Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ФОРМИРОВАНИЮ И ОТСЛЕЖИВАНИЮ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Махачкала
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

Позади четыре учебных года. Сделан первый выпуск учеников, обучавшихся по новым государственным образовательным стандартам. Но получили ли пятые классы российских школ выпускников, «умеющих учиться», знающих как «добывать знания», свободно «решающих учебно-практические задачи» посредством сформировавшихся у них УУД, знающих как пользоваться ими в любых жизненных и учебных ситуациях? Одним словом, получили ли мы метапредметный результат образования? Или это просто красивые слова, и наши надежды тщетны?

Авторов УМК, разработчиков стандартов, ученых-психологов, методистов и преподавателей всех уровней, как правило, волнует вопрос - насколько оправдались ожидания? Отвечают ли образовательные результаты выпускников начальной школы 2015 года требованиям ФГОС НОО? И, главное, получены ли метапредметные результаты образования? Будет ли успешным, и безболезненным обучение первых выпускников начальной школы в среднем звене?

В статье мы рассматриваем  некоторые проблемы  процедуры выявления метапредметных результатов образования и возможные варианты их решения с учетом специфики региона.

Напомним, что метапредметные результаты образования выходят за рамки узкопредметного, интегрирует обучение на основе сходства общего, позволяет вывести понятие, возможность использовать в любой учебной ситуации. К таким достижениям относится и функциональная грамотность ученика, и сформировавшие у него УУД, и овладение смысловым чтением. Смысловое чтение – это понимание и применение смысла текста, а не просто чтение! С учетом этого новой формой проверочных работ в начальной школе при реализации ФГОС определена комплексная работа. И она создана на межпредметной основе. Итоговая комплексная работа позволяет учителю оценивать уровень достижения универсальных учебный действий по двум междисциплинарным программам:

-   «Чтение: работа с информацией»;

-   «Программа формирования универсальных учебных действий».

Эти сквозные программы введены ФГОС НОО специально для формирования метапредметных универсальных умений младших школьников. Что наблюдается на практике? Учителя начальных классов имеют смутное, очень поверхностное понимание целей и задач итоговой комплексной работы. Слушателей курсов повышения квалификации волнует множество вопросов: какова методика формирования и выявления метапредметных УУД? Какие процедуры предусмотрены для этго? Какой инструментарий наиболее эффективен? Кто должен обеспечивать школы новыми и современными измерителями? В какой форме представлять, главное, куда фиксировать метапредметные результаты образования? И многое другое.

Задача кафедры дошкольного и начального образования - помочь учителю повысить профессиональную компетенцию, вооружить его современными методами и приемами формирования, отслеживания и оценивания всех групп (личностных, метапредметных и предметных) планируемых результатов НОО. Кафедра в свое время проводила апробацию российских измерителей метапредметных результатов образования (авт. Логинова О.Б., Ковалева Г.С.). Апробация российских комплексных работ в школах Республики Дагестан выявила множество проблем, решение которых нельзя было откладывать. Во-первых, российские измерители оказались сложными в плане семантики для учащихся национальных школ, изучающих русский язык как второй. Во-вторых, учитель на тот период не владел методикой выявления метапредметных результатов образования, процедурой проведения, оценки и анализа полученных результатов новых измерителей. В-третьих, уровень смыслового чтения учащихся находился на низком уровне. В-четвертых, образовательные организации республики на тот период не имели измерителей метапредметных результатов образования (российских, региональных, муниципальных). Можно перечислить еще много проблем, решение которых нельзя было откладывать.

Среди перечисленных проблем главная – реально существующий в национальных школах нашей республики языковой барьер. Тексты комплексных итоговых работ российских измерителей оказались сложными для билингвальных учащихся. На понимание и осмысление их содержания тратилось много времени. А, как правило, успех всей работы ученика зависит от степени овладения смысловым чтением.

Тщательный анализ апробационного материала, осмысление затруднений детей и учителей натолкнуло нас на идею создания региональных измерителей метапредметных результатов, аналогичных российским. Естественно, при их разработке нами были учтены требования планируемых результатов освоения сквозных программ. Были использовании тексты из иллюстрированного литературно-художественного журнала «Детский годекан Малыш» (Махачкала: 2011, №1-12.),     иллюстрированного литературно-художественного журнала «Соколенок» (Махачкала: 2009-2010, №1-12), учебника «Природа Дагестана» 5 класс (авт. Маммаева П.Х. - М.: «Дрофа» , 2009).

Региональные измерители метапредметных результатов образования прошли апробацию в пилотных школах Дагестанского института развития образования в 2011-2015 годы («Волк и дятел» Аварская сказка, «Крот и фонарик» по К. Зачесову, 1 класс, «Храбрый мальчик» Дагестанская сказка) «Яблонька» Наира Алиева, «Родничок и река» Наталья Андриянова 2 класс, «Крылатый друг» Аминат Абдулманапова, «Нужно ли дружить» Наира Алиева, «Реки Дагестана» по учебнику «Природа Дагестана» 3 класс, «Дагестанский тур» Интернет- ресурс, «Жизнь Каспийского моря» по учебнику «Природа Дагестана», «Дагестанский государственный заповедник» по учебнику «Природа Дагестана» 4 класс).

Мы убедились в том, что принципиально важна подготовка детей к выполнению комплексных работ. Подготовка детей к выполнению комплексной работы включает следующие компоненты:

1.     Ориентация учебного процесса на формирование универсальных и специфических для каждого предмета способов действий.

2.     Знакомство учащихся с подобными заданиями в течение учебного года (с заданиями с выбором ответа, с кратким ответом, со свободным развёрнутым ответом) и правилами их выполнения и оформления.

3.     Знакомство учащихся с правилами выполнения работы.

Иными словами, подготовка к комплексной работе начинается уже на этапе проектирования учебного процесса и продолжается в ходе изучения всех тем. Целесообразно включать непосредственно в учебный процесс различные типы проверочных и диагностических заданий, способствующих приобретению навыка выполнения подобных работ. Многое зависит от умения учителя правильно информировать, давать четкий и понятный детям инструктаж.

Необходимо, чтобы учителя придерживались следующих правил:

1.     Все учащиеся должны находиться в равных условиях.

2.     Всем при необходимости должна быть оказана помощь, стимулирующая и направляющая их действия.

3.     Выполнение работы должно протекать в спокойной, доброжелательной атмосфере.

4.     Все учащиеся обязаны выполнить основную часть работы, дополнительная часть выполняется ими по желанию.

5.     К работе над нею разрешается приступать только после того, как будет выполнена основная часть.

6.     Во время работы учащимся следует разрешить пользоваться любыми справочными материалами и наглядными пособиями.

7.     Учитель вправе отвечать на вопросы учащихся, оказывать помощь ученикам, испытывающим затруднения (задать наводящий вопрос; указать задание, выполненное с ошибкой; помочь обнаружить сделанную ошибку или восстановить ход рассуждений и т. п.).

Важно, чтобы во время инструктажа учитель обращал внимание детей на следующие моменты:

-    Читать текст лучше про себя, но можно и негромко, шёпотом, чтобы не мешать остальным. Во время чтения можно делать пометки.

-    Прежде чем вы приступите к работе над заданием, внимательно его прочитайте. Если у вас возникнут вопросы, поднимите руку.

-   Если вы заметили, что при выполнении задания допустили ошибку, аккуратно её исправьте.

Статистический анализ работ  и наши наблюдения при выполнении комплексных работ констатирует стабильный рост показателей метапредметных результатов образования младших школьников. Из года в год набирался опыт выполнения подобных работ. Уже в четвертом классе у выпускников названных школ наблюдался стабильный рост показателей смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку и по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов. Ученики свободно могли осуществлять самонаблюдение и самоконтроль в процессе выполнения комплексной работы. Они приобрели опыт осознанного чтения текстов с целью освоения и использования нужной информации. Научились искать нужную информацию в тексте, анализировать ее.

Множество инноваций предстоит осуществить учителям начальных классов в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Они ориентированы на достижение младшими школьниками качественно новых целей и результатов образования. И среди них особо стоят метапредметные достижения младшего школьника, выступающие результатом современного начального образования.

 

Список литературы

1.     Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.

2.     Комплексные работы. Рабочая тетрадь ученика 1, 2 классов. Учебно-методическое пособие./Н.Н. Титаренко, В.Н. Ашмарина, С.В. Пинженина – Екатеринбург: АНО «Центр Развития Молодёжи», 2011.

3.     Комплексные работы. Методическое пособие для учителей и родителей. Учебно-методическое пособие.Н.Н. Титаренко, В.Н. Ашмарина, С.В. Пинженина – Екатеринбург: АНО «Центр Развития Молодёжи», 2011 г. – 17 с.

4.     Исаева Ж.А. Методика изучения метапредметных результатов образования в 1-4 классах на межпредметной основе. Учебно-методическое пособие, - Махачкала, ДИПКПК, 2013.