Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ, ИСПЫТЫВАЮЩИМИ СТОЙКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

В настоящее время существуют противоречия между необходимостью гуманизации системы образования и сохранившейся практикой традиционной работы с учащимися, которые испытывают затруднения в процессе изучения физики. Приоритетным становится личностно - ориентированный подход в преподавании, который позволяет строить обучение на основе методов индивидуальной  помощи детям с трудностями  в обучении. Педагогическая практика показала, что одной из причин недостатка образовательного опыта личности ребенка является несоответствие его индивидуальных особенностей специфике обучения в условиях массовой школы. На сегодняшний день нет разработанной концепции педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями. Всесторонний анализ причин затруднений, возникающих у школьников в процессе образования, ставит учителя перед выбором наиболее эффективных технологий, ориентированных на индивидуальность.

В связи с этим возникает вопрос о формировании системы работы учителя с детьми, которые испытывают стойкие затруднения в процессе изучения физики.

Роль развивающего обучения в развитии личностных качеств ученика.

Предполагается, что к моменту перехода в среднее звено учащиеся должны уметь самостоятельно рассуждать, делать выводы, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности, должна быть сформирована способность к запоминанию, воспроизведению.

Однако у детей испытывающие стойкие затруднения в процессе обучения, некоторые когнитивные навыки оказываются либо не сформированы, либо сформированы частично. Как правило, такие дети отстают от своих сверстников в плане общего развития, не имеют развитого представления об окружающем мире и его природных законах и явлениях. Это привело нас к пересмотру методики преподавания физика, как учебного предмета, поиску способов вовлечения детей с трудностями восприятия учебной деятельности.

Физика – наука о природе, имеющая свой специфический понятийный аппарат и методологию. И своей целью мы поставила не столько усвоение учебной программы, сколько развитие детей посредством предмета физики. Главное – это познание физических явлений, расширение круга представлений у детей об окружающем мире, формирование мотивации к познанию, развитие мыслительных операций, образного мышления, памяти, внимания, речи, т.е. развитие личностных качеств учащегося.

Способы создания условий для успешного развития мыслительной сферы и сферы практических умений учащихся, испытывающих трудности при изучении физики.

С самого начала изучения физики стараемся побуждать детей думать, т.е. начинаем формировать мыслительные операции. Практика работы с учащимися убедили нас в том, что в первую очередь необходимо развивать образное мышление, использовать образные представления и предлагать выполнять те виды умственной деятельности, которые детям наиболее близки и понятны.

Использование картин известных художников, иллюстраций, картинок, дающих представление о каком- либо физическом явлении. Для многих учащихся усвоение и понимание теоретического материала в виде логического рассказа, вывода формул затруднительно. Рисунки всегда привлекают детей: они вглядываются в него, раздумывают над ним, советуются друг с другом по поводу содержания и незаметно для себя втягиваются в анализ рисунка и так же незаметно приходит понимание явления или закона.
Например, при изучении темы «Работа» иллюстрация к басне Крылова «Лебедь, рак и щука» образно приводит учащихся к выводу: работа А=0, т.е. к такому же выводу, что сделал и сам баснописец.

Рассматривание иллюстраций привело нас с детьми к возможности обратного процесса – созданию собственных «картин». Учащиеся получают домашнее задание: нарисовать картинку к изучаемому явлению, понятию.

Использование отрывков из литературных произведений, загадок, пословиц, поговорок, связанных с изучаемым явлением. Иногда даже самый маленький детский стишок помогает осмыслить и запомнить физическое явление и закон.

Например,



Про море вспомнить в самый раз.

А где же водолаз?

И правду ль водолаз гутарит:

«Чем глубже, тем сильнее давит»?

Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. Тише, Танечка не плачь! По закону Архимеда

Не утонет в речке мяч!


Литературные   произведения   можно  использовать  и   как качественные  задачи: задача  о  Геракле, очистившем Авгиевы конюшни, задача Архимеда о золотой короне, задачи из жизни Робинзона Крузо и т.д.

Особую трудность у слабых учащихся вызывают качественные задачи. Задачи должны не только быть ситуативно интересны, сопровождаться рисунком (образом), но и способствовать развитию мыслительных операций: сравнению, классификации, анализу, синтезу и т.д. Приведем в качестве примера несколько таких задач.


Придумай вопрос к ситуации и объясни ее.


Вовочке и Саше надо было выкачать воду ведром из бочки. Бочка была полной и мальчики решили качать по очереди. Вовочка сказал Саше:

«Качай первым, а я отдохну!» После него воду качал Вовочка. Когда он закончил работу, то вдруг сказал:

«Какой я глупый! Надо было мне качать первым». Почему Вовочка так решил?

При решении качественных задач также развивается речь ребенка, воображение, внимание. Некоторые учащиеся плохо владеют математическим аппаратом, поэтому особую трудность вызывает у них решение расчетных задач. И здесь снова помогают образы, привлекательный сюжет задачи, обыгрывание ситуации.

Задача про крота: Маленький зверек крот, который сам весит всего 100 грамм выносит на поверхность 5 м3 земли. Давайте посчитаем массу вынесенной земли.

Следующим более сложным этапом в решении задач идет создание рисованных задач. После изучения темы учащимся предлагается задание придумать задачу, качественную или расчетную и сопроводить ее рисунком. На неделе физики и математики организовываем конкурс задач. Например, при изучении темы

«Движение и силы» учащиеся придумали такую задачу:

Скорость вертолета 250 м/с. За сколько часов вертолет долетит до Чечни?

При решении задачи учащемуся пришлось воспользоваться атласом для нахождения расстояния от Москвы до Грозного. Свою задачу он сопроводил замечательным рисунком военного вертолета.

Развитию мышления учащихся способствуют и различные игровые моменты на уроке: перебрасывание кубика формул, работа на время с карточками, обозначающими физические величины, единицы физических величин, «игра в слово». Учащиеся любят игру в «черный ящик» (узнавание предмета по наводящим вопросам), которая позволяет определять свойства и характеристики предметов, приборов, физического оборудования и т.д. Иногда учебную деятельность стимулирует самое простое задание: представить и показать явление (например, показ трения - скрип двери); кто быстрее решит задачу, быстрее соберет установку, выполнит эксперимент.

Большое внимание в преподавании уделяется развитию практических навыков учащихся.  Кроме обязательных лабораторных работ большинство детей с интересов выполняют дома экспериментальные задания (опыты по инерции, давлению газа, плаванию тел, видам теплообмена, агрегатным состояниям вещества, механическим колебаниям, электризации тел и т. д.). В классе мы с учащимися решаем такие экспериментальные задачи как: определение плотности шоколада, мыла, определение работы при поднятии гантели, вычисление количества теплоты, необходимое на нагревание стакана воды, вычисление мощности лампочки карманного фонаря и т.д.

В последние годы в связи с введением информационно-коммуникативных технологий и интересу учащихся к компьютеру, Интернету используем следующие задания: поиск нужной информации в сети Интернет, подготовка сообщений по изучаемым темам, оформление своих творческих работ в виде документов MS Word, MS Publisher и др.

Проектная методика обучения также является неотъемлемой частью возникновения интереса к предмету и как следствие, способом создания условий для успешного развития мыслительной сферы и сферы практических умений учащихся, испытывающих трудности при изучении физики.

Например, с учащимися 7-х классов был реализован проект «Удивительные свойства воды». Учащиеся исследовали свойства воды и провели эксперименты по морозному выветриванию и опреснению воды. По итогам исследований были оформлены красочные работы. Учащиеся настолько были заинтересованы проектом, что сами предложили продолжить работу над ним.

Заключение.

В своей педагогической практике мы используем дифференцированный подход к обучению физике. Идеи развивающего обучения не новы, но всегда актуальны. Исследования как отечественных, так и зарубежных ученых показали, что ученики отличаются друг от друга, прежде всего способностями к учению, которое обобщенно  можно  назвать  словом  «обучаемость».  Именно  обучаемость  предопределяет  разный  темп продвижения учащихся в обучении. Также ученики дифференцируются по степени работоспособности и познавательной самостоятельности. Все это приводит к необходимости индивидуального подхода к обучению.

 

Список литературы

1.      Браверманн Э.М. Преподавание физики, развивающее ученика. Книги 1-3. М., 2005 г.

2.      Необычные учебные материалы по физике. М.: Школа - Пресс. 2001. №24.

3.        Оригинальные уроки по физике и приемы обучения. М.: Школа - Пресс. 2004, № 18

4.      Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной школе – М.; Институт практической психологии; Воронеж: «Модек», 1998.

5.      Рогановский И. Дифференцированное обучение – как его осуществить? // Народное образование, 1991, №3.

6.      Яманская Н.С. Технология личностно-ориентированного образования. /Директор школы, 2000г. №7.