Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ И СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
09 февраля 2016г.

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие мыслительной деятельности в подростковом возрасте очень значимо и бурно протекает. Преобладает разнообразие стилей мышления, которые влияют не только на самовыражение личности подростка, но и на его взаимодействие с окружающим миром.

Исследования мышления в работах Л.С. Выготского [2], П.Я. Гальперина [4], С.Л. Рубинштейна [7], Л.А. Тихомирова [8] и др. свидетельствуют о его многоаспектности и значимости для самореализации человека, организации его деятельности и общения.

В рамках возрастной психологии (Б.С. Волков [3], Т.В. Драгунова [5], А.З. Зак [6]) мышление претерпевает несколько стадий развития. Так, в подростковом возрасте оно характеризуется завершением развития его операциональной стороны. Проявляется способность мыслить дедуктивно, понятийно, формируется система логических высказываний. Подросток с равным успехом оперирует как объектами, так и понятиями. Одновременно у него формируется способность к комбинаторным операциям, широкому варьированию пропорциями, последовательностью и отвлеченными высказываниями, что указывает на сформированность логического (понятийного) и абстрактного мышления.

Изменение характера, значимости учебной деятельности, круга общения требуют от подростка более высокого уровня организации умственной деятельности. Он становится способным к сложному аналитико- синтетическому восприятию предметов, явлений и системы отношений окружающей действительности. Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний развивают у подростков способность самостоятельно и творчески мыслить, сравнивать и делать глубокие по содержанию выводы и обобщения. Под влиянием обучения и общения мышление подростка постепенно обретает характер организованного, регулируемого и управляемого процесса, гармонизируя когнитивное здоровье [9].

Под стилем мышления понимается система интеллектуальных стратегий, приемов и операций, которые человек использует в интеллектуальной деятельности. Стиль мышления отражается на постановке проблем (их глубине, широте), способах их решения, на поведении человека, его деятельности. Такие авторы, как А. Алексеева и Л. Громова [1] выделяют и характеризуют стили мышления следующим образом.

Синтетический стиль мышления проявляется в том, что человек может создавать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты. Синтезаторы стремятся создать по возможности более широкую, обобщенную концепцию, позволяющую объединить разные подходы, «снять» противоречия, примирить противоположные позиции. Это теоретизированный стиль мышления, такие люди любят формулировать теории и свои выводы строят на их основе. Они склонны видеть мир постоянно меняющимся и любят перемены, часто ради самих перемен.

Идеалистический стиль мышления проявляется у человека в склонности к интуитивным оценкам без осуществления детального анализа проблем. Особенность Идеалистов – повышенный интерес к целям, потребностям, человеческим ценностям, нравственным проблемам. Они учитывают в своих решениях субъективные и объективные факторы, стремятся сглаживать противоречия, легко принимают точку зрения другого человека, успешно решают такие проблемы, где важными факторами являются эмоции, чувства, оценки и прочие субъективные моменты.

Прагматический стиль мышления проявляется у людей, которые опираются на непосредственный личный опыт, на использование тех материалов и информации, которые легко доступны для понимания. Они стремятся как можно быстрее получить конкретный результат. Поведение Прагматиков может казаться поверхностным, беспорядочным, но они хорошо чувствуют конъюнктуру, спрос и предложение, успешно определяют тактику поведения, используя в свою пользу сложившиеся обстоятельства, проявляя гибкость и адаптивность.

Аналитический стиль мышления ориентирован на систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями. Такие люди склонны к логической, методичной, тщательной проработке решения проблем. Прежде чем принять решение, аналитики разрабатывают подробный план и стараются собрать как можно больше информации, объективных фактов, используя и теоретические положения. Они воспринимают мир логичным, рациональным, упорядоченным и предсказуемым, поэтому склонны искать формулу, метод или систему, способную дать решение или рациональное объяснение.

Реалистический стиль мышления характерен человеку, который ориентирован только на признание фактов, и «реальным» является для него то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать. Реалистическое мышление также характеризует личность конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях  достижения определенного результата. Проблема для Реалистов возникает всякий раз, когда они видят, что нечто является неправильным, и хотят это нечто исправить.

В нашем эмпирическом исследовании сделана попытка определить уровни развития стилей мышления у младших и старших подростков. Оно проводилось на базе одной из общеобразовательных организаций г. о. Саранск. В опросе приняли участие 20 учащихся 12-13 лет и 20 человек – 14-15 лет.

Для изучения стилей мышления у младших и старших подростков был использован тест «Индивидуальные стили мышления» (А. Алексеева, Л. Громова), с помощью которого установили индивидуальные особенности мышления.

Процентное распределение подростков по стилям мышления представлено в таблице 1. По ней видно, что синтетический стиль мышления характерен для 30 % младших подростков. Среди старших подростков таких испытуемых 15 %. Это можно объяснить тем, что школьники 12-13 лет часто объясняют какие-либо события и явления окружающей действительности с помощью творческого мышления. Им нравится быть исследователями, видеть перемены и их создавать.

Различия в проявлениях стилей мышления обнаружены и в реалистическом стиле, где преобладает процентный показатель у старших подростков (30%) по сравнению с младшими подростками (15%). В данном случае, школьники 14-15 лет приобретают большой опыт взаимодействия и общения со взрослыми и в различным жизненных ситуациях, что позволяет им более объективно, реально оценивать результаты деятельности и события.

По другим стилям мышления (идеалистический, прагматический, аналитический) больших различий не наблюдается.


   Таблица 1

Сравнительный анализ стилей мышления у младших и старших подростков


Стиль мышления

Количество подростков

старшие подростки

младшие подростки

синтетический стиль

15 %

30 %

идеалистический стиль

20 %

25 %

прагматический стиль

15 %

15 %

аналитический стиль

20 %

15 %

реалистический стиль

30 %

15 %

 

Таким образом, на основании пилотного эмпирического исследования сформулированы сделать выводы:

–   в подростковом возрасте можно обнаружить развитие различных стилей мышления;

–   синтетический стиль мышления преобладает у трети младших подростков;

–   у третьей части старших подростков преобладает реалистический стиль мышления.

В заключении отметим, что подростковый возраст является продуктивным периодом умственной деятельности, не смотря на то, что учебная деятельность отходит на второй план, а на первый план – интимно- личностное общение. Но и то и другое есть благодатная почва для развития и становления индивидуального стиля мышления личности.



Список литературы

1.      Алексеев,  А.А.  Поймите  меня  правильно  /  А.А.  Алексеев,  Л.А. Громова.  –  Режим  доступа: http://chugreev.ru/alekseev/understand2.html

2.      Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – М.: Смысл; Эксмо, 2004. – 1135 с.

3.      Волков, Б.С. Психология подростка / Б. С. Волков. – М.: Академия, 2012. – 412 с.

4.      Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. – М.: Кн. дом «Университет», 1999. – 332 с.

5.      Драгунова, Т.В. Психологические особенности подростка / Т.В. Драгунова. – М. : Просвещение, 2012. – 98 с.

6.      Зак, А. З. Развитие и диагностика мышления подростков и старшеклассников / А.З. Зак. − М. : Обнинск : ИГ-СОЦИН, 2010. − 350 с.

7.      Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер Ком, 1999. ‒ 679 с.

8.      Тихомиров, О.К. Психология мышления / Л.К. Тихомиров. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. ‒ 272 с.

9.      Яшкова, А.Н. Кризисы возрастного развития и психологическое здоровье в детском возрасте / А.Н. Яшкова // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2012. – Т. 18. – № 2. – С. 95-100.