Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КАФЕДР МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

В системе высшего непрерывного медицинского образования преподаватель ВУЗА играет ключевую роль в процессе подготовки медицинских кадров. Программа подготовки по медицинским специальностям относится к высшей категории сложности и это предъявляет определенные требования к человеку, преподающему в медицинском ВУЗе.

Деятельность преподавателя регламентируется должностной инструкцией, где отмечены основные требования, права и обязанности преподавателя. Основные разделы работы преподавателя, прописываются в индивидуальном плане, который заполняется в начале учебного года. Профессионализм преподавателя проявляется в том, насколько гармонично в его деятельности связаны научно-исследовательская, педагогическая и научно-педагогическая (методическая) работа[2].

Одним из основных разделов деятельности преподавателя является учебная работа. В основном для молодых преподавателей - это проведение практических занятий и, на усмотрение заведующего кафедрой чтение лекций. В зависимости от специфики кафедр к основным видам учебной работы могут быть отнесены: проверка контрольных работ, проведение консультаций, проверка историй болезни, контроль за производственной или учебной практикой и т. д. Большое значение отводится реализации образовательных и воспитательных функций в процессе групповой и индивидуальной работы со студентами и внеаудиторной работы. Преподаватели, ведущие занятия на теоретических кафедрах медицинского ВУЗа, сталкиваются с проблемой недопонимания некоторыми студентами значимости теоретических дисциплин, поэтому возникает необходимость объяснять будущим врачам и создавать у них мотивацию к изучению фундаментальных дисциплин, являющихся теоретической основой медицины.

Требования к преподавателю вуза обусловлены требованиями к специалисту, который формируется в процессе обучения в вузе. Помимо традиционных, появляются новые требования к его компетентности, связанные с изменениями в системе образования.

По мнению российских и зарубежных экспертов в области высшего образования, общие требования к преподавателю вуза формируются следующим образом: высокая профессиональная компетентность; педагогическая компетентность; социально-экономическая компетентность; коммуникативная компетентность; высокий уровень профессиональной и общей культуры [1,3].

Разработка профессиональных требований к современному преподавателю вуза является довольно сложным делом, требующим большой научно-исследовательской работы, необходимым как для общества, ожидающего высокой отдачи от преподавательского труда, так и для вуза, осуществляющего отбор претендентов на соответствующую должность. Требования к преподавателю вуза обусловлены требованиями к специалисту, который формируется в процессе обучения в вузе. Помимо традиционных, появляются новые требования к его компетентности, связанные с изменениями в системе образования.

Функции преподавателя вуза многогранны и их можно разделить на:

1)   непосредственно связанные с преподаванием:

обучение воспитание студентов, развитие их творческого потенциала, организация и управление учебным процессом;

2)   связанные с научными исследованиями:

исследования в сфере науки, к которой относится преподаваемая дисциплина, в сфере образовательного процесса:

3)       связанные с обязанностями преподавателя как члена коллектива кафедры, факультета, вуза, взаимодействия с другими членами педагогического сообщества;

4)   самообразование, развитие и саморазвитие:

инновационная деятельность преподавателя, повышение профессиональной квалификации, активное участие преподавателя в распространении научных знаний, совершенствование в области преподаваемого предмета, освоение современных средств получения и обработки информации, знание философских и правовых основ, теории и методики обучения и воспитания, программно-методического обеспечения образовательного процесса, внедрение педагогических измерений, диагностики, оценки и анализа результатов обучения и воспитания,   управление качеством образовательного процесса, решение коммуникативных задач, общей и профессиональной культуры, саморазвитие; организация и проведение научных исследований.

Результат выполнения преподавателем той или иной функции целиком зависит от уровня развитости тех компетенций, которыми он должен обладать. В своей профессиональной деятельности молодой преподаватель должен прежде всего ориентироваться на то, что процесс изучения каждой из дисциплин, преподаваемых в медицинском вузе направлен на формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций будущих медиков.

