» (данные представлены в процентах).
Психологическое изучение мотивации и мотивов, присущих данному возрасту показало, что мотивационная сфера личности при снижении уровня эмоциональной тревожности до нормы и сопровождающих занятий со студентами позволяет качественно повлиять на группу мотивов
выступающих в качестве личностнообразующей системы и связанных с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе профессионального образования.
Результаты двух исследований студентов первого курса группы, обучающейся по профессии «Повар, кондитер», позволяют выявить следующие взаимосвязи:
В мотивационном поле студентов мотивы группы содержательной направленности возросли на 9% во втором срезе (с 72% качественно возросли до 81%).
Мотивы группы социальной направленности - также возросли на 10% во втором срезе (с 68% качественно изменились до 78%).
Снижение повышенного уровня по шкале эмоциональной «Учебной тревожности» (с 25б. – до 19б.) до нормы повлияло на качественный рост на 18% эмоциональной мотивации (с 57% в первый срез - до 75% во второй срез), а следовательно, познавательной (на 4%) и профессиональной (на 7%) мотивации.
Снижение показателя по шкале уровня эмоциональной «Самооценочной тревожности» на 4 балла (с 22 баллов в первый срез – до 18 баллов во второй срез) повлияло на повышение качества коммуникативной мотивации у студентов на 11% в ее развитии.
Стабильные показатели по шкале эмоциональной «Межличностной тревожности» (от 19 баллов в первом срезе до 20 баллов во втором срезе) подтверждают одобряемый
родственниками и близким окружением студентов
профессиональный выбор студентов и поддерживают влияние на качественный рост значимости мотивации: одобрения и порицания на 8% и на позиции студента колледжа - 6%.
Снижение общих средних показателей эмоциональной тревожности на 7 баллов(с 66б. до 57б). в целом повлияли на рост показателя групп содержательной и социальной мотивации в среднем на 10%.
Студенты первого курса данной группы, обучающиеся по профессии «Повар, кондитер» получили рекомендации о влиянии результатов индивидуального развития эмоциональной тревожности на особенности выраженности доминирующих мотивов в мотивационном поле, для целей качественного планирования учебно- профессиональной деятельности и реализации личностной внеучебной занятости.
Исследование двух периодов состояния эмоциональной тревожности и структуры содержательной и социальной мотивации в процессе обучения студентов учебной группы первого курса, профессии «Повар, кондитер» подводит к выводу о качественном слиянии снижения уровня эмоциональной тревожности на повышение качества выраженности мотивов познавательно-профессиональной и эмоциональной мотивации, социальной позиции студента.
Список литературы
1. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии
личности. –
М.,
2001 – С. 122.
2. Агеев В.В.
Учебная
деятельность
как способ
профессиональной адаптации
студентов [Электронный ресурс] / В.В.Агеев, А.К. Файзуллина.- http://www.ageyev.kz/articles/artrus/08.htm
3. Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. – Новгород, 2003.
4. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков /
Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежной. – М.: Владос-пресс, 2001.
5.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на Дону, 2006.
6.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: ВЛАДОС, 2007 – 304 с.
7. Леонтьев Г.В. Мотивация и психологические механизмы нн формирования Новосибирск ., 2002. – 262с.
8. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов ВУЗов. – М.: Академия, 1997. – 432 с.
9.
Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. М., 2008.-367с.