Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТАНОВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Авторы:
Город:
Московская область
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

Модернизация российского образования, внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) начального и основного общего образования потребовали поиска новых подходов к формированию профессиональных компетентностей педагогов-музыкантов. Среди наиболее значимых компетентностей следует выделить их исследовательские компетентности.

Становлению данных компетентностей посвящен ряд исследований ученых (С.М. Бондаренко, В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Я.В. Кривенко, С.И. Осипова, А.Н. Поддъяков, А.И. Савенков, А.А. Ушаков, Е.В. Феськова, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков др.).

В области художественной педагогики определенный интерес к исследовательской деятельности могут представлять научные труды Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Г.Ю. Ермоленко, С.А.Захаровой, Ж.Б. Кармазиной, М.С. Красильниковой, Е.Д. Критской, Э.Г. Отяковской, О.Н. Соколовой-Набойченко, Т.В. Шевцовой, Л.В. Школяр и др.

Исследовательские компетентности в сфере музыкальной педагогики обычно рассматриваются в двух аспектах: а) как способ познания учителем музыкально-педагогических явлений, направленный на создание в процессе исследования собственных продуктов деятельности (материальных или духовных); б) как умение педагога-музыканта руководить исследовательской деятельностью школьников в процессе музыкального образования[2].

При разработке художественно-педагогической системы дополнительного профессионального образования педагогов-музыкантов мы рассматриваем исследовательскую компетентность как интегрированное качество личности, в котором сочетаются теоретические представления учителей о получении и использовании научной информации, методах исследования, так и овладение практическими способами, направленными на эффективность исследовательской деятельности.

В ряде научных работ, связанных с данной проблематикой, утверждается мысль о том, что «без учителя- исследователя, учителя, творчески подходящего к любым программам, пособиям, методическим рекомендациям, желаемая цель – действительно коренное улучшение музыкального воспитания – не может быть достигнута» [1, с. 66], а также подчеркивается и тот факт, что исследовательская и музыкально-проектная деятельность является универсальной педагогической технологией и направлена на творческое развитие учащихся, требует овладения педагогами исследовательскими процедурами [3, с. 16; 7, с. 9].

Исследовательские компетентности педагогов-музыкантов в системе дополнительного профессионального образования формируются в процессе разработки итоговых социально-значимых исследовательских проектов, практико-значимых итоговых работ по содержанию курсов повышения квалификации, в межкурсовой период деятельности при участии учителей в работе экспериментальных и стажировочных площадок, апробации нестандартных технологий, методик и практик музыкального образования, создании или модификации частных методик обучения музыке, при подготовке к аттестационным мероприятиям, при проектировании воспитательных систем, при анализе   результатов мини-исследований учителей, в ходе представления их коллегам «по цеху» на семинарах, круглых столах, научно-практических конференциях, участии в творческих конкурсах педагогического мастерства.

Условно процесс освоения технологии  проектно-исследовательской    деятельности     в     системе дополнительного профессионального образования можно разделить на несколько, взаимосвязанных друг с другом этапов.

Первый этап – мониторинг понимания слушателями курсов повышения квалификации, сущности проектной и исследовательской деятельности школьников (на основе разработанных для этой цели тестов). Обработка результатов анкетирования (2007 – 2009 гг.) дает возможность констатировать тот факт, что представления о проектной и исследовательской деятельности имеют лишь 10% педагогов-музыкантов, но при этом они отличаются хаотичностью,  поверхностностью теоретических знаний, эпизодическим применением исследовательских проектов в практике преподавания предмета.

Второй этап– теоретико-технологический (2009 – 2011 гг.)былнаправлен на изучение педагогами- музыкантами теоретической и методической литературы по теме, ее анализ с точки зрения последовательности действий учителя по организации работы школьников, выбора методов и приемов создания проекта, изучения форм презентации проектов учащихся, оценки их функций, а также тех универсальных учебных действий, которые формируются у обучаемых в процессе разработки и защиты проектов.

Третий этап – практико-ориентированный (2011 – 2013 гг.) – проведение проектной и исследовательской деятельности учащихся на материале, предлагаемом в программах иучебно-методических комплектах по предмету «Музыка» в период обучения на курсах повышения квалификации, обобщение результативности проектов в самостоятельной внеаудиторной работе, обсуждение на практических занятиях планов, тематики, типов проектов, форм их защиты, разработка критериев их оценки.

Четвертый этап(2013 – 2014 гг.) –проектировочно-исследовательский – связанс непосредственным участием слушателей курсов повышения квалификации в разработке содержания итоговых исследовательских проектов, практико-значимых работ, которые являются обязательной формой самостоятельной творческой деятельности, завершающей процесс обучения на модульных инвариантных и вариативных курсах. Примерная тематика итоговых исследовательских проектов, предлагаемых для реализации на данном этапе дополнительного профессионального образования, разнообразна и отражает как концептуальные положения содержания музыкального образования, так и отдельные его направления (фольклор, музыка религиозной традиции, шедевры классической музыки, современная – академическаяи популярная – музыка), технологии преподавания предмета и др. Данный этап предполагает рефлексию педагогов-музыкантов – оценку эффективности содержания проекта, обоснованность целевых установок, задач, форм представления, использования материалов из личной практики, сети Интернет (текстовых, музыкальных, художественных), электронных образовательных ресурсов, а также самоценности выводов по проведенным исследованиям.

