Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЖЕНЩИН-ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ВОЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

Профессиональная адаптация – является одной из актуальных тем современной психологии. Она находится на стыке нескольких различных отраслей: общей психологии, психофизиологии, психологии труда, гендерной психологии. Проблема изучается в двух сферах: в педагогической психологии, где исследуется психолого-педагогическая адаптация учащихся, а также в организационной психологии, к которой разрабатываются формы и методы психологической адаптации сотрудников к требованиям предприятия. Наше исследование находится внутри третьего направления, объединяющего выше названные, - психологию адаптации взрослых людей, осваивающих новую профессиональную отрасль в образовательном учреждении. Широкий интерес к профессиональной адаптации проявляли такие известные зарубежные и отечественные учѐные как Ж. Бюффон, В. Томас, Г. Алберт, Г. Спенсер, Ю.П. Лисицын, В.П. Петленко, В.И. Лебедев, Н.Я Данилевский, и других. Также изучению проблем адаптации посвящены и работы военных ученых Е.Д. Богатырева, А.В. Булгакова, И.В. Дмитриева, Н.П. Грищенко, А.В. Иваницкого, А.Г. Караяни, В.Н. Ковалева, Ж.Г. Сенокосова, М.В. Кибакина, Ю.В. Мамонтова, А.И. Мищенко, В.Л. Примакова, И.В. Соловьева, И.С. Ковальчук и других. Высокая практическая значимость проблемы профессиональной адаптации женщин-военнослужащих к служебной деятельности в условиях медицинского образовательного учреждения определила тему нашего исследования. Необходимо выявить психологические особенности профессиональной адаптации женщин- военнослужащих к служебной деятельности и на их основе определить наиболее эффективные целесообразные способы влияния на данный процесс. Мы предположили, что у женщин-военнослужащих существует определѐнная зависимость профессиональной адаптации в военном медицинском образовательном учреждении от личностного потенциала. Процесс профессиональной адаптации женщин-военнослужащих составляют количественные изменения в виде расширения знаний, овладения способами и приемами новых действий, последовательного роста уверенности в своих действиях,  положительного внутреннего  отношения к новым задачам и условиям деятельности и поведения, которые качественно изменяются в личности. И эти качественные изменения дают возможность личности успешно осуществлять новые виды деятельности. В военном вузе на первом плане стоит  адаптация военнослужащих женского пола к новой для них системе взаимоотношений «подчиненный-начальник». Это выдвигает требования к формированию новых навыков общения. Профессиональная адаптация как всякий процесс, характеризуется динамикой и определенной этапностью. В научной литературе отсутствует единая их трактовка и понимание [2]. Каждая стадия (этап, фаза, период) отражает «меру» адаптационного процесса, его количественную определенность и характеризуется не только хронологическими рамками, но и показателями ее результативности. К ним относятся: объективные показатели - результат деятельности и поведения личности, ее профессиональный и психологический статус и т.п.; субъективные показатели - самочувствие, настроение, активность, комфортность и т.п. личности. В процессе профессиональной адаптации личность не только  приспосабливается к среде, но и в ходе активного взаимодействия с ней изменяет свои личностные свойства, характеристики под влиянием новых факторов окружающей среды и условий деятельности. Для уточнения правомерности применения к характеристике процесса профессиональной адаптации личности понятия «приспособление», соотнесем его с понятием «деятельность» личности, элементом которой, бесспорно, является сама адаптация. Результаты анкеты показали, что их ведущими мотивами поступления на военную службу являются: достижение определенного социального положения (44%) и возможность материального самообеспечения (56%). Самооценка динамики процесса адаптации к условиям военной службы показала, что завершение процесса привыкания к службе в военном медицинском образовательном учреждении 33% респондентов отмечает к концу первого года службы, 60% - в период от одного года до полутора лет, к концу второго года – 3%, и более двух лет - 3%. Эти данные совпадают с опросом начальников подразделений: они указывают, что процесс адаптации у женщин-военнослужащих в медицинском образовательном учреждении в большинстве происходит в срок от 1 года до 1,5. Анкетный опрос женщин-военнослужащих показал, что 92% с оптимистично, уверенно выполняют свои служебные обязанности, а 8% отмечают значительный спад в этой своей сфере, они указывают на состояние безразличия, усталости, разочарования, раздражения. Последнее особенно должно индивидуально изучаться для оказания своевременной адресной комплексной помощи. Исследование адаптивных возможностей женщин-военнослужащих происходило с помощью многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» и показало следующие результаты. Хорошие адаптационные способности показали 71% женщин-военнослужащих. Эта группа в профессиональной сфере имеет высокий уровень НПУ и поведенческой регуляции. Им присуща адекватная самооценка, адекватное восприятие действительности, т.