Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СМЕШАННОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
15 апреля 2017г.

Данная тема мало изучена и нас бы она тоже не заинтересовала, если бы не дети, разного возраста, которые пришли в нашу группу. Информацию пришлось искать по крупицам.

Соответственно был составлен план. И вот что получилось.

В группе воспитываются дети смежных возрастов – с 3 до 5 лет. Организация работы ориентировалась на программы двух возрастов.

По утверждённой сетке занятий было понятно, что занятия должны проводиться в разных формах, но как это сделать, чтобы не  ущемлять интересы детей. В связи с этим, мы испытывали трудность, при планировании обучения на занятиях, которые проводятся как с одной возрастной группой, так и со всеми детьми одновременно, т.к. ранее с этим не сталкивались.

Вариативность комплектования групп предполагает вариативность в организации учебного процесса. Какой вариант наиболее оптимален для его группы, воспитатель  должен решать  сам.  В связи с этим необходимо подчеркнуть, что эффективность обучения, в конечном счёте, зависит от личности педагога, его профессионального мастерства, а также от стиля взаимоотношений, которые складываются у него с детьми.

Стиль взаимоотношений во многом определяется формой организации педагогического процесса: фронтальной, групповой и индивидуальной. На фронтальных занятиях решаются задачи общего характера. При этом занятие бывает посвящено только одному разделу программы, а учебные задания дифференцируются для каждой возрастной подгруппы.

Фронтально мы занимались на таких  занятиях как аппликация, конструирование, экологическое воспитание, рисование, лепка, и конечно физическое развитие и музыкальная деятельность. Например, на занятии по аппликации “Фруктовый сад” дети 3-4 лет учатся правильно держать ножницы, вырезать фрукты по силуэту, наклеивать их; дети 4-5 лет закрепляют умение пользоваться ножницами, создавать сюжетную аппликацию и дополняют её. На занятиях по рисованию дошкольники изображают одни и те же предметы: яблоко, дерево, дом, фигуру человека и т. п. Но дети 3-4–х лет овладевают умением лишь приближенно передавать форму предмета; дети 4-5 лет учатся соотносить части предмета по величине, прорисовывать детали, передавать цвета и их оттенки. Остальные же занятия, такие как ФЭМП, развитие речи и познавательное проводятся по подгруппам. Однотемные занятия, в смешанных коллективах, наиболее целесообразны и эффективны. К таким занятиям легче подготовиться: дифференцировать для каждого возраста программное содержание, задачи воспитания и обучения, подобрать необходимые дидактические пособия. Однотемные занятия дают возможность рационально использовать время, экономя его на объяснении задания и способа выполнения.

В соответствии с программой дети 3-х лет должен заниматься не более 15 мин., дети 4 лет – 20 мин.

Необходимо заранее продумывать, что будут делать дети, пока остальные занимаются. К тому же часто дошкольники по необходимости остаются в том же самом помещении. Таким образом, необходимо научить детей играть в течение 15-20 мин., практически не общаясь друг с другом или делая это лишь в крайних  случаях,  шёпотом.  Для  этого  в  нашей  группе  в  каждом  центре  активности  имеются технологические карты, алгоритмы для самостоятельной деятельности ребенка, опираясь на которые, дети самостоятельно организовывают игру, дополняя ее другими игровыми сюжетами. Мoдельные и символические средствa пoзволяют рaзвивать твoрческие и познавaтельные спoсобности у дошкольников, а тaкже способствуют фoрмированию сaмостоятельности и нaвыков плaнировaния, зрительное внимание, помoгают развивать ассоциативное мышление, воображение, зрительную память. В дoшкольном вoзрасте преоблaдает нaглядно-образнaя пaмять и зaпoминание нoсит, кaк правилo, непрoизвольный характер. Aлгоритмы позволяют быстрее запомнить, а в дальнейшем прaвильно выполнять очередность работы.

Насыщенная алгоритмами развивающая среда – важное условие, побуждающее дошкольника к самостоятельной деятельности. Предлагаются алгоритмы-схемы для использования их детьми в сюжетно- ролевых играх. Опираясь на эти схемы, дети учатся работать с ними и планировать свои действия в игре. Ребенок самостоятельно выбирает определённую карточку и действует согласно ей. Например: в двигательном центре помещен алгоритм отбивания мяча. В игровой зоне установлены схемы: как сервировать стол, заплести прическу кукле. В центр экспериментирования тоже размещены алгоритмы, например: изготовление цветных льдинок. В музыкальном уголке у нас представлены алгоритмы игры на музыкальных инструментах. Насыщенная алгоритмами развивающая среда – важное условие, побуждающее дошкольника к самостоятельной деятельности. Алгоритм подводит детей к практическим действиям, которые вызывают у них желание самостоятельно исследовать, экспериментировать, находить ответы на свои вопросы.

