Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ И ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Авторы:
Город:
Махачкала
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

Момент, когда проблема выбора профессии начинает тревожить, знаменует, социальную и психологическую зрелость подростка. При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии.

Прежде чем выяснять какие «профессионально важные качества» личности необходимы при выборе профессии, попробуем опустить психологическое понимание профессии и познакомимся с разнообразным миром профессий.

Е.А. Климов выделяет следующие значения понятия «профессия»:

Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни.

Профессия как область приложения сил связана с выделением самого объекта и предмета профессиональной деятельности. Здесь решается вопрос, в каких сферах жизнедеятельности человек может реализовать себя как профессионал.

Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет «производить» какие-то товары или услуги, но прежде всего, но прежде всего, она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал.

Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда. Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов. Именно они должны сами определять место своей профессии в общественной системе, а не просто выполнять работу «по инструкции» [3. С 26].

Основные характеристики профессии:

это ограниченный вид трудовой деятельности;

это общественно полезная деятельность, предполагающая специальную подготовку; это деятельность, выполняемая за определѐнное вознаграждение, моральное и материальное, дающее человеку возможность не только удовлетворять свои насущные потребности и являющееся условием его всестороннего развития;

это деятельность, дающая человеку определѐнный социальный и общественный статус;

Наконец, можно вспомнить определение профессии, данное ещѐ в 1913 г. С.М. Богословским: «Профессия -    есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию», но при условии, что эта деятельность «признаѐтся за профессию личным самосознанием данного лица». Последнее обстоятельство позволяет понять самую главную психологическую характеристику профессии - отношение к данной работе как к своей профессии конкретным работником [1. С 46].

Ещѐ в Петровскую эпоху известный государственный деятель России В.Н.Татищев классифицировал все «науки» (виды труда) по критерию «добра и зла для человека»:

«нужные» науки (экономика, медицина, право);

«полезные науки» (риторика, математика, «землемерие», механика);

«щегольские, или увеселяющие» (поэзия, танцевание, живопись);

«любительские, или тщетные» (астрономия, алхимия);

«вредительные» науки (колдовство, ворожба).

В  20-е  гг.  XX  столетия  С.П.Струмилин  предложил  классифицировать  профессии  по  степени самостоятельности человека в труде:

автоматический рефлекторный труд (вертельщик ручки веялки); полуавтоматический привычный труд (труд машинистки);

шаблонно-исполнительский труд - по указке (работа на станке, работа счетовода); самостоятельный труд в пределах здания (инженер, врач, учитель);

свободный творческий труд (работа в области искусства, работа учѐнного, политического деятеля).

За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж. Голланда, основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды:

реалистический тип (техника, мужские профессии); интеллектуальный тип;

социальный;

конвенционный (знаковые системы, требующие структурированности); предпринимательский;

артистический.

Предполагается,     что     определѐнному     личностному     типу      должен     соответствовать     свой      тип профессиональной среды, что и обеспечивает более полноценную реализацию работника в своѐм труде.

В современной России наиболее известна «четырѐхъярусная классификация профессии, предложеная Е.А.Климовым.

I ярус (по признаку различия их объектных систем):

человек - природа; человек - техника; человек - знаковая система; человек - человек; человек - художественный образ.

На II ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются 3 класса по признаку - целей труда: гностические  (знание)  -  дегустатор,  искусствовед,  социолог;  преобразующие  -  токарь,  учитель;

изыскательные - воспитатель, композитор.

На III ярусе каждый из предыдущих трѐх классов разделяется на 4 отдела по признаку - орудий труда: профессии ручного труда - ветеринар, слесарь; профессии машинно-ручного труда - токарь, водитель; профессии с применением автоматных систем - авиадиспетчер; профессии с преобладанием функциональных средств труда - актѐр, акробат.

На IV ярусе - 4 группы по признаку - условий труда:

в помещениях с нормальным микроклиматом - бухгалтер; на открытом воздухе - агроном; в необычных условиях - водолаз; в условиях повышенной ответственности - следователь.

Эта классификация даѐт обзорную схему мира профессий и составляет примерную формулу определения профессии.

Мир профессий и специальностей многообразен. И каждая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально значимые качества личности».

Источником возникновения термина «личность» было, вероятно, одно из наиболее ранних определений: личность есть внешнее проявление индивидуальности - как человек воспринимается окружающими и как он на них воздействует в римском театре маска актера называлась «личина» - (лицо обращенное к аудитории).

Изучение личности всегда было и продолжает оставаться для психолога одной из самых интригующих и самых трудных проблем. Разнообразие определений обнаружено как в поздних исследованиях личности, так и в более современных исследованиях.

Использование множества разнообразных определений расширяет и углубляет наше понимание личности. Такой подход был назван Дж. Келли конструктивным альтернативизмом.

Дж. Уигтинс и соавторы выделяют 3 основных подхода в изучении личности:

биологический, экспериментальный и психометрический. Таким образом, мы исходим из того, что личность есть синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде.

В психологии существуют разные определения личности, сформулированные различными научными направлениями, что каждая психологическая школа обосновывает свою структуру личности. Анализ литературы по данной теме доказывает, что основываясь на понимании личности как субъекта социальных отношений и активной деятельности мы спроектировали четырехкомпонентную структуру личности.

В фундаментальных трудах Л. Божович,  В. Мерлина, К. Платонова убедительно  показано, что системообразующим фактором личности является направленность [2,4. C 84]. Направленность характеризуется системой доминирующих потребностей и мотивов.

Теоретический анализ позволил выделить компоненты профессиональной направленности личности: мотивы (намерения интересы, склонности, идеалы) ценностные ориентации (смысл труда, заработная плата, благосостояние, социальное положение) профессиональную позицию (отношение к профессии, установка, ожидание и готовность к профессиональному развитию. На разных стадиях становления эти компоненты имеют различное психологическое содержание, обусловленное характером ведущей деятельности.

Важнейшими составляющими психологической деятельности человека являются его качества, их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию систем профессиональных качеств. Это сложный и динамический процесс образования функциональных и операционных действий на основе психологических свойств индивида. В процессе освоения и выполнения деятельности психологические качества постепенно профессионализуются, образуя самостоятельную подструктуру.

В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность и успешность деятельности. К профессионально важным качествам он относит так же и способности [5.C 67].

Таким образом, профессионально важные качества - это психологические качества личности, определяющие продуктивность деятельности. Они многофункциональны и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств.

В самом общем случае можно выделить следующие профессионально важные качества: наблюдательность, образную, двигательную и другие виды памяти, техническое мышление, пространственное воображение, внимательность, эмоциональную устойчивость, решительность, выносливость пластичность, настойчивость целеустремленность, дисциплинированность, самоконтроль и др. Профессиональной обусловленной подструктурой личности является профессионально значимые психофизиологические свойства. Развитие этих свойств происходит уже в ходе освоения деятельности. В процессе профессионализации одни психофизиологические свойства определяют развитие  профессионально важных качеств, другие, профессионализируясь, приобретают самостоятельное значение. К этой подструктуре относятся такие качества, как зрительная память глазомер, нейротизм, экстраверсия, реактивность, энергетизм и др.



Список литературы

1.      Богословский С.М.: "Система профессиональной классификации". – М.: 1913

2.      Божович Л.И. Личность и ее Формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. 464 с.

3.      Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие. М.: Академия, 2004 - 304 с. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание.- Пермь.: Перм.гос.пед.ин- т, 1990. - 81 с.

5.      Шадриков С. Духовные способности. – М.: Магистр, 1996. – 103 с.