21 апреля 2019г.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребенка в системе общественных отношений: из дошкольного детства с играми и малым числом общественных обязанностей он переходит совсем в иной мир. Поступление в школу – это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками. Меняется фактор места, то есть социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка.
Встречая первоклассников 1 сентября на пороге школы, нам, педагогам, очень часто приходилось видеть испуганные и растерянные мордашки ребятишек, а также тревогу и озабоченность на лицах их родителей. В глазах детей и родителей можно было прочитать вопросы: «Куда поведут?», «Какой учитель будет учить?», «А если будет трудно?», «Что ждет впереди?» и многие другие.
Перед учителями нашей начальной школы встал ряд проблем:
•
Как лучше помочь детям подготовиться к обучению в школе
•
Как обеспечить наименьший период и безболезненность адаптации детей к условиям обучения
•
Как снять состояние тревожности детей и родителей перед поступлением в 1 класс
•
Как организовать работу с родителями по оказанию помощи их детям
на
подступах к школе далее в период школьного обучения
•
Как избежать больших нагрузок на детей и уменьшить школьные трудности
Исходя из названных выше проблем, в нашей школе сложилась и вот уже успешно действует определенная система по подготовке детей к школьному обучению.
Несколько лет назад педагоги нашей школы разработали программу подготовки дошкольников «Предшкольная пора». Она базируется на следующих основных идеях.
1. Не только дети готовятся к школьному обучению, но и сама школа готовится к приему именно этих детей. В процессе занятий
дети помимо необходимых
учебных знаний, умений и
навыков
постигают «устройство» самой школы – этого сложного и нового для них механизма.
2. Ребенок приходит в школу вместе со своей семьей. Он приносит в школу представления, ценности и традиции, принятые
в его семье. Семьи часто
отличаются друг от друга по своему составу, условиям жизни, культурному и образовательному уровню. Родители, как правило, имеют свои представления и ожидания по поводу школьного обучения, основанные на их собственном прошлом опыте, а также определенные интересы и потребности, которые они связывают с этим процессом. Адаптация ребенка к школе будет тем более успешной, чем активнее будет вовлечена в его обучение семья.
Наша программа – это программа работы с детьми и их семьями.
Курс подготовительных занятий для дошкольников является переходным этапом от дошкольного звена к начальному обучению. Важнейшими целями данного курса являются:
1.
социальная цель - обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;
2.
педагогическая цель - развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста. Дети:
- знакомятся с помещением классов и их оборудованием;
-
узнают как проходит учебное
занятие;
-
овладевают основными нормами и правилами школьной жизни;
-
обретают начальные умения школьного сотрудничества с учителями и друг с другом, т.е. личностно готовятся к началу школьного обучения.
Педагоги:
-
ведут специально организованные наблюдения за индивидуальным развитием детей;
-
активно
общаются с родителями;
- накапливают богатейшую информацию о каждом ребенке и его семье; Родители:
-
налаживают конструктивное сотрудничество с педагогами;
-
получают конкретные
рекомендации
по оказанию детям
дома помощи и поддержки
в
процессе их обучения.
Программа
направлена на
изучение
и
совершенствование познавательных процессов каждого ребенка. Все задания и игры по развитию речи, внимания, памяти, математических представлений, логического мышления расположены по возрастанию степени их сложности. Процесс обучения осуществляется с активным использованием специфических дошкольных видов деятельности (игры, рисование, эксперименты с реальными предметами).
Программа подготовки дошкольников «Предшкольная пора» предусматривает 34 учебных занятия.
«Предшкольная пора» работает по субботам. Каждую субботу проходит по 3 занятия продолжительностью 30 минут. Курс рассчитан на 8 месяцев, с октября по
май. Занятия не являются обязательными. Их посещают
как
домашние дети,
так
и
воспитанники
детских садов по
желанию детей
и
родителей.
Педагогические кадры – учителя 4-х классов, которые будут набирать первоклассников.
Работая с будущими первоклассниками, педагоги на первом занятии проводят первичную диагностику готовности к обучению в школе. Выявленные уровень развития ребенка, его индивидуальные особенности учитываются на последующих занятиях. Повторная диагностика проводится на предпоследнем занятии с целью выявления динамики в развитии детей, которая у многих наблюдается положительная. На завершающем этапе на каждого ребенка составляется «Карта-характеристика готовности ребенка к школьному обучению». Она вместе с диагностическими материалами и работами будущего первоклассника начинает его школьное Портфолио. Родителям на индивидуальной консультации выдаются
«Рекомендации по результатам занятий в «Предшкольной поре». За летний период они могут самостоятельно поработать над оставшимися трудностями ребенка.
Желание (не принуждение!) посещать «Школу будущего первоклассника» проявляет с каждым годом все больший процент детей и их родителей, что составляет 90 - 100% охват наших нынешних первоклассников. Предшкольная подготовка очень помогает в решении проблемы школьной мотивации. Детям в школе комфортно, им интересен в целом учебно-воспитательный процесс.
Большое значение имеет для нас мнение родителей на основании которого мы вносим коррективы, совершенствуем данную работу.
Все это говорит о том, что занятия наших педагогов по развитию школьно-значимых функций продуктивны и необходимы.
Система работы
по подготовке
детей
к
школьному
обучению,
сложившаяся в нашей школе, помогает всем участникам образовательного процесса – учащимся, родителям, педагогам.
Учителя нашей школы, решая главную задачу – «сделать из ребенка настоящего ученика» в своей работе следуют совету Ш. Амонашвили: «Дети – активные существа… А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность».