Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
09 февраля 2016г.

Одной из актуальных проблем современной методики преподавания иностранных языков является формирование коммуникативных навыков студентов. Вовлечение студентов неязыковых вузов в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено в процессе игровой деятельности.

Игра – один из видов человеческой деятельности. Ролевые игры учат применять на практике знания, полученные в учебной аудитории, общаться с клиентами, принимать самостоятельные решения, формируют навыки, которые помогут студентам справиться с предстоящими трудностями.

В ходе ролевой игры они обсуждают проблемы, ведут дискуссию, отстаивают свою точку зрения, анализируют результаты работы, прислушиваются к мнению других людей. Таким образом, формируются такие социальные навыки, как умение аргументировать, достигать компромисса, взаимодействовать и сотрудничать.

Ролевая игра мотивирует порождение речевой деятельности, так как учащиеся оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать свою правоту, чем-то поделиться с собеседником.

Во время ролевой игры внимание сконцентрировано на практике и развитии речевых знаний, умений и навыков участников. При этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера и соотнести ее с определенной ситуацией. Игры развивают познавательный интерес и способствуют лучшему усвоению иностранного языка.

Большое значение имеет тематика ролевых игр. Наиболее реальной сферой  общения является сфера будущей профессиональной деятельности студентов. Она обуславливает специфику игровых ситуаций и позволяет осуществлять профессионально-ориентированное обучение английскому языку в неязыковом вузе.

Ролевые игры, как правило, применяются на этапе обобщения и систематизации материала той или иной темы. Студенты успешно овладели лексическим минимумом данной темы, что дает им возможность осуществлять свободное и эффективное речевое общение.

Подготовка к ролевой игре делится на несколько этапов.

На первом этапе разрабатывается сценарий и план проведения игры, определяются характерные особенности действующих лиц, идет активное усвоение языкового материала, поиск недостающих языковых средств.

На втором этапе проигрываются микро-ситуации, которые станут фрагментами ролевой игры. На этом этапе отрабатываются реплики, помогающие уточнить информацию, высказать свою точку зрения, дать обоснование.

На третьем этапе студенты получают роли и закрепляют языковой материал, который наиболее полно отражает смысл ролевой игры.

По окончании игры следует проанализировать результаты игры. Студенты обмениваются мнениями, отмечают плюсы и минусы своих выступлений. В заключение преподаватель подводит итоги.

В своей работе преподаватели нашего университета часто проводят ролевые игры. Вот некоторые примеры.

Ролевая игра «Алиби».

Выбирается студент, который рассказывает историю о каком-либо преступлении, свидетелем которого он являлся. Ему заранее дается задание подготовить эту информацию. Он описывает двух студентов, которые принимали участие в этом преступлении. Те, на которых пал выбор, выходят из аудитории и договариваются о своем алиби. Остальные студенты подготавливают вопросы предполагаемым преступникам. ―Обвиняемые‖ возвращаются по очереди и отвечают на вопросы. Если ответы не совпадают, то они виновны.

Ролевая игра «Устройство на работу».

Студенты делятся на две группы. Одна группа – работодатели. Другая группа – соискатели. Студенты знакомятся с образцами резюме, сопроводительными письмами, заявлениями о приеме на работу, получают информацию о правилах этического поведения во время интервью. Вопросы работодателей соискателям готовятся заранее. В конце игры подводятся итоги.

Ролевая игра «Судебный процесс».

Перед проведением игры студенты изучают этапы проведения судебного процесса, знакомятся с функциями всех его участников: судьи, прокурора, адвоката, присяжных, процедурами опроса свидетелей, представления доказательств. Перед проведением игры целесообразно просмотреть фильм, показывающий судебный процесс. Необходимые слова и выражения даются перед просмотром фильма.

В зависимости от уровня знаний студентов можно разыграть эпизод процесса, весь процесс или написать свой собственный сценарий.

Используя материал игры «Судебный процесс», можно провести игру о работе присяжных заседателей: показать этапы отбора присяжных, процедуру вынесения вердикта.

Организация и проведение ролевых игр в процессе обучения английскому языку в неязыковом вузе способствует повышению эффективности учебного процесса, развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между студентами, учит работать в команде, прислушиваться к мнению других.

Игра – это увлекательное занятие. В игре все равны, она посильна даже слабым учащимся. Игра вызывает потребность в общении, стимулирует мотивацию изучения иностранного языка.