Также помогает младший воспитатель, читая детям книги или играя в познавательные и спортивные игры. На занятиях с подгруппами решаются учебные задачи частного характера, которые относятся только к детям данного возраста.

Перед началом занятия необходимо продумать, исходя из его темы, условия проведения, вида деятельности, как удобнее разместить детей. В поле зрения должна находиться каждая возрастная группа. Это облегчит дифференцированный подход к детям.

Как обеспечить активность и работоспособность детей во всех подгруппах? Необходимо избегать длинных бесед, многословных объяснений, находить правильный темп и ритм занятия. Целесообразны хоровые ответы детей всех возрастных подгрупп, но при условии, что дошкольники хорошо поняли задание. Наличие наглядного материала поддерживает внимание и работоспособность детей разного возраста.

Мы старались не удалять детей из группы, при организации подгрупповых занятий. Почему? Дети, которые не участвуют непосредственно в занятии (в данном случае дети 3-х лет), становятся более дисциплинированными, а так же невольно заинтересованными, в том, что делают старшие, они становятся слушателями и хоть что-то но запомнят для себя. Например, на занятиях по развитию речи, мы привлекаем 4-х леток к части занятия, по развитию фонематического слуха. Дети сообща отгадывают загадки, находят заданный звук, повторяют чистоговорки и скороговорки. И, наоборот, при проведении занятия по ФЭМП с детьми 3 лет, остальные дети так же присутствуют, но выполняют более усложнённый вариант, по данной теме.

Такая организация занятия помогает осуществлять индивидуальную работу с детьми. Например, если ребёнок 4 лет слабо владеет навыками рисования, лепки, аппликации следует в течение некоторого времени разрешать ему выполнять те задания, которые запланированы для 3-х летних детей. И наоборот, если ребёнок 3 лет проявляет особые способности в той или иной деятельности, ему целесообразнее заниматься по программе старшей подгруппы.

Очень эффективно сотрудничество младших и старших дошкольников. Сотрудничество детей обладает огромным воспитательным потенциалом. В смешанной группе это сотрудничество особенно результативно, так как старшие дети передают свой опыт младшим товарищам. При этом первые совершенствуют свои знания и умения, а вторые легче и успешнее осваивают материал. Особенно это заметно в продуктивных видах деятельности.

Среди всего многообразия детских игр особое место занимают сюжетно-ролевые игры, они являются первой социальной практикой ребёнка и в наибольшей  степени способствуют сплочению смешанного детского коллектива.

Однако организовать детей для взаимодействия в этих играх – дело очень сложное, особенно в первые месяцы, так как в этот период происходит адаптация детей 3 лет к новой обстановке.

Постепенно дети 3 лет, привыкая к новым условиям, начинают проявлять интерес к играм старших и нередко выражают желание принять в них участие. Но старшие дошкольники чаще отказывают малышам, а если и принимают в игру, то лишь на пассивные роли. Наша задача состояла в том, чтобы совместные игры стали эффективным средством формирования дружного коллектива.

Таким образом, в основе организации процесса обучения в группе, состоящей из детей 3-5 лет, лежит планирование однотемных занятий, предусматривающее вместе с тем дифференцированное решение учебных задач для каждой возрастной подгруппы.

Лично нам смешанные группы нравятся тем, что здесь общение дает детям много полезного, поскольку приближены к ситуации многодетной семьи. Старшие дети становятся образцом для подражания. Важные культурно – гигиенические навыки осваиваются малышами в несколько раз быстрее под влиянием старших детей.

Старшие и младшие не вступают в сопернические отношения между собой, место ребенка в группе уже определено возрастом: ты - старший, я - младший – это объективная реальность, поэтому старшие – заботливы и великодушны, а младшие – уважительны и послушны. И младшим и старшим есть чему поучиться друг у друга; ребенок играет то со сверстниками, то с младшими или со старшими в зависимости от игр и интересов; старшие детки часто даже могут сами разобраться в «малышовых» конфликтах без помощи воспитателей, пожалеть и утешить малыша и им приятно служить примером для маленьких. В смешанных группах, нам кажется, многое зависит от воспитателей, а для детей, у которых нет братьев и сестер это очень полезная социализация.