е. самомнение и мнение окружающих о них являются тождественными. 26% женщин-военнослужащих имеют удовлетворительный уровень адаптационных способностей. Для данной группы в профессиональной сфере характерен средний уровень НПУ и поведенческой регуляции, у них снижена адекватность самооценки и восприятия действительности, своих нравственных и деловых качеств, они самокритичны и имеют самоконтроль при незначительных срывах. Они быстро приспосабливаются к изменяющимся ситуациям военной службы. 3% женщин-военнослужащих имеют низкие показатели адаптационных способностей. Таким образом, результаты исследования уровня адаптивных способностей у женщин-военнослужащих в медицинском образовательном учреждении указывают на доминирование высокого уровня адаптивных способностей над средним и низким уровнями. Нами использовался коэффициент линейной корреляции Пирсона для определения наличия взаимосвязи показателя уровня профессиональной успешности от адаптивных способностей у респондентов. Нами выявлена взаимосвязь уровня профессиональной успешности с уровнем адаптивных способностей: уровень адаптивных способностей определяет уровень профессиональной успешности [4; 5], что подтвердило гипотезу нашего исследования. В результате исследования психологических особенностей профессиональной адаптации у женщин-военнослужащих, и, опираясь на определение профессиональной адаптации, его результативного компонента, необходимо сделать вывод о том, что более важным показателем успешности в профессии является личностный потенциал адаптационных способностей. Далее были проведены индивидуальные беседы, во время которых были установлены основные причины, влияющие на процесс профессиональной адаптации женщин-военнослужащих в военном образовательном медицинском учреждении. К ним относятся следующие: снятие психологического барьера, возникающего с приходом на службу; неуверенность в правильности исполнения служебных обязанностей и в построении взаимоотношений в воинском  коллективе,  с  начальниками; недостаточность помощи,  внимания со стороны начальников; недостаток знаний по служебной деятельности и профессиональных умений; высокая служебная нагрузка; бытовая неустроенность. Эти причины возникновения трудностей носят как объективный, так и субъективный характер, и зависят от адаптационных способностей женщин-военнослужащих, от организации работы с ними в подразделении по оказанию помощи в повышении адаптационных способностей и преодолению трудностей. Полученные результаты исследования позволили выявить не только основные трудности, возникающие в  процессе профессиональной адаптации женщин-военнослужащих к  деятельности в  военном медицинском образовательном учреждении, но и определить оптимальные характеристики, временные периоды и направления психологической помощи для повышения их профессиональной адаптации. Известно, что процесс начала дезорганизации психических функций включает механизм регуляции и компенсации, и его действие корректирует уровень психической деятельности в соответствии с требованиями, изменившихся условий существования личности [2]. Дезорганизации способствует неверное представление о себе, что влечѐт за собой нарушение профессиональной адаптации; дезорганизация, даже незначительная, сопровождается внешней и внутренней конфликтностью, снижением работоспособности и нездоровьем [1]. А при глубоком нарушении профессиональной адаптации у женщин-военнослужащих может возникнуть и нарушение дисциплины, профессиональной деятельности, соматические расстройства. Следовательно, необходимое условие для успешности профессиональной адаптации - это помощь начальников, офицеров и коллег. Огромное значение имеет встреча в воинском коллективе и отношения внутри его. Наши исследования показали, что необходимы следующие психологические методы повышения профессиональной адаптации женщин-военнослужащих: диагностика психологических особенностей личности, индивидуальная беседа, вовлечение в общественную жизнь воинского коллектива, индивидуально-психологическое консультирование, тренинг профессиональной адаптации, тренинг ассертивности, тренинг коммуникативных умений и компетентности в общении, диагностика воинского коллектива, профилактика межличностных конфликтов. Своевременная комплексная и последовательная помощь должностных лиц всех категорий военного медицинского образовательного учреждения даст возможность для повышения профессиональной адаптации женщин-военнослужащих к новой для них деятельности, снизит возможность возникновения дезадаптации в первый период службы, оптимизирует процесс профессиональной адаптации.

 

Список литературы

1.      Алдашева А.А. Особенности личностной адаптации в малых изолированных группах. М., 2003.

2.      Анцифирова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание и преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журнал. – 1999. – Т. 15. – №1. – С. 14-23.

3.      Дружилов С.А Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002.

4.      Мусина В.П. Психология профессиональной активности. Системно-динамический подход. Монография.СПб., ООО «Книжный дом», 2012.

5.      Мусина В.П. Изучение профессиональной активности личности. Монография. СПб., ООО «Книжный дом», 2012.