Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ САДУ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

В современной дошкольной педагогике, практике дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем. Многочисленные исследования доказывают важность сотрудничества педагогов с родителями дошкольников на современном этапе развития общества. (Т.А. Антонова, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, О.Л. Зверева).

В настоящее время современная семья испытывает целый ряд социально- экономических, психологических проблем, которые отвлекают родителей от воспитания ребенка.

В исследованиях социологов, психологов, педагогов отмечается, что лишь 20% отечественных семей дошкольников можно считать благополучными для развития детей как в аспекте семейных отношений, воспитательной позиции взрослых, так и в аспекте материальной обеспеченности семьи, создания необходимых условий для развития дошкольников.

В качестве наиболее острых проблем семейного воспитания исследователи выделяют проблемы эмоционального благополучия ребенка в семье - по данным нашего исследования около трети дошкольников чувствуют себя недостаточно любимыми близкими, недостаточно нужными своим родителям, испытывают тревожность и даже чувство враждебности к членам семьи.

Большинство родителей не осознают этих проблем, не понимают значения последствий своего влияния, влияния семьи на ребенка в дошкольном детстве, а среди тех, кто эти проблемы видит только около 40% готовы затратить усилия, чтобы их решать.

87% воспитателей испытывают различные трудности в осуществлении взаимодействия с семьей. Это такие трудности как «пассивность родителей, безразличное  отношение к своему ребенку», «чрезмерная занятость родителей», «недоверие родителей к педагогам, нежелание идти на контакт» и даже «агрессивное восприятие информации, идущей от воспитателя», т.е. большинство педагогов связывают эти трудности с особенностями современных родителей. 42 % педагогов отмечают недостаток времени у воспитателей для полноценного взаимодействия с семьей как причину возникновения трудностей в сотрудничестве детского сада и семьи.

Все это позволяет утверждать, что с одной стороны большинство педагогов и часть родителей настроены на сотрудничество, с другой им не хватает личной заинтересованности, понимания того, что такое сотрудничество может дать для развития конкретно их детей.

При анализе полученных данных мы видим, что и педагоги, и родители затрудняются в выборе эффективных форм взаимодействия.

Традиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи часто не учитывают тенденции развития образовательной системы, социально-экономические изменения, что приводит к рассогласованию целей участников взаимодействия, Такое взаимодействие еще во многом опирается на авторитарную парадигму и рассматривается как воздействие на…, для того…, чтобы…

Исследователи (Березина Т.А., Хоменко И.А.) утверждают, что ребенок нуждается в педагогически грамотных родителях, что является соблюдением его прав на полноценные условия развития. Одним из средств повышения педагогической грамотности родителей является их педагогическое образование.

В процессе освоения психолого-педагогических знаний продолжает развиваться личность самих родителей. Образование родителей является основой раскрытия их творческого потенциала, совершенствования семейного воспитания.

Педагогическое образование родителей в дошкольных учреждениях ориентировано на «среднего родителя», педагоги недостаточно осознают специфику семейного воспитания дошкольников, часто переносят содержание и методы воспитания детей в детском саду на условия семьи и рекомендуют их родителям.

В ходе педагогического образования родителей должны решаться задачи, способствующие оптимизации процесса семейного воспитания, сплочению детей и родителей. Родители могут и должны научиться относиться к ребенку, как к равному, понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания, проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.

Образование (просвещение) — это процесс пропаганды и распространения культуры, предполагающий относительно самостоятельный и свободный отбор индивидами сообщаемой информации. Просвещение предполагает наличие обратной связи, выявление позиций субъектов в ходе обсуждения тех или иных вопросов —    в данном случае участники (слушатели) более активны.

В основу создания современных образовательных программ для родителей могут быть положены следующие принципы:

•    Принцип приоритетности влияние семейных отношений, семейного воспитания на становление личности ребенка.

•    Принцип значимости внутрисемейных отношений как ведущего компонента воспитательного потенциала семьи.

•    Принцип единства   и непротиворечивости воздействия семьи и образовательного   учреждения в воспитании ребенка.

•    Принцип целостного развития ребенка, предполагающий отражение многообразия влияния семьи на формирование личности ребенка.

