16 мая 2016г.
Начало XXI века ознаменовалось серьезными изменениями в сфере культуры и образования. Основная концепция Федеральных образовательных стандартов связана с построением новой стратегии системы начального общего образования, сущностью которой является создание условий для «самореализации личности каждого обучающегося и его непрерывному духовному саморазвитию» (ФГОС НОО, 2014). В этой связи актуальным становится обращение к народной культуре, включающей в себя тысячелетние традиции и огромный багаж духовного наследия. Практически во всех субъектах Российской Федерации начинается возрождение культурных традиций народов, в прошлом населявших современные территории, и этот процесс идёт успешно.
Междуречье Волги и Дона исторически было колыбелью казачьей культуры, что и определяет ее важное значение как мощного средства, способного влиять на укрепление моральных устоев и обретения ценностей в воспитании подрастающего поколения. Уклад жизни донских казаков, их традиции, духовные и семейные ценности способны стать примером возрождения духовности, трудолюбия, стремления к обретению культурного богатства, завещанного нам далекими предками [3, с. 72]. Помимо этого, процесс вовлечения обучающихся в возрождение, сохранение и интеграцию культурного наследия казаков способствует формированию патриотизма и гражданственности. Внедрение этнокультурного казачьего компонента в систему начального образования основано на принципах государственной политики в области образования. В ст. 2 Закона РФ от 01.01.01 г. № 000- 1 «Об образовании» отражены основные принципы государственной политики в области образования, которые обосновывают внедрение этнокультурного казачьего компонента, а именно «защиты и развития системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства».
Введение этнокультурного казачьего компонента в образовательный процесс предполагает целенаправленное воспитание и развитие личности обучающихся, формирование высокой нравственной культуры, гражданского самосознания и вместе с тем комплекс боевых и деловых качеств, предполагающих усиленную физическую и военно-прикладную подготовку. Начальная школа является первым этапом, на котором возможно организовать образовательный процесс, позволяющий решить описанные задачи. И именно интегрирование этой ступени образования в складывающуюся сегодня систему казачьего образования является необходимым условием для его успешного осуществления.
Процесс практического введения этнокультурного казачьего компонента в образовательный процесс начальной школы возможен только при соблюдении ряда условий:
· формулировка концептуальных идей и основного содержания казачьего образования с позиций требований государственных образовательных стандартов;
· наличие сети образовательных учреждений различного типа, готовых к введению этнокультурного казачьего компонента в образовательный процесс начальной школы;
· нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательных учреждений, реализующих внедрение этнокультурного казачьего компонента в образовательный процесс начальной школы;
· разработка программно-методического обеспечения деятельности образовательных учреждений, реализующих этнокультурный казачий компонент в образовательном процессе начальной школы;
· развитие системы социального партнерства и взаимодействия образовательных учреждений с общественными организациями, структурами, которые способны участвовать во введении этнокультурного казачьего компонента в образовательный процесс начальной школы;
· система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, обеспечивающих введение этнокультурного казачьего компонента в образовательный процесс начальной школы [5, с. 58].
В целях оптимизации введения этнокультурного казачьего компонента в образовательный процесс начальной школы необходимо накопление знаний о родном казачьем крае обучающимися. Для этого нами был разработан комплекс организационно-методических мероприятий, обеспечивающих поэтапное развитие познавательного интереса к культуре донских казаков. В структуре этнокультурного казачьего компонента нами были определены этапы формирования знаний и представлений об укладе быта донских казаков:
· первый этап – знакомство с казачьей культурой (уроки-лекции, знакомство с детским казачьим фольклором);
· второй этап – постижение казачьей культуры (посещение музеев, встреча с носителями казачьей культуры, разучивание детских казачьих песен и игр);
· третий этап – сохранение и популяризация культурного наследия казаков (участие в концертных мероприятиях и детских казачьих фестивалях).
Задачи каждого этапа ориентированы на формирование у обучающихся системы доступных знаний и представлений; обогащение чувственного и эмоционального опыта, развитие образов и представлений, мыслительных процессов на основе установления причинно-следственных связей, пространственных и временных отношений, развития речи, личностных качеств; воспитание любви к казачьей культуре, чувства патриотизма, бережного отношения к родной земле и культуре народа, её истории, чувства сопричастности к происходящему в родном казачьем крае, желание приносить пользу своей родине и людям, живущим рядом.
Таким образом, являясь самоценным и принципиально новым этапом в жизни ребенка, начальная школа систематизирует обучение в образовательном учреждении и расширяет сферу взаимодействия ребенка с окружающим миром, изменяя его социальный статус и увеличивая потребность в самовыражении. Введение этнокультурного казачьего компонента в образовательный процесс начальной школы предполагает ряд условий, требующих совместной работы как педагогов образовательного учреждения, так и общественных организаций. Наличие этнокультурного казачьего компонента в образовательном процессе начальной школы позволяет обучающимся обрести уверенность в своих силах, получить знания о родном крае, приобрести практические навыки исполнения детского казачьего фольклора. Помимо этого, введение казачьего компонента позволяет решить вопросы, связанные с краеведением, изучением малой родины, фольклором, формированием национального мышления в процессе учебной и внеклассной деятельности, и создать благоприятную среду для включения обучающихся в систему ценностных отношений своих предков и их малой родины.
Список литературы
1. Арановская, И.В. Музыкальное исполнительство как междисциплинарный феномен // Известия ВГПУ.2013. №8 (83).
2. Астапенко, Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII-XX вв. Ростов н/Д.: «Приазовский край», 2002. 304 с.
3. Кибасова, Г.П. Этническое пространство: монография. Волгоград: ВолГМУ ООО «Ваша свита», 2003. 244 с.3.
4. Никитенко, О.Г. О песенных традициях донских казаков (на примере Волгоградской обл.) // Донское казачество: история и современность: сб. науч. статей. Волгоград, 2004. С. 71-73.
5. Сборник образовательных программ и методических рекомендаций по реализации этнокультурного казачьего компонента в образовании / под ред. М.Б. Кусмарцева. – Волгоград, 2012.