Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРНО-АЛТАЙСКОГО УЧИТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА

Авторы:
Город:
Барнаул
ВУЗ:
Дата:
08 февраля 2016г.

Проблема подготовки педагогических кадров – одна из важнейших в современной системе педагогического образования. Актуальной она становится в свете принятия «Концепции поддержки развития педагогического образования». Педагогическое образование в концепции рассматривается как подготовка педагогов для школы, однако социокультурная роль именно педагогического университета (института) как среды подготовки учителей для региона недооценивается.

Система образования в Республике Алтай включает в себя как традиционные, так и инновационные образовательные процессы. Осуществляя модернизацию российского образования, серьезное внимание следует уделять специфике культуры, менталитета, местных особенностей и т.д. Модернизация должна осуществляться в благоприятных условиях, учитывая предшествующие традиции и современное состояние общества.

Особого внимания в историко-педагогическом анализе образовательных процессов в Республике Алтай заслуживает первая половина ХХ века. Именно в это время на территории данного региона появляется первое высшее учебное заведение, профессионально готовившее учителей.

Необходимость создания на территории Горного Алтая именно высшего педагогического учебного заведения обусловлена несколькими факторами: географическое положение региона, культурные и религиозные особенности местного населения, нехватка педкадров для возрастающего количества школ.

Республика Алтай располагается на юге Западной Сибири в горах Русского Алтая. В начале ХХ века регион являлся национальной окраиной России, был одним из наиболее отсталых районов в экономическом и культурном отношении. Население в основном было безграмотно, кроме того, оно было многонационально и разноконфессионально в религиозном отношении.

С утверждением в начале 20-х годов советской власти в Горном Алтае началась ликвидация безграмотности населения. Первостепенное значение стало отводиться вопросу подготовки педагогических кадров, который обострялся введением начального обучения. На одного учителя в школах региона приходилось в среднем 50-60 человек учащихся.

Во многих школах с национальным контингентом учащихся обучение велось на русском языке, которым большинство детей алтайцев, казахов не владели или знали плохо. Изменить данное положение могла ускоренная подготовка новых учителей и переподготовка уже работающих.

В начале 20-х годов учебных заведений, выпускавших учителей для национальных школ, в Сибири не существовало, поэтому необходимо было начать формирование системы подготовки педагогических кадров с учетом конкретных условий той или иной местности. Наркомпрос РСФСР установил три формы обучения специалистов для школ: краткосрочные курсы, постоянные учреждения среднего уровня (педтехникумы), постоянные учреждения высшего типа (пединституты или факультеты).

Основной формой подготовки учителей для Республики Алтай стали учительские курсы. Работа по организации курсов на местах строилась самостоятельно: сроки их проведения, продолжительность, программа определялись местными органами управления образованием. Обязательным было изучение алтайского языка и методики его преподавания.

Учительские курсы в 20-е годы сыграли положительную роль в подготовке учителей.

Важное значение наряду с курсами имели учительские съезды. Первый учительский съезд ойротских учителей состоялся 1 февраля 1921 года [7. С. 133]. Значительная роль в работе по переподготовке учителей принадлежала аймачным учительским конференциям, проводившимся в осенний и зимний период. В конце 20-х годов широкое распространение получили самокурсы. Содержание занятий определялось самими курсантами в зависимости от возникающих у них вопросов во время педагогической деятельности.

Ситуация меняется в октябре 1928 года, когда на основании постановления СНК РСФСР от 10 мая 1926 года открывается Ойротский педагогический техникум с целью подготовки специалистов средней квалификации для начальных школ области. Учебное заведение принимало в основном детей алтайской бедноты, батрачества, середнячества и детей других национальностей, населяющих Ойротию, но знающих алтайский язык [4].

Педагогический техникум имел довольно широкую для тех лет структуру (школьное, дошкольное, физкультурное отделение, отделение детского коммунистического движения, курсы по подготовке и переподготовке учителей начальных классов) и использовал для подготовки учителей различные формы обучения (очную, заочную, вечернюю). Заочное и вечернее обучение в те годы рассматривалось как важнейший источник пополнения школ квалифицированными кадрами [6. С. 25-26].

Первыми преподавателями  техникума были учителя единственной в области школы-девятилетки им. В.И. Ленина. Они сами составляли учебные программы, вели дополнительные учебные занятия с отстающими учащимися, обменивались опытом работы с преподавателями других педагогических техникумов Алтайского края [4], принимали участие в методических конференциях, проводимых вузами страны [2]. Руководство техникума ставило вопрос о равнении учебного заведения на один из ведущих педагогических техникумов страны – Московский педагогический техникум [3].

Педагогический техникум в эти годы являлся одним из центров профессиональной подготовки учителей, особенно для национальных школ, в котором готовили учителей родного и русского языков, математики, пения, рисования, физкультуры, воспитателей для детских садов, пионервожатых.

Не смотря на активную работу педтехникума по подготовке педагогических кадров для региона, он был не в состоянии полностью обеспечить потребность школ в учителях, поэтому продолжала развиваться курсовая подготовка.

30-е годы ХХ века занимают особое место в истории народного образования страны. В первой половине этого десятилетия было введено всеобщее обязательное начальное обучение детей. В постановлениях ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе» от 25 августа 1931 года и «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» от 25 августа 1932 года было указано на коренной недостаток школы, который заключался в том, что школьное обучение не давало должного объема общеобразовательных знаний и не обеспечивало подготовку вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук. Предпринятые руководством меры привели к значительному расширению сети школ, возросла численность учащихся, что увеличило необходимость в педкадрах [8. C. 108, 284].

