Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИЧИНЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕОБХОДИМОСТЬ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

В настоящее время система высшего образования нуждается в методах оценки эффективности профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Изучение соответствующей литературы показало, что вопросы эффективности деятельности вузов и педагогического процесса в целом, имеют большую актуальность. Они рассматривались в работах В.М. Блинова, Н.В. Кухарева, И.Я. Лернера, Т.И. Огородникова, В.А. Черкасова и др. В педагогике высшего образования – Ю.К. Бабанским, М.А. Даниловым А.Г. Гостевым, B.C. Ильиным, В.М. Коротовым, В.В. Краевским, Б.Т. Лихачевым и др.

Несмотря на то, что в педагогической науке создана теоретическая основа для решения этой проблемы, но в целом данная задача не достаточно исследована, особенно в выявлении факторов, влияющих на эффективность профессиональной деятельности педагога современного высшего учебного заведения.

Обратившись к понятию «эффективность», можно выяснить, что, согласно «Толковому словарю русского языка», «эффективный - дающий эффект, действенный» [2, С. 902]. Термин «эффективность» применительно к трудовой деятельности первоначально использовался в экономике и связывался с понятием «производительность труда». На сегодняшний день существует значительное количество теоретических и прикладных исследований, посвященных эффективности трудовой деятельности. Но в целом, можно согласиться со следующим определением эффективности: эффективность - это «…основная характеристика функционирования системы образования, которая выявляет степень реализации цели и достижения намеченных результатов (более строго - степень близости к проектируемому результату при учете затрат, пошедших на некоторую деятельность, направленную на достижение результата)» [3].

Опираясь на  анализ термина «эффективность», можно утверждать,  что критерии эффективности профессиональной деятельности преподавателя вуза нужно рассматривать в соотношении с предварительно поставленными целями деятельности. Постановка цели должна включать в себя следующие этапы:

-   анализ (исследование) ситуации на рынке образовательных услуг и рынке труда;

-   диагностику актуального уровня решения проблемы;

-   прогнозирование желаемого результата и планирование деятельности по достижению цели.

Для того чтобы выявить, является ли деятельность педагога эффективной, необходимо проанализировать ее с трех позиций:

-   является ли эта деятельность результативной;

-   достигнуты ли поставленные преподавателем цели;

-    получены ли эти результаты с наименьшими возможными затратами (временными, эмоциональными, психологическими и пр.).

Уровни проработки критериев оценки результативности профессиональной деятельности в общем можно разделить на две группы:

1.     Критерии факта или наличия (двухбалльная оценка, т.е. присутствует-отсутствует).

2.     Критерии уровня (например, высокий, средний, низкий).

Критерии могут определяться: интуитивно; на основе целенаправленного накопления фактов; на основе научного исследования и экспериментов (например, изучения учебных достижений студентов); на основе показателей мотивации профессиональной (или инновационной) деятельности, на уровне устойчивых тенденций (например, возрастание инновационной активности преподавателя и т.п.).

На эффективность профессиональной деятельности преподавателя высшей школы оказывают влияние различные причины: внешние, внутренние, социальные, культурные, исторические, рыночные и др. Одно из важнейших условий,  обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности преподавателя, – это готовность педагога к профессиональной деятельности, заключающейся в умении быстро и адекватно реагировать на изменения рынка научно-образовательных услуг и, тем самым, сокращать затраты (временные, эмоциональные, ресурсные и пр.) на достижение целей профессиональной деятельности.

В настоящее время, в профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза появляются новые составляющие, обусловленные требованиями обновляющегося общества, прогрессивной экономики, влиянием на систему образования рыночных отношений, инновационными процессами в самом образовании и науке, то есть система образования рассматривается как отрасль экономики [5].

Таким образом, эффективность профессиональной деятельности преподавателя зависит как от внутренних личностных, так и от внешних факторов. Следовательно, подготовка преподавателя вуза должна быть направлена, прежде всего, на развитие профессиональных качеств специалиста, которые обеспечат профессиональную самоорганизацию и стремление преподавателя к внутренней максимальной устойчивости и целостности в ситуации внешней нестабильности.

 

Список литературы

1.     Деркач А.А. Акмеологичекие основы развития профессионала. – М.: Изд-во Моск. психолого-соц. инст-та; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2004. – 752 с.

2.     Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1994. – С. 902.

3.     Словарь менеджера / Под ред. Г.И. Кравцовой, М.И. Плотницкого. – Минск: Вышэйшая школа, 1992. - С. 177-181.

4.     Харченко Л.Н. Аргументы в пользу становления модели эффективного вуза / Известия Волгоградского государственного педагогического университета Серия «Педагогические науки» - 2013. - № 7 (82). – С. 53- 57.

5.     Харченко Л.Н. и др. Инновационно-коммерческая деятельность преподавателя современного вуза. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2011. – 228 с.