Для эффективной организации учебного процесса, преподаватели вуза должны хорошо осознавать характерные особенности современных студентов. Существует часть студентов, которые равнодушны к учебе, недисциплинированны, мало времени проводят за изучение учебной литературы, ориентированы на развлечение, хотят получать хорошие оценки при минимуме усилий, циничны, эмоционально зажаты, инфантильны, их трудно расшевелить и увлечь. Поэтому приходится пересматривать методы и содержание преподаваемого предмета, изменять саму атмосферу учебы, с тем, чтобы повысить эффективность обучения. Например: с самого начала установить ясные требования и постоянно о них напоминать, быть последовательным, обозначить все цели обучения, разработать осмысленные цели и мероприятия по развитию личностных и гражданских качеств студентов, перейти к образовательной парадигме, ориентированной на познание, использовать активные и творческие методы обучения, повышать уровень преподавания, объяснять необходимость изучения предмета его практической применимостью, не ожидать слепого подчинения авторитету преподавателя, расширять диапазон внеаудиторных заданий, не ограничиваться традиционными письменными работами, применять другие формы контроля; предоставлять студентам более широкие возможности для общения; уважать чужую точку зрения; проявлять доброжелательность; верить в своих студентов.

Авторы новой модели Российского образования 2020      рассматривают «Нового преподавателя» как «исследователя, воспитателя, консультанта, руководителя проектов». Традиционный преподаватель (монополист в передаче и интерпретации необходимого знания) уходит со сцены [4]. Новый тип обучения будет характеризоваться большим объемом самостоятельной работы студентов, их вовлечением в реальные проекты, появлением коллективных форм учебной работы. Следовательно, преподаватель в совершенстве должен овладеть компетентностным подходом к обучению, при котором акцент делается не на запоминание энциклопедического набора знаний из разных областей, а на овладение фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений [4].

Важную роль в развитии и поддержании на соответствующем уровне профессионализма преподавателя играет, помимо повышения педагогической квалификации, эффективное педагогическое самообразование, самосовершенствование, самостоятельная методическая работа по изучению передового педагогического опыта.

Педагогическое мастерство -  это высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания, доступное каждому педагогу, работающему по призванию, любящему свое дело, своих воспитанников. Это синтез разнообразных качеств личности педагога, его научных, специальных, педагогических знаний и умений, позволяющих ему с помощью системы педагогических средств добиваться наилучших результатов в обучении, воспитании и развитии своих учеников. Педагогическое мастерство развивается посредством активного творческого педагогического труда на основе глубоких и разносторонних профессиональных знаний и умений, знаний в области педагогики, педагогической психологии, дидактики, методики и организации обучения, умений применять их в практической деятельности. Рост мастерства педагога происходит при наличии у него соответствующего стремления.

Проблема педагогического самообразования должна решаться не от случая к случаю, а целенаправленно, систематически. Педагогическое самообразование – это чтение, изучение педагогической литературы, педагогической периодики, методических разработок и пособий, их продумывание, выделение мыслей, идей, высказываний, теоретических выводов и рекомендаций, полезных для практической работы, посещение лекций и лабораторно-практических занятий более опытных преподавателей, со стажем преподавания в ВУЗе и на кафедре. Большое значение здесь отводится к проведению открытых занятий с последующим разбором, указанием на возможные недочеты при проведении занятия или лекции. Каждое занятие должно планироваться и соответствовать рекомендуемому плану.

Молодым преподавателям следует понимать, что одной из потребностей студентов является потребность к самоутверждению. Поэтому авторитарная позиция педагога, идущая в разрез с интересами и мнением студентов не допустима. Взаимоуважение, установление контакта доверительного общения- это то, без чего невозможно полноценное общение вообще и педагогическое в частности. Одним из принципов педагогики является взаимодействие, в основе которой лежит совместная работа участников образовательного процесса и параметрами которого являются взаимоотношение, взаимовосприятие и доверие.

Преподаватель медицинского ВУЗа     -это личность которая по содержанию своей профессиональной деятельности должна обладать совокупностью разнообразный качеств. Именно преподаватель является центральной фигурой образовательного процесса, во многом влияющего на дальнейшую работу будущих врачей.

 

Список литературы

1.     Ларионова М. Преподаватель вуза- субъект модернизации образования. / М. Ларионова // Высшее образование в России.- 2007-№ 12.-С.30-33

2.     Жураковский В., Федоров И. Модернизация высшего образования: проблемы и пути их решения.// Высшее образование в России. -2006- № 1 С3-14

3.     Сазанова С. Актуальные задачи модернизации профессионального образования// Высшее образование в России. -2010- № 5 С4-12

4.     Российское образование -2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях. Материалы научной конференции « Модернизация экономики и глобализация», Москва 1-3 апреля 2008/ под редакцией Кузьменко Я., Фрумина И., Гос ун-т- Высшая школа экономики.- М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2008.- 39с.

5.     Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов 2004