Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЫЯВЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВОГО АЛКОГОЛИЗМА И СПОСОБЫ ЕГО ПРОФИЛАКТИКИ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2015г.

В последнее время отмечается рост заболеваемости алкоголизмом среди подростков, возраст больных алкоголизмом с каждым годом уменьшается, статистика употребления алкоголя детьми еще более неутешительна. Причины первого употребления алкоголя могут быть совершенно разными. Но можно проследить закономерность в их изменении при взрослении подростка. В десятилетнем возрасте алкогольные напитки впервые пробуют либо случайно, либо алкоголь дают родители «для поднятия аппетита» или когда лечат вином, иногда дети могут и сами попробовать спиртное из интереса [1].

В более позднем возрасте подростки употребляют алкоголь по достаточно традиционным поводам: «семейные праздники», «торжество», «приход гостей» и другие. После 14-15 лет наиболее характерными становятся такие причины: «все пьют и я пил», «уговорили», «для смелости» и прочие.

Это показывает, что приобщение к алкоголю в семье является одной из основных проблем. Дети, наблюдая за взрослыми на праздниках, начинают думать, что употребление алкоголя является нормой и обязательной составляющей семейных «застолий» [2].

Большую роль в приучении подростков к алкоголю оказывают телевидение, реклама и другие средства массовой информации. Реклама показывает алкогольные напитки как непременный атрибут любого отдыха и развлечений, призывая к веселому «пивному» образу жизни.

Причиной развития подросткового алкоголизма можно считать взаимоотношения в семье ребенка. Подтолкнуть подростка к алкоголизму могут:

негативные межличностные отношения внутри семьи;

чрезмерная опека со стороны родителей; насилие;

поклонение и вседозволенность, потакание всем желаниям ребенка [3].

У подростков, впервые попробовавших алкоголь, устойчивость к алкоголю очень низка (50 – 100 мл водки), при этом, чем меньше возраст, в котором впервые произошло опьянение, тем она ниже. При постоянном приеме алкоголя (до 2 – 3 раз в течение месяца) устойчивость к воздействию алкоголя у подростка увеличивается. Образ жизни, характерный для «алкогольной» компании, ошибочно воспринимается подростком как нормальный и естественный. Естественным считается прием алкогольных напитков в выходные дни, перед танцами и во время отдыха с друзьями. Вместо активной социальной жизни круг интересов сужается до проблем, обсуждаемых в «алкогольной» компании [4].

Статистика показывает, что подростки тратят свое свободное время на примитивные, бесцельные занятия: игры в карты, не редко на деньги, прослушивание музыки, бесцельные прогулки по улицам, просиживание в барах или кино. Прием алкогольных напитков  принимает  регулярный характер и становится  непременным атрибутом времяпрепровождения, увеличивается число поводов и мотивов для пьянства: «пью для улучшения настроения», чтобы «расслабиться», «потому что нравиться пить» и другие. В результате этого употребление спиртного незаметно становится практически главным смыслом жизни [5].

Личность формируется с детства. Поэтому профилактика алкоголизма начинается, прежде всего, с детского и подросткового возраста, с формирования здоровой в психическом и физическом плане личности[6].Профилактика алкоголизма на уровне семьи: создание здорового образа жизни, отказ от злоупотребления алкоголем в семье, рациональное питание, соблюдение режима дня и сна, антиалкогольное воспитание в семье и т.п.. Профилактика алкоголизма на уровне школы: педагогический такт, установление контакта учителя с учащимися, приобщение к активному занятию физкультурой и спортом, организованная работа школьного врача по профилактике алкоголизма, осуществление санитарно-просветительской работы и т. п.[7].

На  примере  коррекционной  школы  VIII  вида  приведена  программа  профилактики  детского  и подросткового алкоголизма:

1.      Проведение акции «Пьянству-бой»;

2.      Профилактические беседы с родителями;

3.      Просмотр видеофильмов о вреде алкоголя;

4.      Встреча со специалистами из наркодиспансера;

5.      Профилактические беседы с учащимися;

6.      Выставка рисунков-плакатов о здоровом образе жизни;

7.      Проведение дней здоровья;

8.      Круглые столы на тему «Вредные привычки в подростковом возрасте»;

9.      Викторины «В здоровом теле-здоровый дух».

Содержание социально-педагогической деятельности по профилактике алкоголизма среди подростков в школе VIII вида реализуется в следующих направлениях: деятельность по повышению уровня социальной адаптации подростка; деятельность по профилактике алкогольной зависимости, включающая противоалкогольное обучение и воспитание молодых людей с формированием у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя; деятельность  по просвещению родителей; посредническая  деятельность между подростком и окружающим его социумом.

Проблеме подросткового алкоголизма нужно уделять особое внимание, не пускать все на самотек. Дети – наше будущее, и если не обратить на это внимание сегодня, завтра, возможно, будет уже поздно!

 

Список литературы

1.      Басов Н.Ф. Основы социальной работы. М., 2005.

2.      Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Москва, 1997г.

3.      Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. - М, 2004.

4.      Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью. М., 2003.

5.      Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм у подростков.М: Издательский центр «Академия»,2001.

6.      Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. - М, 2004.

7.      Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорово-жизненного стиля. -- М, 2000.