Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

САМООЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В АДАПТАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Авторы:
Город:
Кемерово
ВУЗ:
Дата:
16 мая 2016г.

Психологи определяют значение слова «адаптация» как постоянный динамический процесс, в ходе которого происходит не только интеграция личности в социум, но профессиональное, личностное развитие и самореализация. Опыт предыдущих лет показывает, что адаптационный период длится от полугода до года, в зависимости от качеств личности студента. Преодолев вступительные процедуры и будучи зачислены на первый курс, студенты находятся в состоянии эйфории. Большая часть студентов, приходя в медицинскую академию из «парниковых» школьных условий не подозревают, что обучение в вузе требует усидчивости, терпения, кропотливого труда.

На наш взгляд именно отношение к учебной деятельности студентов первых курсов является первой ступенью в формировании личности будущего врача. На первом курсе студенты медицинских ВУЗов изучают фундаментальные дисциплины, которые являются основой для изучения общих врачебных и специальных клинических дисциплин, а также для последующей врачебной и научной деятельности.

В последнее время из года в год наблюдается очень резкое падение качественной и количественной успеваемости при изучении дисциплины «Физика. Математика» студентами первого курса всех факультетов. В 2015-2016 учебном году вовремя получили зачёты 27% студентов.

Обеспокоенные таким результатом, мы предложили студентам лечебного (ЛФ) и педиатрического (ПФ) факультетов оценить ряд критериев для того, чтобы определить их собственное отношение к учебной деятельности.

В качестве критериев, влияющих на учебный процесс мы взяли:

1.     мотивация к учебной деятельности;

2.     самоорганизация;

3.     самодисциплина;

4.     способность к мыслительной деятельности, поиску и обработке информации;

5.     реакция при столкновении с трудностями;

6.     реакция на ошибки и замечания;

7.     самоконроль;

8.     работоспособность в аудиторное время;

9.     работоспособность во внеаудиторное время.

Мотивация к учебной деятельности направлена на получение новых знаний и является одним из ключевых факторов успеха в достижении поставленной цели.

69% студентов ЛФ и ПФ считают, что они достаточно стабильно мотивированы, 31% и 27% - имеют неустойчивую мотивацию соответственно, а 4% студентов ПФ имеют низкую мотивацию.

Одной мотивации недостаточно. Важно планирование собственной деятельности студентом; рассмотрение

проблем учета времени и способов уменьшения его непродуктивных затрат. В связи с этим возникает необходимость проанализировать студентами их самоорганизацию (Табл.1) и самодисциплину (Табл.2).

    

    Таблица 1

Оценка самоорганизации


Факультет/параметры

самоорганизации

 

Собранность, %

Ориентирован на

деятельность, %

Имеет место

растерянность, %

лечебный

19

59

22

педиатрический

33

37

30

 

    Таблица 2

Оценка самодисциплины


Факультет/параметры

самодисциплины

 

дисциплинированность, %

 

Нуждается во внешнем контроле, %

лечебный

84

13

педиатрический

73

27

 

Исходя из данных Табл.1 можно заключить, что студенты ЛФ в существенно большей степени ориентированы на деятельность, в то время как студенты ПФ значительно в меньшей степени. Поэтому и растерянность у студентов ЛФ меньше, чем у студентов ПФ.

Анализируя самодисциплину (Табл.2) видим, что оценка дисциплинированности у студентов и ЛФ, и ПФ до статочно высокая. Однако, потребность во внешнем контроле у студентов ПФ в два раза выше, чем у студентов ЛФ.

Способность к мыслительной деятельности, поиску и обработке информации побуждается мотивацией, что является очень важным   в профессии будущего врача. По мнению студентов, этот критерий считают сформированным 81% студентов (ЛФ) и 83% студентов (ПФ), однако, неуспешная сдача зачета по дисциплине «Физика. Математика» противоречит данным результатам.

В ходе поиска и обработки информации у студентов возникают трудности, которые преодолеваются ими следующим образом:  94% студентов ЛФ и 79% студентов ПФ обращаются  за помощью, но в основном к однокурсникам. Попытки получить информацию из учебной или научной литературы, а также в качестве консультации у преподавателя, студентами даже не рассматриваются. Остальные студенты предпочитают вообще отказаться от дальнейшей деятельности.