Переход в 1930-х годах к всеобщему семилетнему образованию способствовал появлению нового типа учебных заведений – учительских институтов, призванных за 2 года подготовить педагогические кадры для неполных средних школ. К концу 30-х годов в СССР действовало свыше 200 учительских институтов, большинство которых выросло на базе педучилищ.

Однако Республика Алтай и местное население в эти годы не были готовы к открытию высшего учебного заведения. Осуществление всеобуча требовало больших усилий и терпения со стороны центра. По-прежнему не хватало учебной литературы, а присылаемые материалы не учитывали региональных особенностей культуры и быта коренного населения [9. C. 145]. Осуществление задачи начального всеобуча в Горном Алтае закончилось только к началу 1938 года.

В трудные 40-е годы ХХ века подготовка учителей не прекращалась. Военная обстановка требовала существенных изменений в содержании школьного образования.

С 1946 года началась работа по вовлечению всех детей школьного возраста в образовательный процесс.

Главную роль, как в развитии школы, так и работе по преодолению безграмотности населения в послевоенные годы в Республике Алтай, должно было сыграть учительство, а конкретнее, педагогические институты. На Алтае «хронически не хватало педагогов с университетским образованием» [8. C. 102].

В связи с переходом ко всеобщему семилетнему обучению подготовка педагогических кадров для неполных средних школ, которая в центре России началась еще в середине 30-х годов, встала остро и в Горном Алтае.

Профессиональная подготовка алтайских педагогов предметников в Горно-Алтайской автономной области началась с 1949 года, с открытием 18 августа учительского института для подготовки учителей-предметников для 5-7 классов. На основании постановления областного исполнительного комитета «Об организации учительского института» в учительском институте были открыты два отделения – языка и литературы, физики- математики с приемом на первый курс по 50 студентов.

Учительский институт разместился в здании педучилища. Библиотечный фонд института пополнился книгами Московского педагогического института им. К. Либкнехта, Барнаульского педагогического и Бийского учительского институтов. В сентябре 1949 года на первый курс был зачислен 131 человек, из которых 32 алтайца [1. C. 98].

В ноябре 1949  года при учительском  институте было открыто  заочное отделение.  Учитывая слабую общеобразовательную подготовку алтайской молодежи, в 1950-1951 учебном году в институте было создано подготовительное отделение сроком на три года и планом набора – 50 человек. Задача подготовительного отделения – дать алтайской молодежи среднее образование и подготовить к поступлению на одно из отделений института [1. C. 99].

Коллектив преподавателей преимущественно состоял из преподавателей местных средних учебных заведений. Штат состоял из 11 преподавателей, которые имели высшее образование: 4 – с базовым университетским, остальные – после окончания пединститутов. Однако многие из них не имели опыта вузовской работы.

В 1951 году Горно-Алтайский учительский институт дал региону 115 специалистов, из них 41 – учитель русского языка и литературы для русских школ и 11 учителей – для алтайских; 37 учителей физики и математики; 26 учителей естествознания и географии. За три года работы Горно-Алтайский учительский институт подготовил 356 специалистов, в том числе 49 учителей-алтайцев [5].

В начале 1950-х годов педагогическое образование в СССР подверглось реформированию: учительские институты были закрыты, как успешно выполнившие свою задачу, или преобразованы в педагогические, предназначенные для подготовки учителей для полной средней школы.

Так в 1953 году Горно-Алтайский учительский  институт  был преобразован в Горно-Алтайский педагогический институт, который готовит специалистов и сегодня.

Таким образом, к концу 40-х годов ХХ века на территории Горного Алтая сформировались условия, повлиявшие на открытие высшего учебного заведения.

Изучение состояния алтайской высшей школы на примере Горно-Алтайского учительского института во второй трети ХХ века показало, что она активизировала поиск путей усовершенствования подготовки учительских кадров. Наметившаяся тенденция была связана с усложнением роли учителя в обществе и выдвигаемыми новыми повышенными требованиями к нему как профессиональному деятелю.

 

Список литературы

1.      Беликова, А.П. Очерки истории общего и педагогического образования в Республике Алтай (19-нач. 20 вв.): учебное пособие для студентов вуза / А.П. Беликова. – Горно-Алтайск: РИО Горно-Алтайского университета, 2007. – 180 с.

2.      Государственный архив социально-правовой документации Республики Алтай. Ф. 241. Оп. 1. Д. 73а. Л.4.

3. Там же. Ф. 241. Оп. 1. Д. 185. Л. 3.

4. Там же. Ф. 241. Оп. 1. Д. 186.

5. Там же. Ф. 265. Оп. 1. Д. 8. Л. 5.

6.      Копытов, Н.Ф. Горно-Алтайское педагогическое училище: очерки истории / Н.Ф. Копытов. – Горно- Алтайск, 1995. – 203 с.

7.      Копытов, Н.Ф. История народного образования / Н.Ф. Копытов. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайское респ. из-во «Юч-Сюмер», 1994. – 167 с.

8.      Энциклопедия образования в Западной Сибири: В трех томах.  – Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 2003. – Том I. – 316 с.

9.      Энциклопедия образования в Западной Сибири: В трех томах.  – Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 2003. – Том II. – 384 с.