Результаты образования родителей могут проявляться в таких аспектах, как, развитие родительской компетентности, умений воспитывать и развивать своего ребенка, улучшение отношений родителей с ребенком, их лучшем взаимопонимании, в осознании родителями значимости своей педагогической деятельности, в появлении родительской ответственности, в более оптимистическом взгляде родителей на возможности влияния семьи на формирование личности ребенка.

Говоря об образовании родителей, мы подразумеваем образование матерей: «Школа для молодых мам»,

«Группы - мать и дитя», «Мамин класс» и тому подобное. Но если обратиться к Семейному Кодексу РФ, то можно увидеть акцент, что супруги совместно решают вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи, исходя из принципа равенства супругов. Поэтому, когда мы говорим образование родителей – это означает образование отцов и матерей.

Кто такие отцы? Это в первую очередь мужчины, кормильцы, которым постоянно не хватает для детей времени, но у многих из них есть желание и стремление к этому. Отцы чаще всего вовлекают детей в различные импровизированные игры, связанные с возней и неразберихой, больше общаются со своими малышами в общественных местах: парках отдыха, зоосаде, музеях. По исследованиям в среднем отцы занимаются в день с детьми на 10 минут дольше, чем матери, но по уходу за ребенком отцы намного отстают от матерей. Современные отцы, в большей степени стали уделять внимание своим детям, но им не хватает педагогической компетентности.

Воспитание ребенка-дошкольника должно быть всесторонним, включая и социальную сферу, т.е. его семья –    мать и отец. Правильное воспитание детей отцом и матерью проявляется в том, что отец учит ребенка тому «что», а мать - тому «как», отец учит ребенка «быть кем-то», а мать – «кем-то для кого-то». Отец задает цель, мать предлагает решения.

Необходимость образования отцов немаловажна, чем образование матерей.

Наша задача - пробудить у отцов интерес к педагогическому самообразованию, повысить их педагогическую компетентность.

Образование отцов можно разделить на несколько этапов

1.      Диагностика отцов – выявление потребностей и определение типологии участников. На первом этапе важно установить контакт с родителями. Для того чтобы заинтересовать и привлечь их к совместной работе, необходимо доказательно обосновать необходимость такого сотрудничества, представить (спрогнозировать) результаты работы. Отцам раздаются анкеты и опросники, помогающие педагогам выяснить какого рода информацию и в какой форме они желают и готовы получить.

2.      Составление программы педагогического образования отцов – выбор тематики, форм, ресурсов. На основе полученных результатов диагностики методисты и воспитатели совместно составляют программу образования отцов: серия занятий, встреч, родительские собрания, журналы и пр. В последние годы появляются новые формы образования родителей: организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие. Меняется и тематика педагогического просвещения.

3.      Обсуждение и коррекция программы совместно с воспитателями и администрацией дошкольного учреждения. Содержание программы обсуждается и корректируется на педагогическом совете. В данном процессе участвуют все специалисты дошкольного учреждения.

4.      Информирование отцов о возможностях участия в данной программе. Среди отцов распространяется информация о реализации программы образования родителей, раздаются приглашения на участие в родительских собраниях, лекциях, практических занятиях и пр.

5.      Реализация программы педагогического образования отцов в дошкольном учреждении. Собственно проведение занятий, родительских собраний и пр. Издание газет, журналов для родителей.

6.      Диагностика и анализ результатов по окончании реализации программы. По окончании реализации программы педагоги раздают анкеты, которые помогут выяснить удовлетворены ли потребности родителей в полученной информации. Также можно провести заключительное занятие или круглый стол, для обобщения полученных знаний.

На наш взгляд наиболее эффективными формами образования отцов являются: родительские собрания, издание журнала для пап, виртуальный клуб для отцов, родительские вечера для отцов, родительские ринги.

Полезность таких встреч родителей состоит в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию воспитательного процесса.

Во взаимодействии с коллективом родителей воспитатель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции; только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех начинаниях.

Давая какой-либо источник родителям необходимо предложить им пояснительную записку, которая нацелит их на восприятие нужной информации, содержащейся в источнике.

Таким образом, педагогическое образование родителей - сложная и важная часть деятельности педагога. Одна из главных целей руководителя учреждения и педагогов - вовлечение родителей в педагогический процесс. Какие бы формы работы с родителями ни выбирал педагог, главное - его личная заинтересованность в работе, доброжелательное отношение к детям и их родителям, а также систематический характер работы.