Данные по оценке реакции на ошибки и замечания приведены в Табл.3.


Таблица 3

 Оценка реакции на ошибки и замечания


Факультет/параметры

самоорганизации

 

Исправления, %

 

Игнорирование, %

 

Срывы, %

лечебный

94

3

3

педиатрический

97

-

3

 

Из Табл.3 видим, что к исправлению стремятся все студенты, срывы немногочисленны, а игнорирование ошибок и замечаний не сильно, но выше у студентов ЛФ. Срывы, очевидно, связаны с тем, что студенты психологически не готовы к критике их работы (инфантильность). Игнорирование ошибок и замечаний, скорее всего, связано с тем, что они не умеют критически относится к замечаниям, считая, что они всегда правы, а преподаватель их неверно оценивает.

Одним из критериев нами было предложено студентам оценить такой критерий как самоконтроль. Самоконтроль основывается на воле— высшей  психической функции, определяющей способность человека принимать осознанные решения и претворять их в жизнь. Самоконтроль является важнейшим элементом в способности человека достигать поставленных целей. Уровень самоконтроля определяется как врождёнными генетическими характеристиками, так и психологическими навыками человека. Самоконтроль противопоставляется импульсивности — неспособности противостоять сиюминутным желаниям.

Самоконтроль считают достаточным и примерно одинаковым на обоих факультетах 81% студентов, у остальных студентов - ослабленный.

Однако, данные по оценке самоконтроля противоречат их же собственным оценкам работоспособности в аудиторное (Табл.4) и во внеаудиторное время (Табл.5).



Таблица 4

Оценка работоспособности в аудиторное время.


Факультет/параметры

работоспособности

 

Выносливость, %

Быстрая

утомляемость, %

Отвлечение внимания,

%

лечебный

63

31

6

педиатрический

62

28

10

     

Таблица 5

Оценка работоспособности во внеаудиторное время.


Факультет/параметры

работоспособности

Выносливост

ь, %

Быстрая

утомляемость, %

Раздражитель

ность

Отвлечение

внимания

лечебный

56

31

-

13

педиатрический

52

37

6

6

 

Быстрая утомляемость, раздражительность и отвлечение внимания приводят к снижению результатов в освоении дисциплины.

От того, как осуществляется переход от школьной жизни к нормальной студенческой деятельности, зависит эффективность дальнейшего обучения и самочувствия первокурсников. Первый курс может стать точкой опоры для студента, а может привести и к различным деформациям в поведении, общении и обучении. Большой процент студентов первого курса, имеющих низкую успеваемость, совсем не обязательно связан с тем, что студенты не имеют достаточных интеллектуальных и творческих способностей. Часто это случается со студентами, которые по объективным или субъективным причинам не смогли определиться в новых условиях, не готовы к самостоятельной жизни, имеют идеализированные представления об учебе в вузе, со студентами, которым трудно дается переход к общению с новыми людьми.

На сегодняшний день традиционные вузовские структуры и общественные организации не всегда могут помочь студенту в решении такого рода проблем. Психологические службы в нашем вузе имеют очень небольшой штат сотрудников, который не в силах решить многочисленные задачи вузовской жизни.

Преподаватели, для обеспечения психологической безопасности, с самого начала работы и на всем протяжении обучения с данным набором студентов должны руководствоваться следующими принципами: 1) показывать полное доверие студенту; 2) строить отношения со студентами на основе равноправного партнёрства, не мешающего преподавателю пользоваться у студентов авторитетом; 3) чувствовать и реагировать на эмоциональный настрой группы; 4) открыто выражать свои чувства; 5) быть честным и искренним в своих взаимоотношениях со студентами.

 

Список литературы

1.     Бухтоярова В.И., Дадаева Г.Н., Салтанова Е.В., Тихонова М.В. Мотивация обучения у студентов первого курса. Материалы III Кемеровской государственной медицинской академии: внутривузовский сборник трудов/ ГБОУ ВПО КемГМА Минздравсоцразвития России. – Кемерово: КемГМА, 2011. – 157с. – С.21-24.

2.     Самоорганизация студентов первого курса: Учеб. пособие / П. Е.  Рыженков, Е. В.  Марусова, Л. М. Хаславская и др.; Под ред. П. Е. Рыженкова. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1990. — 120 с.