Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРИЗМЕ ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Авторы:
Город:
Симферополь
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

Базовым понятием, на основе которого очерчивается категориальное поле терминов, относящихся к феноменологии проявления субъектности, выступает категория субъекта психической активности, где быть субъектом - значит быть причиной себя – самопричинностью.

Основываясь на этом, следует акцентировать внимание, что в данном случае речь идет не о буквальном «бытии причиной себя», а о восприятии себя субъектом в этом качестве. Этот момент является одной из точек тотального расхождения психологии сознания и деятельности и психологии бессознательного, которая, претендует на методологический статус в нахождении «основ» существования субъекта.

Конституирование субъекта психической активности и формирование субъектности как продукта его самоконституирования невозможно без участия в этом процессе механизмов бессознательного. Сфера действия бессознательных механизмов, опосредующих процесс самоконституирования субъекта, является не только бессознательная психика и берущая в ней начало мотивация и акмеология поступка, но и сфера языка и речи.

Отечественными исследователями данного феномена было установлено, что субъектность - это иерархически структурированная характеристика психической активности человека, где личностный смысл взаимосвязан с общепринятым-культурным смыслом и является высшей формой ее проявления. В процессе самоконституирования субъект, используя культурные эталоны, развивает методы преобразования реальности в реализации собственной субъектной активности. Здесь смысл жизни возникает как переживание собственной субъектности, как ощущение своей причастности к общекультурным ценностям для эффективности самовыражения и качества взаимодействия с жизнью [1, с.16].

Конкретные и частные элементы этого целостного явления изучались как закономерности развития потенциальности быть субъектом А.В. Захаровой, Д.И. Фельдштейном и Г.А Цукерманом, как компоненты опыта субъекта А.К. Осницким, и как целостный феномен субъектности В.А Петровским, а соответствующие психологические механизмы, детерминирующие ее структуру, были эксплицированы работами В.А. Татенко.

Вышеобозначенные исследования позволили придать приоритетный статус субъектному подходу к исследованию проявлений психической реальности личности [2], особенно в аспектах онтологии и морфологии ее субъектности. Сопоставив и объединив эксплицированные аспекты этого феномена, мы приходим к заключению, что субъектность - это психологическая структура когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей субъекта, создаваемая им результате самоконституирования с опорой на культурные нормативы и ценности, сопровождающиеся обретением уникального смысла жизни, детерминирующего индивидуальный стиль жизненного пути личности. Вышеописанные закономерности составляют ядро субъектности и детально описаны в исследованиях их механизмов и функций в онтогенезе личностного развития.

Психотерапевтическая практика показывает, что структура и функции субъектности не могут быть выявлены и описаны без исследования этих феноменов в призме психодинамической теории бессознательного, и что наряду с сознательными аспектами их действия необходимо изучить бессознательные механизмы, детерминирующие развитие и существование структур, находящихся в основе субъектности личности.

Субстанциальные интуиции, составляющие ядро субъектности, выделенные В.А. Татенко [3], находятся в потенциале своего развития при любом акте субъектной активности, открывающиеся нам в психотерапевтическом процессе. Начальная точка их актуализации – это наличие нужды или потребности, детерминирующая проявление активности субъектом в объективной реальности для ее удовлетворения, а затем оценку степени этого удовлетворения.

Актуализация и реализация интуиций субъектного ядра наиболее ярко заметна в связи с изменениями в субъекте, происходящими в процессе психотерапевтического воздействия, направленного на  выяснение потребности или желания, удовлетворение которого оказалось фрустрированным.

Наша практика показывает, что экзистенциальная интуиция проявляется в форме ведущего аффективного состояния, к причинам которого у субъекта нет доступа вследствие подавления актуализации данной интуиции общественными предписаниями. Помогая развитию данной интуиции, терапевт способствует переходу субъекта от переживания своей сущности как чего-то "чужого", эго-дистонного, что может проявляться в крайних случаях как состояние деперсонализации, к переживанию эго-синтонности своих психических состояний.