Пятый этап(с 2014 г. по настоящее время) – заключительный – связан с внедрением требований ФГОС в практику работы образовательных организаций и освоением слушателями курсов его ключевых категорий и понятий. Тематика исследовательских проектов на данном этапе имеет ярко выраженную ориентацию на становление способов проектирования рабочих программ по предмету «Музыка», программ внеурочной деятельности, системы воспитательной работы образовательной организации (или ее отдельных направлений художественно-эстетической, культурологической направленности), развития профессиональных компетентностей педагога-музыканта в новых социокультурных условиях развития региона (Москва, Московская область).

Следует также отметить тот факт, что изучение персонифицированного опыта деятелей культуры и искусства[5], направленные на становление исследовательских компетентностей педагогов-музыкантов, нашло свое конкретное воплощение в  тематике исследовательских проектов, направленных на совершенствование профессионального мастерства в области музыкального исполнительства, просветительской, полихудожественной, методической и психолого-педагогической деятельности, самообразования [4].

За период с 2005 по 2015 гг. нами было проанализировано и оценено свыше 1.000 исследовательских проектов и итоговых работ слушателей курсов повышения квалификации – педагогов-музыкантов Московской области, а также более 200 проектных и исследовательских работ учащихся Москвы и Московской области, выполненных в рамках деятельности экспериментальных площадок, базовых площадок Академии социального управления, региональной научно-практической конференции учащихся «Всемирное культурное наследие в поддержку российского образования», семинаров, круглых столов, направленных на выявление специфики реализации основных положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в деятельности образовательных организаций. Это дает основание сделать вывод о том, что проектная и исследовательская деятельность обучающихся и педагогов-музыкантов становится актуальной реалией сегодняшнего дня.

Обобщение показателей исследовательской деятельности педагогов-музыкантов на заключительном этапе дополнительного профессионального образования доказывают эффективность работы со слушателями курсов повышения квалификации (как в курсовой, так и в межкурсовой периоды) по формированию основных умений культуры этой деятельности. К ним следует отнести такие умения, как проблематизация, целеполагание, планирование, определение и аргументация формы презентации и защиты проектов, анализ результатов деятельности и саморефлексия.

Сравнение констатирующего этапа (КЭ) формирования исследовательских компетентностей педагогов- музыкантов с заключительным этапом (ЗЭ) дало следующие показатели: проблематизация– КЭ 7 %; ЗЭ 26 %; целеполагание – КЭ 13 %; ЗЭ 32 %; планирование – КЭ 18 %; ЗЭ 41 %; форма презентации и защиты проекта – КЭ 31 %; ЗЭ 56 %; анализ результатов – КЭ 24 %; ЗЭ 54 %; саморефлексия – КЭ 12 %; ЗЭ 48 %. Данные результаты демонстрируют возрастание показателей по основным умениям культуры исследовательской деятельности учителей, осуществляющих преподавание предмета «Музыка», педагогов-музыкантов дополнительного образования детей.

Материалы исследования автора статьи по совершенствованию профессиональных компетентностей педагогов-музыкантов (включая исследовательские компетентности) представлялись на международных, российских, региональных конференциях, были изложены в ряде публикаций, а также – при разработке сайтов дистанционной поддержки модульных курсов повышения квалификации и проблемно-тематических семинаров[6].

Развиваемая в исследовании концепция формирования профессиональных компетентностей педагогов- музыкантов в процессе их дополнительного профессионального образования вносит реальный вклад в разработку теории и методики развития педагогического мастерства. Прогностический потенциал проведенного исследования обусловливает принципиальную возможность организации на его основе дальнейшего изучения различных аспектов формирования профессиональных компетентностей специалистов в области музыкального образования.

 

Список литературы

1.      Апраксина О.А. О праве учителя на эксперимент/Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. – М.,1978. С.66.

2.      Арчажникова    Л.Г.     Теоретические    основы    профессионально-педагогической    подготовки     учителя музыки/Автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 1986. – 36с.

3.      Ермоленко       Г.Ю.       Формирование      полихудожественной      компетентности       будущих      учителей изобразительного искусства/Дис. … канд. пед. наук. – Волгоград, 2010. – 268 с. – C. 16.

4.      Кармазина  Ж.Б.  Художественное  самообразование  учителя  музыки  как  условие  развития  его профессиональной компетентности/Автореф. дис. …канд.пед. наук. – М., 2009. – с. 6.

5.      Пигарева И.В. Повышение профессиональной компетентности учителя музыки в процессе изучения творческого наследия Д.Б. Кабалевского/Дис. …канд. пед. наук. – М., 2006.– 194 с.

6.      Сергеева Г.П. Освоение технологий преподавания предмета «Музыка» в последипломном образовании: монография. – М., 2013. – 264 с.

7.      Шевцова Т.В. Музыкально-проектная  деятельность как  фактор творческого развития учащихся /Дис. …канд. пед. наук. – М., 2005. – 193 с. – С. 9.