Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОНЯТИЕ ПОЛНОТЫ ПРОЦЕДУР ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Ульяновск
ВУЗ:
Дата:
16 мая 2016г.

Сформировавшаяся на сегодняшний день система процедур оценивания качества образовательной деятельности характеризуется многообразием форм и видов проверок, экспертиз, используемых методов и подходов к проведению оценивания. Образовательная деятельность в различных процедурах оценивания рассматривается всесторонне и максимально подробно. В контексте развития системы оценивания образовательной деятельности с целью исследования процедур её оценивания требуется осмысление понятия полноты процедур оценивания.

Необходимо уточнить трактовку самого понятия полноты. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова определяет полноту как «наличие чего-либо в достаточной степени, высшая степень насыщенности чем-нибудь», например, полнота информации, полнота власти [5]. Значение понятия полноты будет раскрываться по-разному в зависимости от сферы его использования, контекста. Применительно к научному исследованию целесообразно использовать определения полноты, представленные ниже. Полнота рассматривается как свойство научной теории, характеризующее достаточность для каких-либо определённых целей её выразительных и (или) дедуктивных средств [2], в логике и дедуктивных науках — достаточность для каких-либо определённых целей выразительных или дедуктивных средств какой-либо научной теории или исчисления для описания (характеристики, предсказания, вывода) всех реальных свойств и отношений предполагаемой модели этой теории или исчисления [8, 9].

В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова раскрывается понятие полноты аксиоматической теории – «логико-методологическое требование, предъявляемое к аксиоматически построенным теориям и заключающееся в том, что в данной аксиоматической, формальной системе должны быть доказаны (т. е. выведены из аксиом) все истинные предложения этой теории» [7, с. 435]. Полнота в рамках аксиоматической теории может быть слабой (все предложения, принадлежащие некоторой системе, выводимы или опровергаемы в ней) и сильной (после прибавления к аксиомам предложения, не выводимого в этой системе, она становится противоречивой), семантическая полнота относительно определенной модели (каждое предложение, соответствующее истинному высказыванию в данной модели, выводимо в этой системе). Однако в ходе изучения данных аксиоматических теорий была установлена их неполнота, т. е. наличие таких предложений, которые в их рамках недоказуемы и неопровергаемы [7, с. 436].

В рамках классической научной парадигмы стремление к полноте – главное направление научного поиска. Проблема полноты связана с многомерностью, многоаспектностью педагогического научного знания. Полноту в педагогической реальности А.А. Остапенко определяет, как «наиболее общее понятие, охватывающее всё многообразие изучаемых педагогикой предметов, процессов, явлений, систем и т.д., как уже исследованных и описанных, так ещё не открытых и не изобретённых» [6, с.20], указывает тем самым на ее потенциальное расширение. Одномерный подход в понимании полноты отождествляет ее с целостностью, где полнота - это требование доказательства всех истинных положений, где все предложения выводятся их данной системы и находятся в ней [3, с.34].

Процедуры оценивания образовательной деятельности осуществляются с целью получения достоверной и объективной информации об образовательной деятельности. Полнота может быть таким свойством процедур оценивания образовательной деятельности, которое заключается в достаточности используемых процедур оценивания для получения объективной и достоверной информации об образовательной деятельности. Средства, которыми располагают процедуры оценивания образовательной деятельности, включают в себя виды, формы оценивания, критерии оценивания, условия проведения процедур оценивания и т.д. – т.е. то, что является компонентами, элементами процедур оценивая. Количество элементов, составляющих полноту процедур оценивания, может быть бесконечным. Развитие образовательной деятельности как объекта оценивания будет создавать условия для развития процедур оценивания, появления новых, трансформации существующих.

В настоящий период процедуры оценивания образовательной деятельности подразделяются по отношению к образовательной организации на внешние и внутренние. Полнота процедур оценивания образовательной деятельности охватывает все возможные компоненты, средства, внутренних и внешних процедур оценивания, позволяющие получить многомерную объективную информацию об образовательной деятельности (Табл.1).