Интенциальная интуиция субъектного ядра выражается феноменами желания, направляющего активность субъекта. Проблемы, связанные с подавлением развития и реализации данной интуиции, связаны либо с вытеснением истинного  желания или намерения субъекта, либо с его  подменой, в результате чего субъект удовлетворяет не свое истинное стремление, а то, что предписывается нормами и правилами - чего нужно желать и к чему должно стремиться. Вскрытие истинных причин, направляющих активность субъекта, является отправным моментом актуализации данной интуиции.

Потенциальная интуиция, определяя степень активности, проявляемой субъектом при взаимодействии с окружающим миром, в подавленном состоянии формирует у него переживание беспомощности и стремление отгородиться от мира, в крайних случаях проявляясь как аутистический уход от реальности и, являясь частью процесса тестирования реальности, в подавленном состоянии выступает в качестве мотивации избегания неудач, а развитие терапевтом данной интуиции должно выражаться в формировании у субъекта мотивации достижения.

Виртуальная интуиция субъектного ядра ответственна за оценку вероятности реализации удовлетворения желания (потребности) субъекта. При подавленном состоянии оценка будет неадекватной, что выступает как психологическая проблема, связанная либо с отсутствием контроля за происходящими с человеком событиями, либо с ситуацией гипер-контроля, заставляющего его испытывать неадекватное переживание вины и ответственности за случайные события. Способствование развитию виртуальной интуиции психологом необходимым образом приводит к восстановлению адекватной оценки окружающей реальности в целом и субъекта самим себя в частности.

Актуальная интуиция субъектного ядра активизирует субъекта в направлении актуализации его внутреннего потенциала. Как правило, актуализация и становление индивидуальности необходимым образом наталкиваются на противодействие общественных  норм и правил, которые делают их не всегда социально желаемыми. В случае ее подавления субъект либо жертвует своей индивидуальностью и частью психологического благополучия с целью быть социально одобряемым, либо демонстрирует социопатические черты. В норме должен происходить компромисс между социальными предписаниями и реализацией глубинных неосознаваемых желаний субъекта.

Рефлексивная интуиция субъектного ядра чаще всего ответственна за переживание  психологического благополучия субъектом при принятии им своих позитивных и негативных черт. Ее нарушение выражается в неадекватности самооценки субъекта, связанной с отсутствием "хорошего внутреннего объекта", что вынуждает субъекта использовать окружающих в качестве нарциссического расширения собственного Я. Таким образом, развитие рефлексивной интуиции тесным образом связано с самопринятием при осознании собственных негативных качеств.

Рассмотрение экспириентальной интуиции субъектного ядра позволяет говорить о том, что она фиксирует приобретенный субъектом опыт взаимодействия с окружающей реальностью. Травматические аспекты этого опыта при подавлении интуиции, как правило, репрессируются, и субъект утрачивает его целостность, что не позволяет сделать конструктивные выводы для избегания повторения травмы. Как правило, любая психологическая проблема имеет подобие миметической копии начальной травматической ситуации, лежащей в ее основе. Развитие экспириентальной интуиции выглядит как восстановление целостности опыта субъекта, что обусловливает его дальнейшее самосовершенствование.

Выявленные закономерности позволяют более прицельно и эффективно оказывать консультативную психологическую помощь и проводить психотерапевтические мероприятия, направленные на стимулирование развития субъектности человека и тем самым, повышения психологического благополучия общества.

 

Список литературы

1.      Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.

2.      Волкова, Е.Н. Субъектность: философско-психологический анализ / Е. Н. Волкова. – Н.Новгород: НГЦ, 1997. - 55с.

3.      Татенко, В.А. Психология в субъектном измерении: Монография / В.А. Татенко. — К.: ВЦ «Просвита», 1996. — 404 с.