     

Таблица 1  

Процедуры оценивания образовательной деятельности


 

 

 

 

 

Процедуры оценивания образовательной деятельности

Внешние

Внутренние

Лицензирование образовательной

деятельности, Государственная аккредитация образовательной деятельности

Государственный контроль (надзор) в сфере образования,

Независимая оценка качества образовательной деятельности, общественная аккредитация образовательных организаций

 

 

 

 

Самообследование Внутренний аудит и контроль

 

 

Субъекты процедур оценивания

Государство (исполнительные органы

государственной власти, осуществляющие переданные полномочия в сфере образования),

участники отношений в сфере образования

Образовательная организация (административные и педагогические работники)

 

 

 

Объекты

 

Условия, процесс и результат осуществления образовательной деятельности, деятельность образовательной организации в целом

Условия, процесс и результат

осуществления образовательной деятельности,

деятельность образовательной организации в целом

 

Формы

Контроль, проверка, мониторинг, рейтинг,

рэнкинг

проверка, диагностика

мониторинг

 

 

 

Методы

 

Анализ документов, результатов деятельности, наблюдение, измерение, опрос (устный и письменный), экспертные оценки, тестирование

Анализ документов, результатов

деятельности, наблюдение, измерение, опрос (устный и письменный), экспертные оценки, тестирование

 

 

 

 

Критерии

Соответствие образовательной

деятельности обязательным требованиям в сфере образования, соответствие, потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность

Соответствие

собственным целевым установкам образовательной организации, ориентированным в том числе на соответствие образовательной деятельности обязательным требованиям в сфере образования

 

 

Основания проведения процедур оценивания

Обязательность проведения процедур (план

контроля, в рамках государственных услуг - на заявительной основе),

на добровольной основе (независимая оценка и общественная аккредитация)

 

 

Обязательность (план работы образовательной организации)

 

 

 

Использование результатов оценивания

Административное воздействие и

регулирование (в процедурах оценивания, проводимых государством), в целях развития образовательных организаций (независимая оценка качества образования, общественная аккредитация)

 

 

 

Управление образовательной организацией

 

Требования к образовательной деятельности, порядок проведения процедур оценивания и другие компоненты  модели  могут изменяться. Для каждого этапа развития процедур оценивания была характерна определенная модель полноты, следовательно, полнота процедур оценивания может быть описана только на модели. Таким образом полнота характеризуется открытостью для дальнейшего пополнения либо уменьшения системы процедур оценивания.

Образовательная деятельность многомерна, обладает множеством внешних связей, неотделима от образовательной организации, которая, в свою очередь, представляет собой сложную динамичную систему. Динамизм и сложность образовательной системы, многомерность образовательной деятельности в постнеклассической научной парадигме получает синергетическую интерпретацию. Учитывая синергетический характер образовательной деятельности, при осмыслении понятия полноты процедур оценивания целесообразно ориентироваться на положения указанной парадигмы.

Постнеклассическая научная парадигма указывает на существенный недостаток классического направления для исследования динамичных систем: при достижении полноты описания объекта происходит остановка в его развитии. Полнота рассматривается как этап в постижении целостности объекта, достигается фактически лишь на моделях [1, с.23]. Так, О.М. Железнякова указывает, что критерии полноты и целостности научно-педагогического знания в рамках классической парадигмы не были определены до конца и обозначены, полнота рассматривается в качестве критерия целостности, и не рассматриваются механизмы формирования полноты и целостности [3, с.26].

Полнота и целостность не могут быть идентичными понятиями, выступают как результаты дополнительности [4]., что позволяет по-новому осмыслить систему процедур оценивания образовательной деятельности. Полнота процедур оценивания достигается путем суммирования частей всех процедур оценивания, рядоположенных и нерядоположенных, но не противоречивых друг другу [3, 33]. В данном случае рядоположенность и нерядоположенность рассматривается нами как сходства и различия в процедурах оценивания: степень влияния результатов на образовательную деятельность и образовательную организацию в целом, периодичность и основания проведения процедур оценивания и т.д. Непротиворечие процедур оценивания заключается в единстве целей оценивания – получения объективной и достоверной информации об образовательной деятельности.

Понятие полноты процедур оценивая образовательной деятельности, складывается из рядоположенных и нерядоположенных процедур оценивания и их компонентов, не противоречащих друг другу в целях получения объективной и достоверной информации об образовательной деятельности. Полнота также характеризует открытость системы процедур оценивания образовательной деятельности.

 

Список литературы

1.     Баранцев Р.Г. Становление тринитарного мышления. – Москва-Ижевск: НИЦ «РХД», 2005.

2.     Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1978.

3.     Железнякова О.М. Феномен дополнительности в научно-педагогическом знании. – М.: Флинта Наука, 2012.

4.     Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1989.

5.     Остапенко А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технологии. – М., 2007.

6.     Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001.

7.     Энциклопедический словарь, 2009.

8.     Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Л.Ф. Ильичёва, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалёва, В.Г. Панова. – М.: Советская энциклопедия, 1983.